Просмотр содержимого документа
«Владимирская гладь»
Владимирская гладь
Презентацию подготовила
Остапченко Виктория Александровна
Учитель технологии
МБОУ «Средняя школа №4»
г. Кольчугино
Владимирскаягладь
Один из широко известных владимирских промыслов.
Он возник ещё во времена Владимиро-Суздальского княжества и формировался на протяжении многих веков.
Сегодня – это особая техника шитья и узнаваемый традиционный стиль.
При археологических раскопках на территории Владимиро-Суздальского княжества найдены кусочки ткани, покрытые характерным шитьем: лицевая сторона вышивки заполнена длинными стежками, а с изнанки – только контур рисунка. Причем в некоторых работах крупные стежки прикреплялись более мелкими – гладь вприкреп.
В XVIII веке монахини монастыря Иоанна Милостивого в Мстёре, чтобы поддерживать быт обители, стали продавать свои работы, украшенные золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу.
Монахини также обучали своему мастерству горожанок и крестьянок, только вышивать они стали уже не золотом, а в основном красными нитями. Узоры – крупные цветы и листья, середины которых украшались накладными сетками, шишечками.
Белая гладь
К середине XIX века гладью вышивали почти все жительницы Мстёры. Сформировался ещё один основанный на монастырской технике стиль – вышивка миниатюрных растительных узоров белыми нитями без просветов по маркизету, батисту и другим тонким белым хлопчатобумажным тканям. Его так и стали называть – белая гладь .
С 1928 года александровские вышивальщицы трудились артелью, а затем объединились с Мстёрской фабрикой имени Крупской .
Мастерицы вышивали крестом и гладью женские блузки и белье, мужские сорочки, а также детские рубашки, кофточки. Появились в ассортименте и интерьерные изделия – мелкие салфетки для украшения стола, накидки, подзоры, скатерти.
В советские годы владимирская вышивка обогатилась новыми мотивами. В старинных орнаментах чаще всего изображали крупные плоды в сочетании с цветами и листьями меньшего размера, растительный узор передавали условно.
Во второй половине XX века мастерицы стали также изображать птиц и человеческие фигуры.
«Верхошов»
Почему владимирская гладь называется ещё и «верхошов»? Название тесно связано с шитьём золотом, когда каждая ниточка была дорога, и потому старались вышивать на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру рисунка.
Стежки на лицевой стороне располагаются на небольшом расстоянии друг от друга.
Она применяется и при вышивке крупных элементов и достаточно небольших стебельков и веточек. В вышивке в основном растительный орнамент.
Листья и цветы вышиваются гладью, стебли — стебельчатым швом, серединки крупных цветов заполняются различными сетками.
Выполняется вышивка толстыми нитками — шерстяными, ирисом, мулине в несколько сложений и синтетическими.
Основные цвета — красный, коричневый, бежевый разных оттенков, дополняются зеленым, желтым, а также синим или чёрным. Но это те цвета, которые издавна применялись во Владимирской глади.
Схемы узоров для этой глади имеют свои определённые мотивы, которые удобно вышивать именно в такой технике.