3 4 6 1 3 1. Наблюдение над значением и структурой имён существительных. - Откройте учебники на стр. 43, упр. 265 - Работаем по плану: наблюдаем, сравниваем. - Прочитайте колыбельную песенку про себя. К какому литературному жанру она относится? Как нужно читать колыбельную песню? С каким настроением? (читает 1 ученик) - Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно? (называют: берёзонька, доченька, садок, кусток, малинка, дочка, ротик, малиночка). Словарная работа. Берёза, малина. - Выпишите эти слова и понаблюдайте, как они образовались. Как будем выполнять это задание? По какому алгоритму будем работать? Алгоритм: Определить, от какого слова образовалось имя существительное Выделить окончание, основу слова Выделить корень (подобрать однокоренные слова и выделить общую часть) Выделить в основе приставку, суффикс (если есть) Записать в тетрадь (по образцу) Сделать вывод (в паре устно) Выполнение в тетрадях. 4 слова вместе на доске, остальные слова самостоятельно в парах. - Какой вывод сделали в парах? (С помощью суф… меняется значение слова, оно становится ласковым, маленьким) - А ребята из 3 «Б» при выполнении этого задания начертили схему. - Вы согласны с ребятами? СХЕМЫ
- Подумайте, обсудите в группе схемы. - Работаем по плану: делаем выводы Вывод: - Сверим наш вывод с правилом из учебника на стр. 44 - Читаем правило. - Какие расхождения с нашим выводом? (не все суф) -Дополним схему (по 1 ученику выходят к доске и дополняют суффиксы). - Убедимся в правоте нашего вывода. В паре откройте словообразовательный словарь и найдите в нем слова с суффиксами из схемы. Какое значение имеют эти слова? (Значит, вывод сделали верно) 2. Обобщение информации, полученной в результате наблюдений. -Прочитайте вопрос после правила. - Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами. Назовите ситуации. В начале урока мы разобрали ситуацию, когда мама поёт колыбельную песню, то употребляет ум.-ласк. суффиксы. (выражаем просьбу, чувство) - Посмотрите отрывок из м/ф и выскажите свое отношение к героине отрывка. (смотрим отрывок) - Скажите, как повела себя принцесса? - Можно ли таким тоном высказывать свою просьбу? -А какие правила, нормы обращения людей мы знаем? (правила этикета) - А как по именам ласково можно называть вас? (физкультминутка) - Отдохнули. А какая работа ждет нас дальше? Посмотрите на план урока. (упражнения) - Работаем по плану. Упражняемся. Образуйте с помощью ум-ласк суффиксов новые слова. 2 строки выполняем устно, 2 след. строчки записываем. Проверяем фронтально. Взаимопроверка. Волшебная линеечка. - Справились с заданием? ( Мой друг выполнил верно, я поставил бы ему 5 и т.д.) - Посмотрите, какая позиция гласных в суффиксах? (слабая) - Умеем ли мы проверять безударную гласную в суффиксе? (нет) - Не умеем. Правописание суффиксов нужно запомнить. - Как вы думаете, всё ли мы узнали сегодня о суффиксах и их значениях? - Посмотрите на слова: учитель, головушка, телята, мамочка, строитель, снежок, зайчата, фокусник, -Выберите из этих слов слова с ум-ласк суффиксами. Много слов осталось? Мы знакомы со значением этих суффиксов? Это будет тема наших следующих уроков. |