kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Задачи:

  • образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
  • развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
  • воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;
  • социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием.

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат:

  • формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  • закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;
  • повышение активности на уроках;

формирование умения высказывать собственное

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Михайлова Е.А.»

Русского языка в 3 классе УМК «Школа 2100»

Подготовила и провела Михайлова Е.А.

Тема: Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Цель:

Формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Задачи:

  • образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

  • развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

  • воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;

  • социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием.

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат:

  • формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;

  • закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;

  • повышение активности на уроках;

  • формирование умения высказывать собственное суждение;

  • улучшение результатов обучения.

№ п/п

Содержание урока

1.Организационный момент. Разминка для пальцев.

(2 мин)





















2. Актуализация знаний Чистописание. Словарная работа

(12 мин)


























































  1. Постановка проблемы. Целеполагание.

( 6 мин)






































  1. Физминутка (интерактивная)

( 3 мин)



  1. Открытие нового знания.

(8 мин)

















  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа в парах

(8мин)




7. Итог урока. Рефлексия деятельности

(3 мин)













Друзья мои, сердечно приглашаю

В мой тихий, добрый и уютный класс!

Садитесь же за парты, точно знаю!

Сегодня всё получится у нас!


- Здравствуйте, мои хорошие. Меня зовут Елена Алексеевна. Я очень рада видеть вас снова.. Разрешите мне передать вам частичку своих умений. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите мне, а я вам свою. Я думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения

- Итак, начнём наш урок русского языка с разминки для пальчиков.

«Перчатки»

В декабре, в феврале

Будет холод на дворе.

И тогда мы все, ребятки,

Будем надевать перчатки.

Будем так их надевать.

А потом вот так снимать.

-Молодцы, согрели ваши ручки, подготовили к письму. А теперь откройте тетради, запишите число 5 февраля, классная работа.


Чистописание (слайд 2)

- Вставьте пропущенные буквы.

- Найдите в словах общее (имена существительные с непроверяемым написанием, двусложные слова, ударение на второй слог)

- Найдите лишнее слово (вагон)

- Докажите. (у всех слов непроверяемая безударная гласная – о, кроме слова вагон. Это слово «лишнее»)

-Запишите букву а с первой буквой второго и пятого слога соблюдая закономерность. (Ва Ваа Вааа…


Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями

Что значит исследовать?

  • целенаправленно систематично изучать(Викисловарь) (Зачитать из словаря)

  • -Подвергнуть (-гать) научному изучению (Ожегов)


Свои успехи вы будете фиксировать на листе самооценки по следующим критериям


- доволен своей работой, всё получилось


- доволен своей работой, но были ошибки




. - не доволен своей работой, было много ошибок


- Какими должны быть исследователи?

- Чтобы начинать исследовать новое, мы должны повторить прошлый материал.

- Я предлагаю вам это сделать при помощи карточки – сорбонки. (карточка разбита на 2 части, в одной части задание- тест, а в другой части –ответ. Дети выполняют тест, открывают ответ, сравнивают свой ответ с правильным)

-Сигналом для окончания работы будет звук колокольчика.


Карточка – сорбонка


Тест


  1. Вставьте пропущенные буквы. Какое слово лишнее:

А ш…фёр

Б в…кзал

В м…роз

Г в…гон

Д с…сед




Г


  1. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

А существительное

Б прилагательное

В глагол



А


  1. Назовите часть слова без окончания:

А основа

Б суффикс

В корень

Г окончание

Д приставка



А



- Проверим, обратите внимание на слайд, исправьте ошибки.

- Для чего мы выполняли это задание?

- Что повторили?

-Оцените себя на листе самооценки.

-Молодцы! Замечательно у вас получилось. Продолжаем работу.


-Перед вами на слайде стихотворение прочитайте его. Давайте его исследуем.


Ели надели белые шапки,

Спрятали в варежки белые лапы.

Скачет под ёлками белый заяц,

Белый заяц в лёгком пальто.

Ни рукавиц у косого, ни шапки,

Греют его только быстрые лапки.


- Вам нравится как звучит стихотворение? Почему?

- Что в нём нужно изменить, чтобы оно звучало мягче? Какие слова нужно изменить?

-Давайте выпишем эти слова в столбик и через тире запишем слово в изменённом виде.


Лапы- лапки

Заяц – зайчишка

Пальто- пальтишко


-Чем отличаются слова этих двух столбиков?

-Что помогло сделать слова ласковыми,

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

-Сегодня имена существительные с ласковым значением станут предметом нашего исследования. Это первая тема нашего нового раздела «Словообразование имён существительных»

-Что интересного в слове «Словообразование»

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? ….

Мы с вами составили информационную карту урока







Тема

Вопросы

Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением


  1. Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?

  2. Какие суффиксы помогают?

  3. Когда мы употребляем в речи такие слова


Оцените этот этап работы на листе самооценки







Продолжим наше исследование

Вернёмся к записи на доске.

Понаблюдаем, как образовались слова

Как образовались слова второго столбика.

Давайте обозначим это графически.

- Как образовались эти слова?

От основы существительного при помощи суффиксов – оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк.

Какое значение придают словам выделенные суффиксы?

Сделаем вывод. Как образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?

Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением образуются от основ имен существительных при помощи суффиксов –оньк, -еньк, -ок, -ик, -очк.

Сравним наш вывод с выводом учебника с. 44.

Прочитайте вопрос, который записан после правила, Как бы вы на него ответили?

(Люди используют ласковые слова в речи, показывая доброе отношение, любовь друг к другу или чему-либо)

Оцените свою работу на листе самооценки


Давайте применим полученные при исследовании знания на практике. Выполнив упр. 266 на стр. 44.

Прочитайте задание. Выполнять его будем по вариантам: 1в. – работает только со словами ед. числа, 2 в. – со словами мн.ч.

Самопроверка , опираясь на слайд

Оцените свою работу на листе самооценки

- Молодцы, ребята! У кого были ошибки, не огорчайтесь, в следующий раз обязательно получится.


Вернёмся к информационной карте урока

1.Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?

2.Какие суффиксы помогают?

3.Когда мы употребляем в речи такие слова


Перед вами лежат модельки человечков. Сейчас вы возьмете своего человечка и расположите его на лестнице успеха» («Лестница успеха» на магнитной доске)

Если со всеми заданиями вы справлялись самостоятельно и без ошибок вы ставите своего человечка на верхнюю зелёную ступеньку, если справлялись, но иногда испытывали затруднения – то на среднюю желтую ступеньку, а если вам нужно ещё повторить и позаниматься – то на красную нижнюю ступеньку.


- Из вас получились хорошие исследователи! Молодцы!




Литература

  1. Тимофеева О.А.Русский язык. 3 класс. Система уроков по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. "Школа 2100", М.: Баласс: Школьный дом. 2012)

  2. Ожегов С.И., .Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Москва, 1999

  3. Поурочные планы по программе Школа 2100. Электронное пособие. 3-4 классы



Просмотр содержимого презентации
«Михайлова Е.А.»

Урок русского языка

Урок русского языка

Выполнить задание и  найти буквы Вставить пропущенные буквы ш фер о в гон м роз т пор в кзал … Записать гласную букву - а с первой буквой второго и пятого слова.    Ва Ваа Вааа Ваааа Найти в словах общее а …  имена существительные;  в каждом слове непроверяемая безударная гласная;  двусложные слова;  ударение на второй слог о … Буквы А , В . о … Найти «лишнее» слово о …

Выполнить задание и найти буквы

Вставить пропущенные буквы

ш фер

о

в гон

м роз

т пор

в кзал

Записать гласную букву - а с первой буквой второго и пятого слова.

Ва Ваа Вааа Ваааа

Найти в словах общее

а

  • имена существительные;
  • в каждом слове непроверяемая

безударная гласная;

  • двусложные слова;
  • ударение на второй слог

о

Буквы А , В .

о

Найти «лишнее» слово

о

  • у всех слов непроверяемая безударная гласная – о , кроме слова вагон . Это слово «лишнее»
Ели надели белые шапки, Спрятали в варежки белые лапы. Скачет под ёлками белый заяц, Белый заяц в лёгком пальто. Ни рукавиц у косого, ни шапки, Греют его только быстрые лапки.

Ели надели белые шапки,

Спрятали в варежки белые лапы.

Скачет под ёлками белый заяц,

Белый заяц в лёгком пальто.

Ни рукавиц у косого, ни шапки,

Греют его только быстрые лапки.

Раздел «Словообразование» Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Раздел «Словообразование»

Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Информационная карта урока Тема  Вопросы Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 1. Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?  2. Какие суффиксы помогают?  3. Когда мы употребляем в речи такие слова

Информационная карта урока

Тема

Вопросы

Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

1. Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?

2. Какие суффиксы помогают?

3. Когда мы употребляем в речи такие слова

В русском языке с помощью суффиксов – оньк-, - еньк- , -ок- , -ек-, -ик-, -очк-, -ушк-,  - юшк-,-ышк-, -к-, -чик- от основ имён существительных образуются имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением. Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?

В русском языке с помощью суффиксов

оньк-, - еньк- , -ок- , -ек-, -ик-, -очк-, -ушк-,

- юшк-,-ышк-, -к-, -чик- от основ имён существительных образуются имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением.

Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?

Информационная карта урока Тема  Вопросы Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 1. Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?  2. Какие суффиксы помогают?  3. Когда мы употребляем в речи такие слова

Информационная карта урока

Тема

Вопросы

Образование имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

1. Как образуются существительные с уменьшительно –ласкательным значением?

2. Какие суффиксы помогают?

3. Когда мы употребляем в речи такие слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Автор: Михайлова Елена Алексеевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "урок в малокомплектной школе: 1 класс- Звук и буква Нн Нн. Антон и Нина. 3 класс- Суффиксы с уменьшительно-ласкательными значениями "
    ["seo_title"] => string(136) "urok-v-malokompliektnoi-shkolie-1-klass-zvuk-i-bukva-nn-nn-anton-i-nina-3-klass-suffiksy-s-umien-shitiel-no-laskatiel-nymi-znachieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "245809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446215847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.�"
    ["seo_title"] => string(80) "obrazovaniie_imion_sushchiestvitiel_nykh_s_umien_shitiel_no_laskatiel_nym_znachi"
    ["file_id"] => string(6) "352210"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477413213"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Образование однокоренных слов при помощи суффиксов"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-odnokoriennykh-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "277106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452844552"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок русского языка на тему " Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами" "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-sochinieniie-skazki-s-ispol-zovaniiem-imion-sushchiestvitiel-nykh-s-raznymi-suffiksami"
    ["file_id"] => string(6) "183115"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425727454"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Научная работа ученика на тему: русские народные сказки "
    ["seo_title"] => string(61) "nauchnaia-rabota-uchienika-na-tiemu-russkiie-narodnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "182317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425490322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства