Цель: Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.
Формирование УУД:
Познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Ι. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Опрос.
- Какое значение имеют суффиксы -их-, -иц-, -енок-? (Обозначают животных (самку) и их детёнышей.)
– Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?
– Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка? (Ласкательное.)
– У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?
(-тель, -ник-.)
– Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник? Почему?
– Какие значения может иметь суффикс -ник-?
– Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс -ник-.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.
– Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).
III. Развитие умений
Работа в учебнике.
1. Подготовительная работа.
1. Упр. 279.
Дети наблюдают за «авторским словообразованием» девочки.
– На что похожи её слова? (В слове цветонок суффикс -онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных; цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок, суффикс -ек- (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср. зайчиха, ежиха).
2. Устное сочинение.
– Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится? (2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.)
2. Сочинение сказки. ( Презентация )
Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух.
1. Работа по содержанию сказки.
– Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять? (Сказку.)
– Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать? (Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д.)
– Как зовут героев? (Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок.)
– Что могло случиться в этой стране? (Все стали скучными, одинокими; заболел сынок; перепили воды и т.д.)
– Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события?
2. Работа над структурой сказки.
– Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя.
Примерный план:
-
Вводная часть.
Где происходят события, когда, с кем?
2) Основная часть.
а) С чего всё началось?
б) Что произошло?
в) Как развивались события?
3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?
– Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть. (Жили-были.; В далёком царстве, в небесном государстве.),
основная часть (Вдруг., однажды.),
заключительная часть (Так все и решили., на этом всё и закончилось., долго ещё..)
– Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.
3. Орфографическая подготовка.
4. Самостоятельная работа и самопроверка.
Карточки-помощники для слабоуспевающих детей
В далёком царстве, в небесном государстве______________
жило одно семейство. Папу звали__________________, маму____________, а сыночка____________________.
Однажды __________________ заболел. Родители очень
___________ и часто __________________. В это время на улице моросил ___________. Неожиданно во время дождя выглянуло
________________, а потом появилась__________________. Дождёнок ____________________ и _____________________.
На этом всё и закончилось.
Слова для справок: солнышко, Тучкоград, выздоровел, радуга, Дождь, переживали, Дождиха, обрадовался, Дождёнок,
IV. Итог урока.
– Вам понравилось придумывать новые слова?
– Что для этого нужно знать?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
Проиллюстрировать свою сказку.