развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Оборудование:
мультимедиапроектор,
ПК (ноутбук).
Инструменты и материалы:
пяльцы,
ткань 20 x 20 см,
нитки мулине,
набор игл,
ножницы,
образцы вышивки,
инструкционные карты.
Дидактический материал:
презентация “Вышивка гладь”,
инструкционные карты техники владимирского шитья,
образцы вышивок гладь.
Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение материала по разделу вышивание
Письменно ответить на тест.
1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
а) батик;
б) мережка;
в) ришелье;
г) простой крест;
д) владимирская гладь.
2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.
а) координатной сетки;
б) ксерокса;
в) линейки и циркуля.
3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
а) завязать узелок;
б) спрятать нить под стежками;
в) закрепить нить в петлю.
4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
а) карандаш;
б) копировальная бумага;
в) фломастер;
г) ножницы;
д) эскиз рисунка.
5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
а) пяльцы;
б) нитки мулине;
в) нитки х/б;
г) напёрсток;
д) крючок.
Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.
III. Изучение темы урока
Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
План
1. Вступительное слово учителя.
2. Сообщение обучающегося об истории вышивки.
3. Сообщение обучающегося об истории вышивки на Руси.
4. Знакомство обучающихся с видами вышивки (владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, швы «узелки» и «рококо», двусторонняя и художественная гладь).
5. Сообщение обучающегося об истории владимирского шитья.
6. Объяснение нового материала по технике владимирского шитья (односторонняя гладь, гладь «вприкреп», накладные сетки).
Вступительное слово учителя
В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Сообщение обучающегося об истории вышивки
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы из которых создавали одежду разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.
Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов. В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека о окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие. Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на весь мир.
Сообщение обучающегося об истории вышивки на Руси.
На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. Историки разделяют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.
Вышивка среднерусской полосыхарактеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора.
Вышивка северных областей- характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот.
На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания.
Знакомство обучающихся с видами вышивки.
Показ презентации и рассказ учителя об основных видах вышивки гладью (владимирское шитье, белая гладь, атласная и штриховая гладь, швы «узелки» и «рококо», двусторонняя и художественная гладь).
Сообщение обучающегося об истории владимирского шитья.
История владимирских швов тесно связана с развитием золотого шитья. Серебряные и золотые нити в виду их высокой цены использовали при украшении одежды так, чтобы в дальнейшем их можно было аккуратно спороть и использовать еще и еще раз. Для этого драгоценные нити, предварительно скрученные с основной льняной нитью, пришивали к ткани техникой «в прикреп». Понятно, что серебром и золотом расшивалась парадная одежда очень богатых людей, часто драгоценным шитьем отделывались воротник, манжеты и подол платья. Народ попроще, подражая знати, освоил подобную технику, только вместо серебряных и золотых нитей стал использовать толстую шерстяную пряжу чаще всего красного цвета с добавлением синих, желтых, зеленых вкраплений. Этой вышивкой украшалась одежда, подзоры, скатерти. Рисунок вышивки повторял замысловатые линии и сюжеты парчовых тканей, порой закрывая весь низ нарядной одежды.
Центром этого рукоделия стала Владимирская область, отсюда и пошло название вышивки – Владимирская гладь, второе название этой техники вышивки – верхошов. В течение времени вышивка претерпела изменения. Современный владимирский шов односторонний, с изнаночной стороны имеются только маленькие стежки и переходы от одного элемента другому. Основная тематика владимирской вышивки – растительная, состоящая как из отдельных крупных цветов со стилизованными листьями, так и растительных орнаментов, соединенных со стилизованными фигурками людей, птиц и животных. Отличительная особенность вышивки, что она всегда состоит из крупных элементов.
Объяснение нового материала по технике владимирского шитья.
Показ презентации и рассказ учителя об основных техниках вышивания владимирской гладью (односторонняя гладь, гладь «вприкреп», накладные сетки).
Односторонняя гладь («верхошов»)
Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально.
Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, так как они короче, чем на внешней.
Листья вышивают от центральной прожилки в обе стороны под углом 45 градусов к ней.
Гладь «вприкреп»
Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими.
Стежки – переходы выполняют по радиусу внутрь круга.
Накладные сетки
Нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя по линии контура.
Места пересечения ниток закрепляют стежками, которые являются элементами украшения (косой стежок, крестик, кустик)
IV. Практическая работа
«Выполнение вышивки в технике владимирского шитья» с использованием инструкционных карт:
- односторонняя гладь;
- гладь «вприкреп»;
- накладные сетки.
Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
Обучающимся розданы инструкционные карты с описанием и рисунками техники вышивания владимирской гладью (приложение).
На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.
V. Подведение итогов урока.
Оценка работ учащихся.
После подведения итогов урока учитель делает акцент на работах обучающихся, выполненных за предыдущие учебные года в технике вышивке гладью с оформлением ими творческих проектов и предлагает учащимся приступить к аналитическому этапу творческого проектирования.
VI. Домашнее задание: продолжить выполнение вышивки в технике владимирского шитья с целью закрепления полученных умений.
Уборка рабочих мест.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
__________________________________
(фамилия, имя)
1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
а) батик;
б) мережка;
в) ришелье;
г) простой крест;
д) владимирская гладь.
2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.
а) координатной сетки;
б) ксерокса;
в) линейки и циркуля.
3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
а) завязать узелок;
б) спрятать нить под стежками;
в) закрепить нить в петлю.
4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
а) карандаш;
б) копировальная бумага;
в) фломастер;
г) ножницы;
д) эскиз рисунка.
5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
а) пяльцы;
б) нитки мулине;
в) нитки х/б;
г) напёрсток;
д) крючок.
__________________________________
(фамилия, имя)
1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
а) батик;
б) мережка;
в) ришелье;
г) простой крест;
д) владимирская гладь.
2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.