kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
  • формировать знания о технике владимирского шитья;
  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;
  • формирование положительной мотивации к предмету;
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья"»


МБОУ ЛОКОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ Н.Ф. СТРУЧЕНКОВА









ОТКРЫТЫЙ УРОК


по технологии в 8 классе


тема: «Ручная художественная вышивка гладью.

Техника владимирского шитья»






Провела:

учитель технологии

Иванькова А.С.









п.Локоть

2014-2015 учебный год



Урок по технологии в 8-м классе. Тема: "Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья"

Цель урока:

  • ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;

  • формировать знания о технике владимирского шитья;

  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;

  • формирование положительной мотивации к предмету;

  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;

  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор,

  • ПК (ноутбук).

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,

  • ткань 20 x 20 см,

  • нитки мулине,

  • набор игл,

  • ножницы,

  • образцы вышивки,

  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • презентация “Вышивка гладь”,

  • инструкционные карты техники владимирского шитья,

  • образцы вышивок гладь.


Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)


Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.


II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.


1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;

  • б) мережка;

  • в) ришелье;

  • г) простой крест;

  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;

  • б) ксерокса;

  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;

  • б) копировальная бумага;

  • в) фломастер;

  • г) ножницы;

  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;

  • б) нитки мулине;

  • в) нитки х/б;

  • г) напёрсток;

  • д) крючок.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.


III. Изучение темы урока

Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.

План

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщение обучающегося об истории вышивки.

3. Сообщение обучающегося об истории вышивки на Руси.

4. Знакомство обучающихся с видами вышивки (владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, швы «узелки» и «рококо», двусторонняя и художественная гладь).

5. Сообщение обучающегося об истории владимирского шитья.

6. Объяснение нового материала по технике владимирского шитья (односторонняя гладь, гладь «вприкреп», накладные сетки).


Вступительное слово учителя

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.


Сообщение обучающегося об истории вышивки

Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы из которых создавали одежду разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека о окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.
Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на весь мир.


Сообщение обучающегося об истории вышивки на Руси.

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.

Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.

Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. 

Вышивка северных областей- характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот.

На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания.


Знакомство обучающихся с видами вышивки.

Показ презентации и рассказ учителя об основных видах вышивки гладью (владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, швы «узелки» и «рококо», двусторонняя и художественная гладь).


Сообщение обучающегося об истории владимирского шитья.

История владимирских швов тесно связана с развитием золотого шитья. Серебряные и золотые нити в виду их высокой цены использовали при украшении одежды так, чтобы в дальнейшем их можно было аккуратно спороть и использовать еще и еще раз. Для этого драгоценные нити, предварительно скрученные с основной льняной нитью, пришивали к ткани техникой «в прикреп». Понятно, что серебром и золотом расшивалась парадная одежда очень богатых людей, часто драгоценным шитьем отделывались воротник, манжеты и подол платья. Народ попроще, подражая знати, освоил подобную технику, только вместо серебряных и золотых нитей стал использовать толстую шерстяную пряжу чаще всего красного цвета с добавлением синих, желтых, зеленых вкраплений. Этой вышивкой украшалась одежда, подзоры, скатерти. Рисунок вышивки повторял замысловатые линии и сюжеты парчовых тканей, порой закрывая весь низ нарядной одежды.

Центром этого рукоделия стала Владимирская область, отсюда и пошло название вышивки – Владимирская гладь, второе название этой техники вышивки – верхошов. В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому. Основная тематика владимирской вышивки – растительная, состоящая как из отдельных крупных цветов со стилизованными листьями, так и растительных орнаментов, соединенных со стилизованными фигурками людей, птиц и животных. Отличительная особенность вышивки, что она всегда состоит из крупных элементов.


Объяснение нового материала по технике владимирского шитья.

Показ презентации и рассказ учителя об основных техниках вышивания владимирской гладью (односторонняя гладь, гладь «вприкреп», накладные сетки).


Односторонняя гладь («верхошов»)


  1. Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально.


  1. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, так как они короче, чем на внешней.


  1. Листья вышивают от центральной прожилки в обе стороны под углом 45 градусов к ней.


Гладь «вприкреп»


  1. Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими.


  1. Стежки – переходы выполняют по радиусу внутрь круга.


Накладные сетки


  1. Нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя по линии контура.


  1. Места пересечения ниток закрепляют стежками, которые являются элементами украшения (косой стежок, крестик, кустик)



IV. Практическая работа

«Выполнение вышивки в технике владимирского шитья» с использованием инструкционных карт:

- односторонняя гладь;

- гладь «вприкреп»;

- накладные сетки.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Обучающимся розданы инструкционные карты с описанием и рисунками техники вышивания владимирской гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

  2. Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

  3. Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

  4. Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.


V. Подведение итогов урока.

Оценка работ учащихся.

После подведения итогов урока учитель делает акцент на работах обучающихся, выполненных за предыдущие учебные года в технике вышивке гладью с оформлением ими творческих проектов и предлагает учащимся приступить к аналитическому этапу творческого проектирования.


VI. Домашнее задание: продолжить выполнение вышивки в технике владимирского шитья с целью закрепления полученных умений.

Уборка рабочих мест.

















Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.


  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.







Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.


  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.

  5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  6. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  7. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.









__________________________________

(фамилия, имя)

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;

  • б) мережка;

  • в) ришелье;

  • г) простой крест;

  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;

  • б) ксерокса;

  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;

  • б) копировальная бумага;

  • в) фломастер;

  • г) ножницы;

  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;

  • б) нитки мулине;

  • в) нитки х/б;

  • г) напёрсток;

  • д) крючок.


__________________________________

(фамилия, имя)

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.

  • а) батик;

  • б) мережка;

  • в) ришелье;

  • г) простой крест;

  • д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;

  • б) ксерокса;

  • в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;

  • б) копировальная бумага;

  • в) фломастер;

  • г) ножницы;

  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;

  • б) нитки мулине;

  • в) нитки х/б;

  • г) напёрсток;

  • д) крючок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ручная художественная вышивка гладью. Техника владимирского шитья"

Автор: Иванькова Анна Степановна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 350085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка конспектов факультатива "Культура Поволжья" "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-konspiektov-fakul-tativa-kul-tura-povolzh-ia"
    ["file_id"] => string(6) "136146"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417035923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства