Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Фантазеры"»
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета ГОАУ Свободненская специальная(коррекционная)
школа-интернат
Протокол № 1
от 30.08.2019 года
УТВЕРЖДЕНА
Директор ГОАУ Свободненская специальная(коррекционная)
школа-интернат
________ О.Б. Николаева
Приказ № 112
от 02.09.2019 года
Адаптированная основная
общеобразовательная
программа внеурочной деятельности
по кружку «Фантазеры»
для обучающихся
на 2024-2025 учебный год
Программу составила:
Мищенко Марина Анатольевна
учитель трудового обучения высшей категории
г. Свободный 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Стр.
1.1. Пояснительная записка………………………………………………
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………
8
1.3. Учебный план 2024 – 2025 учебный год …………....
9
1.4. Планируемые результаты…………………………………………
13
2.КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ…….
14
2.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
14
2.2. Условия реализации программы ……………………………………...
20
2.3. Формы аттестации……………………………………………………
22
2.4. Оценочные материалы. …………………………………….
23
2.5. Методическое обеспечение программы…………………………….
23
2.6. Рабочая программа воспитания……………………………………...
29
2.7. Календарный план воспитательной работы………………………..
32
3.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
34
4.ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....
37
КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Занятия по рукоделию комплексно воздействуют на развитие ребенка. Благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Но самое важное и ценное заключается в том, что рукоделие наряду с другими видами искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазёры» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и Устава учреждения согласно требованиям согласно требованиям нормативных документов1
Данная программа имеет творческую и художественную направленность. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, на привитие практических навыков работы с тканью, кожей, нитями, бисером и знакомство с истоками русского народного ремесла. удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно- эстетическом развитии и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к прикладному творчеству.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует
социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье-сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
формированию и развитию творческих способностей учащихся; 4.выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что декоративное творчество открывает детям путь к развитию их фантазии и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения поделок из ткани, кожи, бисера, нитей и природного материала с использованием самых разнообразных способов (плетение, вышивка и др.).
Предполагается развитие ребенка в самых различных направлениях:
развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно - прикладное искусство), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
формирование художественно – образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, человечности;
развитие творческих способностей в рисовании, в, аппликации , декорировании;
обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, композиции, умение элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач;
приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя разные направления декоративного творчества. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
Новизнаданнойпрограммызаключается:
изучение свойств ткани, кожи, красок для росписи и окраски бросового материала;
комбинированные способы изготовления поделок (бисер и бросовый материал);
изучение современных техник вышивки и бисероплетения и умение их применять на практике;
изготовление не только поделок, но и простейших макетов.
Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста с 11- 15 лет. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объём знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания.
Половозрастныехарактеристики
Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью воспринимать учебный материал, а также тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности.
Система тем и заданий, разработанных в программе «Фантазёры»,
дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуального подходу в работе с детьми.
Программа позволяет:
включение детей в учебный процесс в течение учебного года;
использование творческого подхода к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
использование дифференцированного подхода в работе с каждым ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;
образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках и ярмарках народных ремесел.
Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по
К концу учебного года задания по темам усложняются, предъявляются более высокие требования к качеству вышивки, плетению и декорированию.
объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам учащихся, при появлении новой технологии. Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого. Объем программы, срок освоения, режим занятий
Программа рассчитана на 1 год. Формы обучения – очная.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы – традиционная. Организационные формы обучения - групповые, индивидуальные и всем составом.
Кроме учебных часов программой предусматриваются часы для работы над выставочными композициями и творческими проектами, а так же часы,
Количествообучающихсявгруппе–5 чел.
Режим занятий -Занятия проводятся1 раза в неделю по 4 часа (занятие- 45 минут).
Теория:Знакомство с детьми. Порядок и план работы. Показ готовых поделок. История бисероплетения.
Практическаяработа: Плетение по образцу.
Контроль:наблюдение.
Понятие о материалах и инструментах. (2 ч.)
Теория:бисер, его виды. Применение поделок из бисера в быту. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила по технике безопасности.
Практическаяработа: Плетение по схеме
Контроль:анкетирование, тестирование.
Освоение приёмов плетения плоских фигур. (2 ч.)
Теория: Работа по схеме. Способы переплетения
Практическаяработа: Плетение на свободную тему.
Контроль:творческая работа, наблюдение.
Плетем брелока. Работа по образцу. (10 ч.)
Теория:Плоское плетение по схеме. Виды и размеры бусин. Изучение схем, применяемых при плетении плоских фигур.
Практическая работа:
Плетение:
собачка
ципленок
паук
дельфин
бабочка
Контроль:творческая работа, наблюдение.
Вышивка крестом. (4 ч.)
Теория:Виды вышивки крест. Его применение. Народное творчество.
Практическая работа:
Вышивка крестиком. Декорирование вышивки.
Контроль:наблюдение, опрос.
Мастерская д. Мороза. (8 ч.)
Теория:Традиции Нового года. Игра – викторина «Наряжаем елку»
Практическая работа:
Изготовление поделок по шаблонам:
д. Мороз.
Снегурочка.
Изготовление символа Нового года….
Изготовление керамической плитки «Снеговик в шапочке».
Изготовление панно «Зимний пейзаж».
Изготовление объёмной поделки
«Снеговик с метлой».
Роспись поделок.
Контроль:творческая работа, наблюдение.
Вышивка простейшего панно. (10 ч.)
Теория: Правила и схемы вышивки. Способы переноса нити, замены нити, декорирования вышивки.
Практическаяработа:
вышивка по схеме.
Декорирование вышивки.
Контроль:наблюдение, опрос.
Работа с нитями. Макраме (2 ч.)
Теория:Изделия домашнего обихода. Техника плетения узлов. Кашпо на стену. Особенности узлов. Способы декорирования.
Практическая работа:
Плетение узлов по образцу по образцу:
кашпо на стену.
Контроль:творческая работа, наблюдение.
Изготовление панно на стену. Подарки к праздникам. (18ч.)
Теория:Праздничные традиции. Виды сувениров. Подарки к праздникам. Традиции христианских праздников. Беседа «Этот День Победы..»
Практическая работа:
Изготовление декоративных панно:
Ваза с цветами.
Ваза с объёмным декором.
Изготовление пасхальных сувениров:
Изготовление памятных сувениров ко Дню Победы:
Контроль:творческая работа, опрос.
Понятия о материалах и инструментах, работа с крючком
Теория:Размеры крючков, виды пряжи. Применение вязанных изделий в быту.
Практическая работа:
Вязание крючком.
Контроль:наблюдение, опрос.
Вязание крючком.
- вязание салфетки - тапочки - игрушки - шаль
Контроль:наблюдение.
14. Изготовление сувениров.Подаркикпраздникам.
Теория: Традиции праздников. Игра «Угадай праздник»
Практическая работа: выполнения различных поделок в разных техниках
Контроль:наблюдение.
15. Экскурсия
Теория: Поход в городской парк. Наблюдение за природой, за животными, насекомыми и птицами.
Контроль:наблюдение.
16. Выставка. (2 ч.)
Подведение итогов. (выставка поделок ДДТ)
Контроль:творческая работа, наблюдение.
Планируемые результаты.
Кконцу года обучающиесядолжны:
-Знать и народное творчество и традиционные праздники России.
-Знать навыки работы с крючком, вышивкой крестом, плетением из нитей и бисера, и работать специальными инструментами.
-Знать основы работы с крючком, иглой, пяльцами.
-Бережно относится к своим работам и работам своих товарищей, уметь доводить начатое дело до конца.
У обучающих будут сформированы (развиты):
-Мотивация и интерес к искусству плетения и вышивки, художественным традициям своего народа.
Память, воображение, речь, образное мышление.
Мелкая моторика рук, чувство пространства и объема.
Аккуратность, прилежность, умение доводить дело до конца.
После освоения программы воспитанники должны обладать достаточными знаниями, умениями и навыками для перехода на следующий уровень программы. Не исключено, что знания, полученные в процессе обучения, станут просто личным «внутренним багажом», помогающим делать мир вокруг себя интересным и красивым.
II.КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ.
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует утверждённым нормам. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Год
обучения
Начало занятий
Окончание занятий
Кол-во учебных
недель
Кол-во учебных
дней
Кол-во учебных
часов
Режим занятий
1 год
13.09.2024
20.05 2025
34
72
72
1 раз в
неделю по 2 часа
№ п/п
Ме сяц
Чи сло
Врем я прове дения занят
ия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место прове- дения
Форма конт- роля
1- 2
09
14
8.30 – 9.20
Беседа с игровыми элементам и.
Мастер- класс
2
Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Порядок и план работы. Показ готовых поделок..
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос. Анкетиро вание.
Освоение приёмов плетения простейших форм.
3 -
6
09
21-
28
8.30
9.20
Беседа, показ
4
Понятие о материалах и инструментах. бисер, его свойства.
Применение поделок из бисера в быту. Материалы и инструменты Организация рабочего
места. Правила по Т.Б.
Учебны й класс
Наблюден ие.
Опрос.
7 - 19
10-
11
05-16
8.30
9.20
Практическ ое занятие
12
Плетение из бисера.
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос.
Мастерская д. Мороза
20 - 37
11-
02
23- 01
8.30
9.20
Беседа. Показ. Объяснени е.
18
Подготовка к новогодней выставке поделок народного творчества
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос.
Понятия о материалах и инструментах вышивка крестом.
38 - 41
02
08-
15
8.30
9.20
Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци
и
4
Способы вышивки крестом
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос.
Вышивка простейшего панно.
42 - 59
02
15
8.30
9.20
Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци
18
Виды вышивки крест, нитки мулине
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос.
Понятия о материалах и инструментах, работа с кожей
60 - 63
10
18
8.30
9.20
Объяснени е.
4
Виды кож, инструменты и приспособления работы с кожей
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос.
64 - 75
10
23
8.30
9.20
Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци
12
Чехол для телефона, чехол для сапожного ножа
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос, анализ
работ.
Понятия о материалах и инструментах, работа с нитями макраме.
76 - 77
10
25
8.30
9.20
Показ. Объяснени е.
2
Проработка узлов
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос.
78 - 95
10
30
8.30
9.20
Самостояте льная
работа
18
Плетение панно на стену
Учебны й класс
Анализ работ.
Выставка
Понятия о материалах и инструментах, работа с крючком
96 - 97
11
01
8.30
9.20
Беседа Объяснени е. Показ слайдовой презентаци
2
Виды петель, виды крючков, ниток
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос, анализ
работ.
98 - 115
11
06
8.30
9.20
Самостояте льная
работа
18
Вязание крючком
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос, анализ
работ.
Изготовление сувениров. Подарки к праздникам.
116 - 133
11
08
8.30
9.20
Показ. Самостояте льная
работа
18
Создание мягкой игрушки, сувениров к празднику Победы, вязание тапочек, корзин, ковриков.
Учебны й класс
Наблюден ие, опрос, анализ
работ.
134 - 135
8.30
9.20
Экскурсия
2
Знакомство с природой парка, насекомыми и птицами.
Городской парк культуры и отдыха
Наблюдение, опрос
136
11
13
8.30
9.20
Выставка работ
2
Выставка проделанной работы
Фойе школы, учебный класс
Наблюден ие, анализ
работ.
Условия реализации программы
Материально-техническоеобеспечениепрограммы.
Учебныйкабинет оборудован в соответствии с направленностью программы, содержанием, поставленными целями и задачами, согласно санитарным и противопожарным нормам и правилам, установленных СанПиН, нормам охраны труда и имеет:
деревянные столы для хранения и сушки поделок - 3;
шкафы с полками – 3;
стенды по безопасности образовательного процесса - 1;
рабочие столы – 8;
стулья – 19 ;
наглядные методические пособия, шаблоны- 40;
фонд работ учащихся - 200;
магнитная доска - 1;
специальная литература для детей и педагога - 20;
фартуки и нарукавники – 20.
Технические средства обучения:
компьютер - 1;
мультимедийный проектор, экран
Инструменты и материалы в соответствии с количеством обучающихся:
бисер;
крючки разных размеров;
нити мулине для вышивки разных цветов
ткань для вышивки «канва»;
нити разной толщины и разного цвета для макраме;
иглы для вышивки
проволока для плетения из бисера разного цвета и толщины
альбомы и картон;
шаблоны;
природный материал.
Здоровье-сберегающие ресурсы:применение комплекса физкультурных минуток, гимнастик для глаз, рефлексий.
программное обеспечение: программы для создания текстовых документов, электронных таблиц (Microsoft Word, Excel); программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Учитель технологии и предпринимательства высшей категории – Мищенко Марина Анатольевна
Формыпредъявленияидемонстрацииобразовательныхрезультатов:мастер-классы, конкурсы поделок, выставки и ярмарки народного творчества.
Входящаядиагностикаосуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель- определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки
– анкетирование, собеседование.
Текущаядиагностикаосуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических - творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, викторины). Взаимоконтроль, самоконтроль и др. стимулируют работу учащихся
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: анкетирование, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
Основным показателем уровня качества знаний и умений учащихся является
итоговаявыставкадетских работ, организуемая в конце учебного года.
После завершения каждого раздела программы проводятся мини- выставки для просмотра и анализа всех выполненных работ. Учащимся даётся возможность сравнить, самостоятельно оценить свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки. В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что является не только
хорошим стимулом для учащихся, но и позволяет объективно оценивать итоги усвоения программы.
2.3.Оценочныематериалы.
Этапы
Показатели мониторинга
Отражение
результатов
Входная диагностика
Уровень способностей, познавательных процессов необходимых для
освоения программы.
( Прилож.1)
Диагностические материалы
Промежуточная диагностика
первого полугодия.
Уровень
формирования ЗУН
(теоретическая и практическая подготовка). ( Прилож.2)
Протокол
контрольного
среза ( Прилож.4)
Итоговая
аттестация освоения программы
Уровень
сформирования личностных,
метапредметных и предметных результатов. ( Прилож. 3)
Характеристика методов, методических приёмов и современныхобразовательных технологий, используемых в процессе освоенияпрограммы
Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Программой предусмотрены основныеметодыобучения:
объяснительно-иллюстративный.
Каждое занятие перед практической работой сопровождается беседой, цель которой не только разъяснение задания, но и вовлечение ребят в диалог, в соучастие происходящих событий, в налаживание психологического контакта, а также создание непринуждённой творческой атмосферы. Кроме этого часто используется рассказ, который сопровождает как новые темы, так и демонстрации различных образцов, репродукций, схем и т.д.
-репродуктивный(работа по образцам)
Одним из важных моментов обучения является работа по образцу. В работе, как над лепкой, так и над росписью сначала ребятам предлагается повторить формы или росписи несложных образцов. Что позволяет обучать их наиболее простым и эффективным приёмам лепки или росписи.
-творческий (импровизация по мотивам народной глиняной игрушки, при выполнении изделий из глины).
После усвоения полученных знаний и умений у обучающихся появляется возможность развивать воображение и воплощать собственные замыслы. Творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
-поисковый(эвристический).
Вид деятельности, побуждающий к активному осмыслению материала; поиску вариативных решений задачи; анализу проблемных ситуаций под руководством педагога; самостоятельному выполнению алгоритма действий. В процессе применения знаний, когда обучающийся не связан с готовыми образцами, он определяет свою композицию, свой алгоритм выполнения операций, проявляя активно-поисковый уровень самостоятельности.
исследовательский
Обучающиеся осваивают простые способы соединения элементов из глины, технологию разрезания элементов прямо и наискосок, алгоритм изготовления пустотелого мешочка из глины, технологию разглаживания поверхности технологию раскатывания пласта глины; исследование свойств гуаши и акварели.
Реализация программы основана на использовании педагогических образовательных технологиях:
личностно-ориентированная технология (принятие ребёнка как данность; создание гуманистических взаимоотношений в коллективе; оценивание роста конкретной личности; воспитание патриотизма).
технологияколлективнойтворческойдеятельности(даёт радость каждому за свой результат и результат совместного труда; способствует освоению материала, благодаря влиянию обучающихся друг на друга; повышает самооценку старших; повышает мотивацию младших и
«новеньких» («Значит, и я так смогу»); способствует развитию индивидуальных способностей; удовлетворяет потребности в творческой деятельности; создаёт ситуацию успеха, вершиной которой является радость совместного творчества; воспитывает чувство коллективизма и взаимопомощи.)
информационно-коммуникативныетехнологии(как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (создание тематических презентаций по темам образовательной программы);
закрепление изложенного материала (обучающие программы); проведение практических занятий, самостоятельной работы; контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты); диагностика качества обучения (тесты); фотосъемка занятий, выступлений и на их основе создание презентации; получение информации, обмен опытом посредством сети Интернет).
здоровьесберегающие технологии.
-технологиидифференцированногообучения(предполагают целевую ориентацию на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей);
Ведущимипринципамиработы с детьми являются:
индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку;
творческое содружество и сотворчество детей, родителей, педагога;
сочетание индивидуальных, групповых форм работы;
выбор времени занятий в рамках расписания объединения.
Формы организации занятий:
практическое занятие;
беседа;
выставка;
мастер-класс;
презентация;
консультация;
наблюдение;
открытое занятие и т.д.
Занятие имеет следующую структуру:
краткое повторение пройденного материала;
знакомство с новой темой (технологией);
вводный инструктаж;
практическая работа;
уборка рабочего места
В течение учебного года предусмотрены посещение и участие в мероприятиях, проводимых на базе школы. Например: конкурс новогодних игрушек; мероприятия, посвященные календарным праздникам (в День защиты детей, учащиеся проводят мастер-классы для других детей); совместные мероприятия с другими образовательными программами как воспитательного, так и образовательного характера (выставки, организация
мастер-классов).
Немаловажную роль играют выполнение коллективных работ воспитанниками, это помогает не только закреплению навыков мастерства, но и межличностных контактов, комфортных отношений в творческом процессе. Общий замысел выполняется благодаря слаженному соединению идей каждого ребенка в общей работе.
2.6.Рабочая программа воспитания.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Программа воспитания предусматривает персональное взаимодействие педагога с каждым воспитанником, которое является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребёнок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться, в первую очередь, со значимым для него взрослым, а потом уже - с коллективом. Поэтому педагогу необходимо сформировать дружный, сплочённый коллектив, который разделяет радости и неудачи на всех.
Цель: создание благоприятных условий для усвоения воспитанниками социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи:
- научить детей общественным нормам, устройству общества, социально одобряемым и неодобряемым формам поведения в обществе, первичному пониманию социальной реальности в повседневной жизни;
- воспитать у детей внутреннюю потребность переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (к человеку, семье, Отечеству, природе, миру, знаниям, труду, культуре), ценностное отношение к жизни в обществе;
- сформировать у детей умение самостоятельно действовать, быть гражданином и свободным человеком. Помочь детям приобрести то мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина.
К наиболее важным нормам и традициям поведения относятся:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой), уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- беречь и охранять природу (заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе, стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым, соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми, уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят, уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Формы и содержание воспитательной деятельности:
- работа по сплочению воспитанников и формированию детского коллектива (мероприятия школы, беседы, экскурсии, ярмарки поделок);
- обучающие занятия (беседы с детьми, родителями по правилам дорожного движения, изучение основ пожарной, дорожной, информационной безопасности, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков по гражданской обороне и др.);
- информационно-просветительные мероприятия познавательного характера (выставки, экскурсии, мастер-классы, беседы, консультации);
- мероприятия, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (День Победы и День защитника Отечества, информационные часы, посвященные памятным датам истории страны);
- мероприятия, направленные на уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (конкурсы, экскурсии, беседы, доклады и сообщения учащихся);
- мероприятия, направленные на развитие чувства гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры (экскурсии в дом - музей им. П. Комарова, краеведческий музей им. Н.И. Попова, библиотеку им. Крупской);
- мероприятия по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир (конкурсы рисунков, городские, региональные и Всероссийские конкурсы поделок, выставки Декоративно - прикладного творчества);
- дни защиты от экологической опасности (участие в экологических акциях ДДТ, выставках, конкурсах, трудовых десантах, круглых столах, и др.);
- взаимодействие с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка (помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности в ДДТ, индивидуальное консультирование с целью координации воспитания).
Планируемые результаты.
К концу обучения по данной программе обучающиеся:
- приобретут социальные знания об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получат опыт переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к жизни в обществе;
- получат опыт самостоятельного общественного действия, когда ребенок становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком, приобретает то мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы с учетом направлений воспитательной работы, установленных в Программе воспитания МОАУ ДО ДДТ.
2.7. Календарный план воспитательной работы.
№ п/п
Название мероприятия
Форма проведения
Сроки проведения
1
«Праздник осени»
Праздник
Сентябрь
2
«Дружба начинается с улыбки»
Беседа на тему: «Давайте строить отношения»
Беседа, игра
Сентябрь
3
«День пожилого человека»
Акция вручения сувениров пожилым людям
Октябрь
4
« Друг мой Светофор»
Занятие - игра
Октябрь
«Дорога и мы»
Выставка творческих работ
Октябрь
5
День матери
Ярмарка
Ноябрь
6
«Кормушка для птиц»
Конкурс поделок
7
« Мастерская д. Мороза» , номинация « Символ года»
Городской конкурс поделок
Декабрь
8
Международный день инвалидов «Мы – вместе»
Акция
Декабрь
9
«Солдат – всегда солдат »
Интеллектуальная игра
Февраль
10
« Парад военной техники»
Городской конкурс поделок
Февраль
11
«Весенняя палитра»
Международный творческий конкурс поделок
Март
12
« Мамочке моей»
Выставка поделок
Март
13
« Космические дали»
Конкурс поделок
Апрель
14
Экскурсия в Музей Комарова
Экскурсия
Апрель
15
«Дорога к Победе»
Выставка поделок
Май
16
«Краски Великой Победы»
Конкурс рисунков
Май
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Официально-документальныематериалы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.22 № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ» ( утверждены на заседании Учёного совета от 24.02.2022 г. № 1).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Для педагога:
Андреева Е.А. Трехминутные развивающие игры для детей. - М.: РИПОЛ классик, 2005. – 320 с.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
Брайн Сентенс Керамика.- М.:Астрель, 2005.-216 с.
Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. - В..:Учитель, 2008 -250 с.
Хапилина И.А. «Азбука народных промыслов» -В..:Учитель, 2012 -199с