категория.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Моё отношение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Знакомство с нетрадиционными методами рисования, формирование восприятия образа, воспитывание у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности, развития интереса к результату, к продукту деятельности передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы, компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, сообщение детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3-х до 4-х лет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Рисование пальчиками.
Рисование ладошкой.
Оттиск пробкой.
Оттиск печатками из картофеля.
Занятия длительностью 20-25 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:
| Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
8-10 | Цыплята в траве | Набрызг, тычок жесткой кистью | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования. Показать приемы получения фона | Лист бумаги, гуашь желтая, зеленая, шаблон |
13, 15 -10 | Пушистый котенок | Примакивание поролоном, тычок | Закрепить умение работать жесткой кистью. Прием – тампонирование-примакивание - обучение | Лист бумаги, гуашь зеленая, белая, шаблон котенка |
19,22-10 | Золотая осень | Тампонирование тычок | Закрепить умение создавать фон тампонированием, жесткой кистью – крону деревьев | Шаблоны, поролон, жесткая кисть |
26,29-10 | Ветка рябины | Печатание картофелем, влажной палочкой | Учить детей пользоваться печаткой из картофеля, ватным тычком | Печатка из картофеля, ватные палочки |
2-11 | Деревья в тумане | Рисование на мокрой бумаге | Учить детей рисовать по-сырому, закрепить тампонирование | Бумага, гуашь, вода |
5-11 | Елочки в снегу | Печатание картофелем | Закрепить умение использовать картофель для печатания | Печатки картофельные, гуашь, поролон |
9,11-11 | Веселые мухоморы | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично и равномерно точки на силуэт шляпки гриба | Шаблоны, гуашь алая, белая, клей, салфетка |
16,19-11 | Ягоды и яблоки | Оттиск пробкой, картошкой | Закрепить технику печатания пробкой, картошкой, тампоном | Круг тонированной бумаги, гуашь желтая, зеленая, красная |
23,26-11 | Моя любимая чашка | Оттиск пробкой, печаткой, ватной палочкой | Украшать рисунок в технике печатания, использовать рисование пальчиком | Вырезанные силуэты чашек разной формы, печатки |
30-11 | Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать ягоды пальчиками, листья примакиванием | Лист бумаги с веточкой, гуашь зеленая, желтая, красная |
3,7-12 | Птички клюют ягоды | Рисование пальчиком, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать их пальчиками | Рисунки птиц готовые, гуашь красная, оранжевая, бордовая |
10,14-12 | Подсолнухи | Рисование пальчиком, картофелем | Упражнять в рисовании пальчиками, рисовать стебель, листья подсолнуха | На зеленом поле черные круги. Лепестки желтые рисуют пальчиками |
17,21-12 | Маленькой елочке холодно зимой | Оттиск печать | Учить выполнять мазки и отпечатки. Воспитывать аккуратность | Тонированный лист, зеленая гуашь, штампы, тычки для огоньков |
24-12 | Воздушные шарики | Оттиск печатками | Упражнение в тонировании шаров, украшение их печатками | Акварель для шаров, любые печатки |
4,11-01 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками, рисование пальцами | Упражнять в рисовании предметов овальной формы | Тонированная бумага, муляжи грибов |
14,18-01 | Елочка пушистая, нарядная | Рисование тычком, полусухой кистью | Использовать в рисовании, прием тычка, закрепить умение украшать рисунок | Гуашь зеленая, жесткая кисть, гуашь красная |
21-01 | Зайчонок | Тычок, рисование сухой кистью | Учить выполнять рисунок тычком, мятой бумагой, сухой кистью | |
25,28-01 | Веселый снеговик | Тычок, сухая кисть, тампонирование | Упражнять в технике тычка полусухой жетской кистью. Продолдать учить использовать такое средство выразительности как фактура | Вырезанный из бумаги снеговичок (2 круга) серого или голубого цвета, ватман, тонироанный темным цветом, гуашь, маркеры |
1-02 | Любимые рыбки | Восковые мелки, акварель | Упражнять в рисовании предметов овальной форм, познакомить с сочетанием техник. Учить тонировать лист разными цветами акварелью | Восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации |
4,8-02 | Морское царство | Граттаж, акварель, восковые мелки | Упражнять в процарапывании картона острой палочкой для получения изображения | «Волшебная бумага», палочки, иллюстрации |
11,15-02 | Зимние деревья | Граттаж | Упражнять в процарапывании картона острой палочкой для получения изображения | «Волшебная бумага», палочки, иллюстрации |
18,22-02 | Цветочек для папы | Оттистк печатнками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать стебельки и листочки | Лист-открытка – на лиц. Стороне аппликация, на развороте рисунок, гуашь, печатки |
4-03 | Мимозы | Смешанная техника | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывания шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания | Гуашь шелтая, заготовленные листья мимозы, салфетки, клей, кисти |
11-03 | Петухи | Рисование ладошками | Учить дорисовывать кистью полученный оттиск из ладошки, до получения образа петуха | Гуашь, кисти, рисунки петушков, иллюстрации |
15,18-03 | Ежик | Рисование штампиками, жесткой, полусухой кистью | Учить оформлять силуэт серого цвета «колючками», выполненными штампиками из картофеля и жесткой кистью | Силуэты ежиков, черная гуашь, жесткая кисть, картофельные печатки |
22, 25-03 | Шишки на ветке | Рисование тычком, полусухой кистью | Использовать в рисовании, прием тычка, закрепить умение украшать рисунок | Гуашь зеленая, жесткая кисть, гуашь красная |
5,8-04 | Бабочки | Монотипия | Учить видеть перспективу, изображая одну сторону предметов | Гуашь, акварель, бумага сложенная вдвое |
12-04 | Ракеты в космосе | Граттаж, акварель, восковые мелки | Упражнять в процарапывании картона острой палочкой для получения изображения | «Волшебная бумага», палочки, иллюстрации |
15, 19-04 | Деревья весной (Верба) | Рисование по мокрому, пальчиками | Учить изображать «пушистость» вербы, рисуя по-мокрому мальчиком | Акварель, тычок ватный для украшения вербы |
22,26-04 | Корабли на море | Мятая бумага, рисование по-мокрому | Создавать фон путем тампонирования мятой бумагой, корабли рисовать печатками | Мятая бумага, акварель, печатки |
29-04 | Божьи коровки на лужайке | Монотипия | Создавать фон мятой бумагой, закрепить технику монотипии | Иллюстрации, мятая бумага, акварель |
3,6-05 | Волшебный дождь | Мятая бумага, рисование по-мокрому | Создавать фон путем тампонирования мятой бумагой | Мятая бумага, акварель, печатки |
10,13-05 | Весенние цветы | Монотипия | Создавать фон мятой бумагой, закрепить технику монотипии | Иллюстрации, мятая бумага, акварель |
17-05 | Зеленый май | Мятая бумага, рисование по-мокрому | Создавать фон путем тампонирования мятой бумагой | Мятая бумага, акварель, печатки |
20-05 | Одуванчики | Полусухая кисть, тампонирование | Закрепить умение работать жесткой кистью. Прием – тампонирование-примакивание | Лист бумаги, гуашь зеленая, желтая |
24-05 | Цыплята в траве | Полусухая кисть, тампонирование | Закрепить умение работать жесткой кистью. Прием – тампонирование-примакивание | Лист бумаги, гуашь зеленая, желтая, шаблон цыпленка |
27-05 | Весенний дождь | Рисование по-мокрому | Учить передавать картину дождя, используя различные техники | |
31-05 | Рисуем по замыслу | Любая, на выбор | Закрепление, навыков, полученных на занятиях | |