Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Иголочка»
Возраст обучающихся: 12-14 л. Направление: художественное Срок реализации:2021-2022 уч. год Объём программы: 68 часов
Автор программы: Рождественская М.В. Рассмотрено на заседании МО Классных руководителей Протокол №1 от «31» августа 2021г.
2021-2022 уч.
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Цель и задачи программы.
3.Планируемый результат.
4. Учебно-тематический план.
5.Содержание учебного плана.
6.Календарный учебный график.
7.Форма аттестации.
8.Оценочные материалы. Критерии оценки.
9.Методические материалы.
10.Условия обеспечения программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение.
11.Список литературы.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Иголочка» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом, ознакомления с материалами и инструментами для шитья и вязания, выработки умений и навыков их практического использования, нацелена на формирование эстетического вкуса, творческих способностей.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Она имеет художественную направленность и составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Устав Областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.)); -Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2021 - 2022 учебный год;
- Годовой календарный учебный график школы на 2021 - 2022 учебный год.
В основу данной программы взяты методические рекомендации И.В.Новиковой, Н.А.Сотниковой, а также материалы регионального компонента.
Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, секреты ручной вышивки передавались от матери к дочери. Освоение традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в настоящее время.
Вышивка - один из самых интересных видов прикладного искусства. Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе- всё это имеет огромное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья..
Для успешной работы в школе, ребенку необходимы полезные трудовые навыки и умения, особенно, в процессе которых будут развиваться мышцы кисти рук. Работа по вышиванию привлекает детей своей необычностью и новизной, она похожа на настоящее дело; это уже не труд «понарошку», дети делают настоящую вещь, которую можно использовать в игре, в быту , подарить близким. Любое изделие, выполненное ребенком - это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное - желание сделать хорошо и красиво.
Данная программа опирается на общеобразовательную программу образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования.
Основной контингент – дети и подростки, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. Это отражается на их развитии следующим образом:
Дефекты мышления:
Нарушения внимания:
Нарушения памяти:
Недоразвитие речи:
Несформированность эмоциональной сферы:
Выраженное недоразвитие двигательной сферы:
Затруднения в общении с людьми:
Одним из значимых направлений развития творческих способностей детей с отставанием в развитии является декоративно- прикладное творчество. Вся работа, проводимая в нем, направлена на то, чтобы ребенок, приобщаясь к искусству, развивался умственно, эмоционально и физически и впоследствии мог стать успешным в профессиональной деятельности. Этапы воспитательно-образовательного процесса: Первый этап: Предполагает изучение литературы и опыта по данной проблеме.
Второй этап: Определение цели, задач, принципов работы.
Третий этап: Подражания и творчества .Определение содержания работы. Предполагает совместную с учителем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества .От детей требуется максимальная точность повторения шва. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете ,приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам
Четвертый этап: Диагностика, обработка всех имеющихся данных,анализ полученных результатов.
2.Цель: ознакомление школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, создание условий и предпосылок для развития творческого потенциала личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными тканями и инструментами.
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях страны, свойствах различных материалов).
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространственных отношениях.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Развивающие:
- Содействовать развитию у детей творческих способностей, наглядно – образного мышления, внимания, памяти.
- Содействовать развитию общей моторной координации и мелкой моторики ,координации движений обеих рук ,зрительно-двигательной координации.
Последовательность выполнения работ; выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца.
Воспитательные:
- Вызывать у детей интерес к ручному труду ,творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных работ.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Возраст детей, участвующий в этой программе 10-15 лет. Продолжительность реализации программы- 1год.
Дни занятий кружка учитель выбирает в зависимости от интенсивности нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раза в неделю в базовом уровне. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Принципы содержания программы:
1 Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов ,постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2 Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3 Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мирасредствамиприроды,литературы,музыки,искусства,продуктивной деятельности.
4 Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5 Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6 Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7Деятельностныйпринцип–реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
3.Планируемый результат.
Предметные результаты
- различать некоторые виды ткани,
- отмерять нить и вдевать ее в иглу; закреплять нить в начале и конце работы.
- овладеть технологией шва «Вперед иголку», « Назад иголку», «Строчка».
- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
Личностные результаты
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивают «гладью»;
Метапредметные результаты
- переводят рисунок на ткань;
- умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки.
Работа с родителями:
‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность ,направленную на развитие мелкой моторики школьников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделием для детей.
- развитие мелкой моторики школьников.
‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий рукоделие для детей. Формы организации детей:
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Формы работы с детьми:
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы работы с детьми:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
4.Учебный план (68 ч.)
№
п/п
Название блока
Общее кол-во
часов.
Теория
1
Вводное занятие . Знакомство.
Правила техники безопасности.
1
1
1
1
2
Шнуровка .Диагностика. Ткань. Иголочка.
8
4
3
Профессия швея Разные дорожки.
8
4
4
Мешочек для мелочей
8
3
5
Круги. Силуэты .Фигуры.
5
2
6
Натюрморт. Подарок маме. Рыбки в аквариуме .Салфетка.
7
3
7
Космос .Закладка . Диагностика. Вышивание по замыслу. История вещей.
Зимняя одежда .Мешочки .Салфетка. Ателье для кукол.Дорожки. Наша выставка.
10
3
Учебно-тематический план
Всего часов
Теория
Практика
Раздел
Тема, содержание
Оборудование
и материал
Форма контроля
1
1
-
Знакомство
с
народными
промыслами
«Путешествие в страну рукоделия».
Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей ,вызвать желание вышивать.
Познакомить с видами ниток ,иголок, с материалами ,инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.
Образцы вышивки наборы игл для вышивания.
Экскурсия в ателье.
Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий
1
1
-
Техника
безопасность
Беседа по технике безопасности. Закрепить правила
пользования ножницами,
полученные ранее. Познакомить с
правилами пользования иголкой.
Нарисовать альбом правил знаний Карандаши, о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Наборы игл,
ножницы,
игольница,
напёрсток.
Карандаши,
рисунки,
бумага.
Выставка рисунков
,Опрос, анализ выполнения практических заданий
8
1
1
Шнуровка
Работа со шнуровкой. Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.
Шнурки, картон с отверстиями.
Презентация творческих работ
Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий
1
1
Диагностика
Выявить знания и умения детей(вдевания нитки в иголку,
завязывание узелка).
Нитки, иголки, ткань.
0,5
0,5
Ткань
«Знакомство с тканью».
Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру
тканей. Воспитывать
художественный, эстетический вкус.
Ткани разные по фактуре.
Конкурс на лучший ответ-вывод
1
1
Иголочка
«Волшебная иголочка», с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.
Иголки, Персональная выставка.
нитки. Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий
0,5
0,5
«Волшебная иголочка».
Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону.
Иголки,
нитки, картон.
Деловая игра.
Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий
8
1
-
Профессия
швея
«Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение кт руду людей. Развивать мыслительную деятельность детей.
Работа с родителями.
Альбомы,
журналы
Экспресс- опрос.
1
2
Разные
дорожки
«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.
Иголки,
ножницы,
игольница,
картон с
отверстиями,
нитки.
Зачетная работа
1
3
«Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.
Иголки,
ножницы,
игольница,
картон с
отверстиями,
нитки, картинки.
Презентация сувенирной лавки.
8
1
2
Мешочки для мелочей
«Разноцветные мешочки для мелочей».
Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу.
Иголки,
ножницы,
игольница,
картон с
отверстиями,
нитки.
Путешествие по станциям
2
3
«Новогодние игрушки». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки. Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Иголки,
разноцветные
нитки,
ножницы,
цветной
картон с
отверстиями.
Персональная выставка
5
1
2
Силуэты
«Силуэты». Вышивка по контуру. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.
Иголки, нитки ,ножницы, картон с силуэтными изображениями
Графический диктант
-
2
Фигуры, круги.
Геометрические фигуры». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
Иголки, нитки, ножницы, изображение геометрических фигур.
Экспресс – опрос
7
1
1
Натюрморт
«Натюрморт из овощей и
фруктов».
Самостоятельная деятельность :обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.
«Снежинка». Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре цветной или середине).Развивать мелкую моторику и координацию рук. Учить подбирать нить по цвету.
«Наша выставка» – выставка детских работ. Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.
Детские
работы
Город мастеров
68 часов
5. Содержание (отражено поурочно в таблице №4).
1.Вводное занятие. Теория:- правила поведения в учебном заведении, классе; - техника безопасности при работе с инструментами.
Знакомство народными промыслами
Путешествие в страну рукоделия».
Теория: Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей ,вызвать желание вышивать.
Практика. Познакомить с видами ниток ,иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.
2.Техника безопасность
Теория: Беседа по технике безопасности. Закрепить правила
пользования ножницами,
полученные ранее. Познакомить с
правилами пользования иголкой.
Практика. Нарисовать альбом правил знаний Карандаши,о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
3.Шнуровка
Работа со шнуровкой. Теория Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Практика Развивать мелкую моторику, усидчивость.
4. Диагностика Теория. Выявить знания и умения детей(вдевания нитки в иголку, завязывание узелка). Нитки, иголки, ткань.
5. «Знакомство с тканью».
Познакомить детей с образцами тканей. Практика. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.
6. «Волшебная иголочка», с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.
7.Волшебная иголочка».
Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону. 8. «Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение кт руду людей. Развивать мыслительную деятельность детей.
Работа с родителями.
Работа с тканью.
- подбор ткани и материалов, - раскрой деталей, работа с мехом и ворсовой тканью, -заготовка фрагментов, соединение деталей петельным стежком;
БУД: - знать историю возникновения игрушек, - знать основные приемы соединения и раскроя изделий, - освоить пошив по мотивам народной игрушки;
Работа с набивочным материалом.
-виды набивки игрушек, -правила набивки и определение жесткости, -оформление отверстия для набивки игрушки.
БУД: - знать особенности работы с набивочной ватой; - уметь работать на заданную тему.
БУД: -знать правила заправки нитки в иглу, - освоить пошив по мотивам народной игрушки;
Оформление игрушки.
-зарисовка лица, придание выражения, изготовление волос - знакомство с историей: подобрать и изготовить одежду и другую отделку, используя иллюстрации к народным сказкам .
БУД: - знать правила оформления и отделки изделий. - знать историю возникновения игрушек.
6. Календарный учебный график.
№ п/п
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Кол-во часов
Разделы
Форма занятия
Последовательность реализации содержания учебного плана
1.
1
1
-правила поведения в учебном заведении, классе;
-техника безопасности при работе с инструментами
2.
36
36
Пошив изделий в народной тематике
3.
28
28
Изготовление объемных мягких игрушек вручную.
5.
3
3
Итоговое занятие.
итоговое занятие
6.
68
68
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Кол-во часов
Тема занятия
Форма занятия
Форма контроля
Примечания
1.
1
Вводное занятие . Знакомство.
Правила техники безопасности.
-правила поведения в учебном заведении, классе;
-техника безопасности при работе с инструментами
презентация творческих работ
2.
1
Шнуровка Диагностика. Ткань. Иголочка.
Пошив изделий в народной тематике
Выставка
3.
8
Профессия- швея. Разные дорожки.
Изготовление объемных мягких игрушек вручную.
Экскурсия в колледж. презентация творческих работ
4.
8
Мешочек для мелочей
Пошив мешочка из ткани .
Экскурсии в магазин « Рукодельница.
5.
8
Круги. Силуэты .Фигуры.
Зарисовка силуэтов фигуры человека.
Презентация « Откуда пришла одежда.»
6.
10
Натюрморт. Подарок маме. Рыбки в аквариуме .Салфетка.
Пошив подарка для мамы в виде салфетки с аппликацией.
Выставка готовых работ учащихся .
7.
10
Космос .Закладка . Диагностика. Вышивание по замыслу. История вещей.
Вышивание закладки на тему « Космос» по замыслу учащихся.
Правила техники безопасности при работе с иглой. Изготовление поделки из пуговиц.
Экскурсия на станцию юнатов. Посмотреть выставку поделок.
9.
7
Зимняя одежда .Мешочки .Салфетка. Ателье .Дорожки. Н Наша выставка.
Пошив салфетки в лоскутной технике.
Экскурсия в ателье.
7.Формы аттестации, подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- презентация творческих работ - педагогический контроль -закрепление знаний - самоанализ; - опрос; - тестирование; - участие в ежегодной итоговой выставке детского прикладного и технического творчества; -работа над проектами; - итоговое занятие.
Методическое обеспечение. (методическая и техническая литература, специальная литература по декоративно- прикладному искусству)
Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, видео- и фотоматериалы мастер- классов, работы детей и педагога).А.В. Козлина. -Уроки ручного труда. Конспекты занятий. 2000г. - Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам начальные классы, М., “Просвещение” 2010.
- Энциклопедия прикладного творчества издательство «Учебная литература» 2004 г.
8.Показатели результативности проводимой работы на основании
диагностики кружка «Иголочка»
Уровень овладения умениями и навыками
Умеет различать некоторые виды ткани
Умеет отмерять нить и вдевать ее в иглу; закреплять нить в начале и конце работы
Овладел технологией шва «Вперед иголку», « Назад иголку», «Строчка».
Знает правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания
уровень
человек
%
уровень
человек
%
уровень
человек
%
уровень
человек
%
В
2
23
В
4
9
В
3
13
В
6
27
С
9
68
С
6
41
С
8
64
С
4
55
Н
1
9
Н
2
50
Н
1
23
Н
2
18
Общий вывод: по результатам наблюдений, выявлено, что у детей (ребёнка) сформирован уровень овладения навыками и умениями:
Высокий уровень – 2 детей – 18%
Средний уровень - 9 детей -55%
Низкий уровень – 1 ребенок - 23%
8.Формы аттестации. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - опрос; -выполнение проектов и презентация творческих работ; - участие в ежегодной итоговой выставке детского прикладного и технического творчества; - самоанализ; Проводится мониторинг участия детей в выставках, викторинах.
9.Методические материалы.
1.Материально – техническая база(методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству).
Материалы и инструменты. Рабочие материалы. Данная программа опирается на общеобразовательную программу образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования. Инструкции по технике- безопасности.
2. Информационное обеспечение (мастер-классы/ видео- видеоролики, фото-/ готовых изделий выставочных работ/, интернет – источники. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога). 1. http://www.biserland.ru/ - сайт "Бисероплетение»
2. http://bicer.ucoz.ru/ - сайт "Бисер и рукоделие";
10. Условия обеспечения программы. Техническое оснащение: Учебный кабинет.
1 Картон.
2 Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3 Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4 Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5 Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
6.Нитки мулине.
7 Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное
количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8 Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9 Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10 Ткань цветная, белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
11.Литература для учителя.
1. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. - Москва: З.А.О. издательство Эксмо, 2020 г - 96с.
2. Программа «От рождения до школы» под редакций Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильева.
3. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов школьных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Российское педагогическое общество, 2021г.
Новикова,И.В. Обучение вышивке [Текст]/И.В.Новикова; худож.М.В.Душин.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с.:ил. – (Детский :день за днем.).
Литература для обучающихся.
1. Егорова. Р.И. Монастырная . В.П. Учись шить. Книга для учащихся среднего школьного возраста. 2 издание – М. Просвещения. 2019 г.
2. Мозговая Г.Г. Швейное дело . Учебник 7 кл ( коррекционная школа ) образовательное учреждение 8 вида/ Г.Г. Мозговая. Г.Б. Картушина.- М. Просвещение. 2006 г 3.Стильные вещи из джинсовой ткани. Своими руками. 4. Маргарита Макиавелли.Мастерилка. “Карапуз”:фенечки. 5. Журнал для умелых ребят «Коллекция идей» издательство ACT Московский полиграфический дом» 2007г
Литература для родителей.
1. Грунд – Торпе Х. Азбука шитья / Перевод с немецкого . – Мой Мир Гмб Х К.Г. – 144 стр.
2. Волшебная иголка : Пособие для занятий с детьми . Автор составитель А. В. Белошистая , О.Г. Жукова. – М. АРКТИ, 2020 г – 32 с ;