kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему " Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.

Формирование УУД:

Познавательные

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Опрос.

- Какое значение имеют суффиксы -их-, -иц-, -енок-? (Обозначают животных (самку) и их детёнышей.)

– Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?

– Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка? (Ласкательное.)

– У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?

(-тель, -ник-.)

– Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник? Почему?

– Какие значения может иметь суффикс -ник-?

– Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс -ник-.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.

– Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).

III. Развитие умений

Работа в учебнике.

1. Подготовительная работа.

1. Упр. 279.

Дети наблюдают за «авторским словообразованием» девочки.

– На что похожи её слова? (В слове цветонок суффикс -онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных; цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок, суффикс -ек- (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср. зайчиха, ежиха).

2. Устное сочинение.

– Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится? (2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.)

2. Сочинение сказки.       ( Презентация )

Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух.

1. Работа по содержанию сказки.

– Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять? (Сказку.)

– Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать? (Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д.)

– Как зовут героев? (Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок.)

– Что могло случиться в этой стране? (Все стали скучными, одинокими; заболел сынок; перепили воды и т.д.)

– Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события?

2. Работа над структурой сказки.

– Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя.

Примерный план:

  1. Вводная часть.

    Где происходят события, когда, с кем?

    2) Основная часть.

    а) С чего всё началось?

    б) Что произошло?

    в) Как развивались события?

    3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?

    – Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть. (Жили-были.; В далёком царстве, в небесном государстве.),

    основная часть (Вдруг., однажды.),

    заключительная часть (Так все и решили., на этом всё и закончилось., долго ещё..)

    – Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.

    3. Орфографическая подготовка.

    4. Самостоятельная работа и самопроверка.

    Карточки-помощники для слабоуспевающих детей

В далёком царстве, в небесном государстве______________

жило одно семейство. Папу звали__________________, маму____________, а сыночка____________________.

       Однажды __________________ заболел. Родители очень

___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло

________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.  

       На этом всё и закончилось.

Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок,

IV. Итог урока.

– Вам понравилось придумывать новые слова?

– Что для этого нужно знать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Проиллюстрировать свою сказку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Тема: Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами

Цель: Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД



Ι. Актуализация знаний.










Проверка домашнего задания.

Опрос.

– Какое значение имеют суффиксы -их-, -иц-, -енок-? (Обозначают животных (самку) и их детёнышей.)

– Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?

– Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка? (Ласкательное.)

– У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?

(-тель, -ник-.)


– Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник? Почему?

– Какие значения может иметь суффикс -ник-?

– Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс -ник-.



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.


1 3 3

– Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).



III. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Подготовительная работа.

1. Упр. 279.

Дети наблюдают за «авторским словообразованием» девочки.

– На что похожи её слова? (В слове цветонок суффикс -онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных; цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок, суффикс -ек- (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср. зайчиха, ежиха).

2. Устное сочинение.

– Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится? (2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.)


2. Сочинение сказки. ( Презентация )

Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух.

1. Работа по содержанию сказки.

– Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять? (Сказку.)

– Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать? (Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д.)

– Как зовут героев? (Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок.)

– Что могло случиться в этой стране? (Все стали скучными, одинокими; заболел сынок; перепили воды и т.д.)

– Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события?

2. Работа над структурой сказки.

– Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя.

Примерный план:

  1. Вводная часть.

Где происходят события, когда, с кем?

2) Основная часть.

а) С чего всё началось?

б) Что произошло?

в) Как развивались события?

3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?


– Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть. (Жили-были ...; В далёком царстве, в небесном государстве...),

основная часть (Вдруг..., однажды...),

заключительная часть (Так все и решили..., на этом всё и закончилось..., долго ещё... .)

– Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.

3. Орфографическая подготовка.

4. Самостоятельная работа и самопроверка.

Карточки-помощники для слабоуспевающих детей


В далёком царстве, в небесном государстве______________

жило одно семейство. Папу звали__________________, маму____________, а сыночка____________________.

Однажды __________________ заболел. Родители очень

___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло

________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.

На этом всё и закончилось.

 

Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок,



IV. Итог урока.


4 4

– Вам понравилось придумывать новые слова?

– Что для этого нужно знать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?






V. Домашнее задание.

Проиллюстрировать свою сказку.






Просмотр содержимого презентации
«сочинение сказки»

ТЕМА: Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами.             учитель начальных классов: Колмыкова А.А.  МОУ СОШ №5 г. Комсомольск -на- Амуре

ТЕМА: Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами. учитель начальных классов: Колмыкова А.А. МОУ СОШ №5 г. Комсомольск -на- Амуре

Как можно назвать страну ? Моросейка Тучкоград Мокроград Дождейка …… .

Как можно назвать страну ?

Моросейка

Тучкоград

Мокроград

Дождейка

…… .

Как зовут героев ?  Папа - Дождь  Мама – Дождиха  Дети – Дождята  Сынок - Дождёнок

Как зовут героев ?

Папа - Дождь

Мама – Дождиха

Дети – Дождята

Сынок - Дождёнок

Вводная часть.   Где происходят события ?    Когда ,с кем ?    Жили-были….  В далёком царстве, в небесном государстве…

Вводная часть.

Где происходят события ?

Когда ,с кем ?

Жили-были….

В далёком царстве, в небесном государстве…

Основная часть  С чего всё началось ?   Что произошло ?    Вдруг…. Однажды…  Кто-то заболел Закончилась вода  Как развивались события ?

Основная часть

С чего всё началось ?

Что произошло ?

Вдруг….

Однажды…

Кто-то заболел

Закончилась вода

Как развивались события ?

Заключительная часть.   Чем всё закончилось ?   Так все и решили….  На этом всё и закончилось….  Долго ещё…

Заключительная часть.

Чем всё закончилось ?

Так все и решили….

На этом всё и закончилось….

Долго ещё…

В далёком царстве, в небесном государстве______________ жило одно семейство. Папу звали_____,маму___________,а сыночка____________________. Однажды __________________ заболел. Родители очень ___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло ________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.  На этом всё и закончилось.   Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок, плакали, дождь.

В далёком царстве, в небесном государстве______________

жило одно семейство. Папу звали_____,маму___________,а сыночка____________________. Однажды __________________ заболел. Родители очень

___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло

________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.

На этом всё и закончилось.

 

Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок, плакали, дождь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колмыкова Альбина Александровна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Творческая работа: «С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся» "
    ["seo_title"] => string(116) "tvorchieskaia-rabota-s-pomoshch-iu-ighrovykh-eliemientov-razvivat-poznavatiel-nuiu-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "101456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402417978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства