Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что в условиях введения ФГОС ДО для решения задач художественно - эстетического развития дошкольников, необходимо внести изменения в традиционные формы работы с детьми, создать условия для развития их творчества и способностей в работе с различными художественными материалами, формирования эстетического отношения к действительности. Программа кружка наглядно знакомит детей старшего дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; помогает развивать эстетическое восприятие природы, окружающей действительности и показывает приемы её отображения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка "Фантазеры"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Краснозерского района Новосибирской области
Краснозерский детский сад №6
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КРУЖКА «ФАНТАЗЁРЫ»
( подготовительная группа)
Автор:Гряник Виктория Владимировна, воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель и задачи
- Планируемые результаты
- Педагогические технологии, методы и формы работы
2. Тематический план работы кружка
3. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка
4. Литература
1. Пояснительная записка
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений является – художественно-эстетическое воспитание детей. Актуальность разработки данной программы работы кружка вызвана тем, что для изменения традиционной формы работы с детьми, создания условий для развития творчества и углубления способностей дошкольников в работе с различными художественными материалами наш коллектив стал использовать парциальную программу «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ТЦ «Сфера» Москва 2009г. В дошкольные годы у ребёнка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Программа кружка:
- наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними;
- даёт первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;
- помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приёмы её отображения.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. О том, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребёнка писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что изобразительная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Цель данной программы кружка - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении, развитие творческих способностей.
Задачи:
способствовать развитию познавательных психологических процессов (восприятие; внимание; память; мышление; воображение);
развивать рефлексию, через пред восхищение результатов;
способствовать конструктивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитию самостоятельности; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
способствовать развитию моральных норм через сотрудничество;
знакомить с многообразием жанров декоративно-прикладного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность и довести знания до умелого использования их детьми;
развивать способность видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве.
способствовать освоению технических приёмов работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности ;
развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.
воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми - 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 – 30 минут. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики. Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Познавательное развитие
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
Социально – коммуникативное развитие
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Художественно – эстетическое развитие
Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
Планируемые результаты:
К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно эстетического развития:
эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания;
дети научатся сочетать разные художественные материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
будет сформирован навык самостоятельной работы, умение четко формулировать, излагать свои мысли и передавать предметную и личностную информацию;
у детей сформируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Педагогические технологии, методы и формы работы
В основе отбора и использования образовательных педагогических технологий лежит принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании:
- деятельностные технологии, ориентированные на овладение навыками ручного труда,
- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе,
- когнитивные (мыследеятельностные), направленные на развитие интеллектуальных функций детей;
- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)
-технология исследовательской деятельности, решающий фактор активизации интереса к знаниям;
- технология диалогового обучения, при которой реализуется идея оптимизации обучающихся;
- технология коллективной творческой деятельности ( освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты).
Методы и приемы:
- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;
- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;
- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;
- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
- объяснительно- иллюстративный метод;
- метод самостоятельной работы;
- создание ситуации успеха;
- метод стимулирования;
- оздоровительный метод.
Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.
Способы организации деятельности:
- игра;
- опытно-экспериментальное действие;
- групповая;
- в малых группах.
Формы организации занятий:
- практические работы репродуктивного и творческого характера,
- познавательная игра,
- интегрированное занятие,
- ролевые игры,
- творческие выставки,
- конкурсы.
Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
- уголок художественного творчества в группе,
- центр искусства в ДОУ,
- методический инструментарий,
- наглядный материал: атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр и т.д.
2.Тематический план работы кружка
Месяц и № занятия
Тема
Цель
сентябрь 1
Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства.
Знакомство с миром искусства. Выявление интересов детей, уровня развития художественных способностей
2
Лепка и аппликация предметная Бабочки- красавицы
Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник
3
Беседа. «Красивые цветы» - рисование по представлению (цветные карандаши, краски).
Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования. Выявление уровня владения нетрадиционными способами рисования.
Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения, планирование и распределение работы между участниками творческого проекта
2
Аппликация и рисование- фантазирование Зимний лес
Создание фантазийных образов деревьев, с использованием прорезного узора, ленточных элементов (спирали и пружинки), обрывной аппликации
3
Конструирование из бумаги (игрушки-марионетки) Совенок
Знакомство с игрушками-марионетками, Формирование умения планировать работу, последовательность действий
Реализовать творческую задачу знакомым способом рисования при помощи клея и манки
5
Аппликация обрывная "Белый мишка"
Создание сюжетной композиции из фигурок выполненных на основе овала и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание)
март
1
Лепка плоскостная
«Дерево на ветру»
Закрепление приемов растяжки (веточки дерева, облака, небо), задать правильное направление мазка для передачи движения (ветер)
2
Первоцветы (Аппликация сюжетная)
Самостоятельный поиск аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника
3
Рисование по личному впечатлению «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски).
Самостоятельный поиск создания композиций по представлению, выбор техники изображения.
4
Аппликация (пейзаж) Весна идет (картины в рамочках)
Оформление готовых работ (аппликаций) как завершающий этап в рамочки
5
Конструирование из бумажных салфеток Цыпленок
Моделирование из кругов, совершенствование техники вырезания округлых форм, надрезаем круги по радиальным линиям, развитие творческого воображения
апрель
1
Аппликация с элементами декоративного рисования Открытка – сувенир «Пасха»
Беседа о декоративно-прикладном искусстве
( знакомство детей с искусством миниатюры на яйце- писанкой), самостоятельный поиск создание открытки.
2
Рисование по замыслу в малых группах «Узорное яичко» (краски, гуашь).
Совершенствование техники рисования, формирование навыков сотрудничества и сотворчества
3
Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе» - коллективная работа
Создание рельефной картины (панорамы) включающей разные космические объекты по типу мозаики, формирование навыков сотрудничества и сотворчества
4
Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы
Изображение летящей кометы, состоящей из головы (звезды, вырезанной по схеме) и «хвоста»составленной из полосок бумаги (скрученных, рваных- по выбору)
5
Конструирование из бумаги «Божья коровка»
Закрепить умение выполнять поделки из полос бумаги, передать характерные особенности и цвета божьей коровки
май
1
Аппликация из ниток Пушистые картины
Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного
2
Лепка сюжетная из цветного теста Семейка ежей (коллективная работа)
Лепка из овалов однородных фигурок, различающихся по величине. Составление сюжетной композиции, закрепление навыков сотрудничества и сотворчества.
3
Аппликация из мятой бумаги с элементами рисования Гроза
Отражение в работе представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение
4
Самостоятельная художественная деятельность
Ознакомление детей с искусством аранжировки и составления оригинальных композиций из природного материала для оформления интерьера.
5
Выставка работ детей
Представление достижений детей, оформление интерьера детского сада
Используемая литература:
1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.
2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005
3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.
4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.
6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.