kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.�

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация на тему "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". Урок разработан по  программе "Школа 2100". Предназначен для изучения в 3 классе по указанной программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.�»

Русский язык

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

развитие умений устанавливать способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

развитие чувства языка на основе анализа структуры слов и выявления различных оттенков значения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










- Наш урок я хочу начать со стихотворения А. Яшина «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

- А вы любите русский язык?

- Посмотрите, как автор говорит о русском языке: певуч, могуч, многолик. Действительно, на русском языке говорят многочисленные, многоликие народы, населяющие нашу Родину – Россию.

- А понятно ли вам слово держава? ( Держава – большая и мощная страна). Такой же и наш язык – мощный, великий.

- А сейчас проверим домашнее задание.

- Какое было задание?

- Какие умения проверялось в д/з? (изменяли слова, записывали в ед. числе, мн., выделяли окончание, основу)

- Проверим выполнение задания самостоятельно по образцу. Оценивать себя будете по волшебной линеечке.

пруд – пруды

куст – кусты

полушубок – полушубки

проволока – проволоки

провод – провода

трубка – трубки

- Как выполнили задание? ( Выполнил сам, верно, поставил бы себе 5 и т.д.)

- У нас получились новые слова? (нет, изменялась форма слова)

СХЕМА (изменения формы слова)



- К какой части речи относятся слова? (сущ.)

- Что мы умеем? (ед – мн число)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.






  1. 3 3

- На экране стихотворение Я. Акима. Прочитайте его.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути.

- Выпишите однокоренные имена существительные (Ветер, ветерок, ветрище)

- Чем они отличаются друг от друга по смыслу?

- Какие суффиксы образовали от основы ВЕТЕР новые слова?

- Разбери по составу слова, которые вы выписали. (На доске).

- Какой вывод можно сделать? (при помощи суффиксов образуются новые слова с разным значением)

- Как отобразить это в схеме. (Основа изменилась, с уч-ся составляем схему и записываем её на доске)

- Какая схема получилась? (Образования новых слов)

- Образуйте слова с суффиксами, но уже с другими значениями?

- Проблема: не у всех получилось.

- Вы догадались, какая будет тема нашего урока? (образовывать слова при помощи суффиксов).

- Слова какой части речи мы будем образовывать? (сущ)


ТЕМА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

- Для дальнейшей работы нам нужно спланировать свою деятельность?

- Запишем план работы. Что будем делать на уроке?

  • Наблюдать, сравнивать

  • Делать выводы

  • Выполнять упражнения для закрепления

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

3 4 6 1 3

1. Наблюдение над значением и структурой имён существительных.

- Откройте учебники на стр. 43, упр. 265

- Работаем по плану: наблюдаем, сравниваем.

- Прочитайте колыбельную песенку про себя. К какому литературному жанру она относится? Как нужно читать колыбельную песню? С каким настроением? (читает 1 ученик)

- Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно? (называют: берёзонька, доченька, садок, кусток, малинка, дочка, ротик, малиночка).

Словарная работа. Берёза, малина.

- Выпишите эти слова и понаблюдайте, как они образовались. Как будем выполнять это задание? По какому алгоритму будем работать?

Алгоритм:

  • Определить, от какого слова образовалось имя существительное

  • Выделить окончание, основу слова

  • Выделить корень (подобрать однокоренные слова и выделить общую часть)

  • Выделить в основе приставку, суффикс (если есть)

  • Записать в тетрадь (по образцу)

  • Сделать вывод (в паре устно)

Выполнение в тетрадях. 4 слова вместе на доске, остальные слова самостоятельно в парах.

- Какой вывод сделали в парах? (С помощью суф… меняется значение слова, оно становится ласковым, маленьким)

- А ребята из 3 «Б» при выполнении этого задания начертили схему.

- Вы согласны с ребятами?

СХЕМЫ



- Подумайте, обсудите в группе схемы.

- Работаем по плану: делаем выводы

Вывод:

- Сверим наш вывод с правилом из учебника на стр. 44

- Читаем правило.

- Какие расхождения с нашим выводом? (не все суф)

-Дополним схему (по 1 ученику выходят к доске и дополняют суффиксы).

- Убедимся в правоте нашего вывода. В паре откройте словообразовательный словарь и найдите в нем слова с суффиксами из схемы. Какое значение имеют эти слова? (Значит, вывод сделали верно)

2. Обобщение информации, полученной в результате наблюдений.

-Прочитайте вопрос после правила.

- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами. Назовите ситуации. В начале урока мы разобрали ситуацию, когда мама поёт колыбельную песню, то употребляет ум.-ласк. суффиксы. (выражаем просьбу, чувство)

- Посмотрите отрывок из м/ф и выскажите свое отношение к героине отрывка. (смотрим отрывок)

- Скажите, как повела себя принцесса?

- Можно ли таким тоном высказывать свою просьбу?

-А какие правила, нормы обращения людей мы знаем? (правила этикета)

- А как по именам ласково можно называть вас? (физкультминутка)

- Отдохнули. А какая работа ждет нас дальше? Посмотрите на план урока. (упражнения)

- Работаем по плану. Упражняемся. Образуйте с помощью ум-ласк суффиксов новые слова.

2 строки выполняем устно, 2 след. строчки записываем. Проверяем фронтально. Взаимопроверка. Волшебная линеечка.

- Справились с заданием? ( Мой друг выполнил верно, я поставил бы ему 5 и т.д.)

- Посмотрите, какая позиция гласных в суффиксах? (слабая)

- Умеем ли мы проверять безударную гласную в суффиксе? (нет)

- Не умеем. Правописание суффиксов нужно запомнить.

- Как вы думаете, всё ли мы узнали сегодня о суффиксах и их значениях?

- Посмотрите на слова: учитель, головушка, телята, мамочка, строитель, снежок, зайчата, фокусник,

-Выберите из этих слов слова с ум-ласк суффиксами. Много слов осталось? Мы знакомы со значением этих суффиксов? Это будет тема наших следующих уроков.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


IV. Итог урока.


4 4

- Какая была тема нашего урока?

- Чему должны были научиться?

- Как работали? (по плану)

- Справились со всеми заданиями? Как можно оценить работу всего класса?

- Урок окончен.






V. Домашнее задание.


Упр. 1, 2, с. 55–56.




© ООО «Баласс», 2013

9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.�

Автор: Шилина Елена Васильевна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352210


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства