Просмотр содержимого документа
«Совершенствование содержания и эффективные модели организации предмета технология.»
Совершенствование содержания и эффективных моделей организации образовательного процесса по технологии, обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов
Совершенствование содержания и организации образовательного процесса для обеспечения достижений в предметной области «Технология» представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития.
Для их реализации необходимы определенные модели мышления и поведения личности, которые, формируются в школьном возрасте.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии. Содержание обновленного урока технологии предусматривает обязательное ведение внеурочной деятельности.
Современный урок технологии в школе это:
-изучение материалов и структур;
-методы решения конструктивных и изобретательных задач ( изготовление различных декоративных изделий, сувениров, создание скворечников,
ящиков, деревянных изделий для дома);
-моделирование и конструирование на уроках технологии с применением компьютерных технологий (девочки -при разработке узоров вышивки, при создании новой модели одежды, создание эскизов и построение выкройки; мальчики при разработке дизайна, чертежа и отделке изделия )
-творческие процессы (изучение техники и практика процесса изучения различных техник декоративного творчества)
-проектирование и выполнение проектов (проекты «Мягкая игрушка», «Вышивка лентами» «Вязание крючком», «Выжигание по дереву»)
Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном объёме: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания.
Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах:
-ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
-владение проектным подходом;
-знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач;
-знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов;
-знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения;
-овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности;
-базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту.
В соответствии с программой все учащиеся выполняют ежегодные творческие проекты по технологии, причём требования к оформлению, к содержанию проектной документации усложняются от класса к классу. Проект выполняется под руководством учителя. Работу над ним учащиеся начинают на уроке, а продолжают дома. Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку темы.
Когда вводить работу над творческим проектом?
5 класс – идеальное время для введения проектов. Если проект будет не очень сложным, групповым, то дети быстро уловят суть таких заданий, научатся быстро и качественно выполнять их. Допустим: одна из частей проекта - его реклама. Сюда входит создание наименования готового продукта, его описание, разработка товарного знака и небольшого рекламного текста. А это начинающему проектировщику будет сделать не сложно и интересно. На первом занятии, в 5 классе объяснить что такое проектная деятельность, творческий проект и этапы его выполнения, ознакомить с целью и задачами предстоящей работы, с требованиями к оформлению проекта. При работе над первым проектом представить уже защищенные проекты в качестве примера.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится тематика его работ. После 8 класса задаются большие проекты, выполнение которых будет занимать минимум одну четверть, максимум – семестр.
Тема проекта выбирается учащимися по желанию или по рекомендации, исходя из индивидуальных способностей учащихся. Например, одним предложить изготовить изделие в лёгкой технике рукоделия, а другим, более сложной или объёмной, освоить то или иное декоративно- прикладное искусство, возможно самостоятельно.
Затем учащиеся составляют план работы над проектом. Вместе с ними просматриваем, анализируем, прописываем технологию работы. При необходимости внести поправки. После учащиеся приступают к практической работе по изготовлению и поэтапному оформлению творческого проекта.
Обязательно проводить индивидуальные консультации с каждым ребёнком, чтобы правильно определить конкретные задачи, выбрать материалы и инструменты, подобрать необходимую литературу, определить способы обработки изделия. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проекта оказывать на уроках , контролируя каждый этап выполнения проекта.
Напервом этапе ставится проблема – осознание необходимости и потребностей во всех сферах деятельности человека.
На втором этапе - возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Создание банка идей, анализ моделей-_аналогов , определение требований к изделию, разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации ,подбор инструментов и оборудования, подбор материалов , выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащегося ,опыт учителя, родителей.
На третьем, технологическом, этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение технологических операций и составление инструкционной карты.
На четвёртом, заключительном, этапепроисходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и минимаркетинговое исследования , анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их работы.
Все операции творческого проекта можно фотографировать и использовать при оформлении пояснительной записки.
В процессе работы обратить внимание учащихся на самоконтроль. Дети должны, прежде всего, оценить свою работу сами. Это важный воспитательный момент. У учащихся вырабатывается способность к объективной самооценке не только при работе в классе на уроке, но и в других ситуациях.
Защита творческих проектов проходит в различных формах. Это может быть рассказ о проделанной работе, защита с помощью слайдов ,мини-фильма, игра, выставка.
В последнее время для защиты своих проектов учащиеся все чаще используют презентации. Использование презентации при защите проекта это метод, позволяющий развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Каждый ребёнок бывает в роли выступающего и эксперта.
К защите ученики представляет проект (пояснительная записка) и изделие.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата А-4.
Подводя итог, мне хочется сказать, что для реализации образовательных достижений нужна обновленная материально-техническая база кабинета, или мастерских технологии, Но мы знаем, что практически в каждой школе материальная база оставляет желать лучшего. И хочется надеяться, что обратят внимание на предмет «Технология» и материальная база будет постепенно обновляться. А это приведёт к наилучшим результатам в развитии будущего поколения и нашей области.