Электронно-образовательные ресурсы: «Русский язык.5 класс. Интерактивные дидактические материалы», Изд-во «Планета»
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным. Давайте определим, с каким настроение вы пришли на урок. Перед вами три облачка: красное- «я готов активно работать на уроке», белое – «я не готов к активной работе, нет настроения», зеленое- «обычное настроение». Покажите то облачко, которое соответствует вашему настроению сейчас. Читает стихотворение: Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: Вот если б получить мне «пять» - Давайте, ребята, поможем Пете. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. | фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика - Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы) Конечно, в течение урока мы не сможем побывать в гостях у всех звуков и букв. Мы навестим только те буквы, которые играют двойную роль в русском языке - их еще называют буквы –артистки. Итак, мы уже у ворот, которые ведут в страну Фонетику. Но, как нам туда войти? Ведь вход охраняют часовые – Пятерки (на доске прикреплены цветные цифры). Вместе с нами к воротам подошел Петя Ошибкин (На доске прикреплён нарисованный ученик). Войти никак нельзя туда. Коль не приложишь ты труда. Там буквы, звуки у ворот стоят, Сомкнувшись тесно-тесно в ряд. И говорят все вместе Пете: «Зачем пришел к воротам этим?» Им Петя вежливо сказал, Что познакомиться желал Он с буквами е ,ё, ю, я -Ребята, давайте поможем Пете. - Но прежде, нам нужно выполнить задание «Установить соответствие» Гласные/согласные (интерактивная доска) Задание: -Сколько букв и звуков в слове падать? -Чем отличается звук от буквы? -Из чего состоят согласные звуки? Теорию вы усвоили хорошо. -Вход в государство Фонетику открыт. -Я открою вам маленький секрет: дело в том, что Петя неважно учится в школе, поэтому не знает правил русского языка. -Давайте поможем ему узнать о буквах е, ё, ю, я. | Отвечают на вопросы. Строят высказывания 6 букв, 5 зв. Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем Из голоса и шума | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других | |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я. - Может, вы знаете, в чем их необычность? -Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука. Нам сейчас необходимо это выяснить. | | | Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах. | Устные ответы |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта | | - Ребята, что такое зима? -Какие изменения происходят в природе в это время года? - Чем красива зима? (просмотр фильма о зиме) -Послушайте текст «Зима» (текст на слайде) Я шагнул на тропинку и замер от восхищения. Меня обступали заснеженные деревья, покрытые серебристым инеем. Вот красавица берёзка, изящная и стройная в своем черно-белом сарафане. Рядом с ней высокая ель, которая раскинула пушистые лапы. Так и хочется спрятаться под ними. Словно волшебница-зима пришла и укутала их снежным покрывалом. Зимний лес удивителен и прекрасен. -Найдите в тексте слова, где встречаются буквы е, ё, ю, я (текст на слайде) - Ребята, какие деревья описаны в этом тексте? (ель, берёзка) - На что указывает в слове берёзка буква ё? (на мягкость согласного) А в слове ель буква е (обозначают два звука) (слайд) Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё, обозначают один звук? -Когда буква е обозначают два звука? -Приводит примеры: мёд, люк, няня, лес, ёж, юг, ель, шью, объять, мая (фонетический анализ). | Работают над составление алгоритма. Отвечают на вопросы учителя, формулирую правило, собственные выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Работают над составлением алгоритма. Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило. | Индивидуальная, групповая Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение, систематизация и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, анализ алгоритмов | - Подведем итог наших исследований, попробуем составит алгоритм. -Мы верно решили нашу небольшую исследовательскую задачу? Дополняет и комментирует ответы детей -Сверим наш алгоритм с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд) Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки) Один звук [э, о, у, а] | Два звука [й] +[э, о, у, а] | После согласных | 1.В начале слова 2. После разделительного Ъ и Ь 3. После гласной | -Итак, работа завершена. Петя Ошибкин доволен. У него прекрасное настроение. | Формулируют собственные мысли, делают вывод | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых упражнений на основе учебника и дидактического материала (печатные тетради) | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем -Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно. | Выполнение упр. на карточке | индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по план | Письменная работа |
7. Включение в систему знаний и повторений | Обучающая игра – разминка. Обобщение полученных знаний на уроке, оценивание | - Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики (слайд с картинками и словами) Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян. 2 задание («Выполнить задание» (ЭОР) интерактивная доска (на компьютерах) | Принимают участие в обучающей игре. | фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устный ответ |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | -Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? -Посмотрите, как приветливо улыбаются нам часовые – наши Пятерки и как доволен Петя Ошибкин!!! Это говорит о том, что пора подвести итог урока. Теперь Петя наверняка стал более грамотным учеником, и Пятёрки станут его постоянными спутниками. -Для этого поиграем в воображаемый экзамен. -Перед вами слова-билеты (разноцветные полосочки со словами). Вы выходите по одному, вытягиваете по одному слову и называете количество звуков в данном слове. - Понравилось ли вам на уроке? Какое и настроение у вас сейчас? Выберите облачко и покажите мне. Спасибо за урок. (выставление оценок) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи |
10.Д/з | | Диктует д/з Творческое задание по выбору Задание 1: -Составьте текст на тему «Зима» (слайд с зимним пейзажем) Составьте текст по опорным словам: зимнее утро, небо, мороз, тени на снегу, снежное покрывало, тяжелые ветви, удивительное чувство. | Запись в дневник | индивидуальная | | |