Тема: «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф.»
Цель: познакомить учащихся с буквой ф, со звуками [ф], [ф'], учить писать строчную букву ф.
Задачи:
- развивать мелкую моторику руки,
- умение видеть орфограммы в словах,
- внимание, память, воображение;
3) воспитывать аккуратность, любовь к природе, дружбу.
Оборудование: учебник «Букварь» Р.Н.Бунеев, пропись «Мои волшебные пальчики» под ред. О.В.Прониной, интерактивная доска, таблица Н.А.Зайцева, индивидуальные таблички с буквами Потаповой, предметные картинки.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Чтение учащимися рассказа на с. 138-139 «Площадка молодняка».
- Выделение суффиксов –ат, -ят в словах, обозначающих детенышей (медвежата, волчата, щенята, тигрята, котята).
- Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
- Подготовительная работа. Актуализация знаний.
– Из чего состоит наша устная речь? (Из звуков)
– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки в слове? (Ударные и безударные)
- На какие группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие и глухие)
- Каким бывает согласный звук в слове? (Твердым и мягким)
2. Речевая разминка.
Хором учащиеся повторяют за учителем чистоговорки:
- Фа – фа – фа ноты учит детвора.
- Фе – фе – фе отдыхали на софе.
- Ребята, а что такое софа? (Вид раскладного дивана).
- При произношении слога фа, какой звук слышали вначале? (Звук [ф])
- А какой звук слышали вначале слога фе? (Звук [ф']).
III. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с новым звуком и буквой.
1) - Давайте понаблюдаем за звуками [ф], [ф'] по таблице Н.А.Зайцева.
- Придумайте слова, начинающиеся на твердый согласный [ф].
- А теперь придумайте слова, начинающиеся на мягкий согласный [ф'].
- Дайте характеристику этим звукам. (Согласные, глухие, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости).
2) - В Букваре на с. 140 найдите Звуковичка с буквой ф и скажите, какую шляпку вы ему наденете? (Черную шляпку-цилиндр т.к. глухой)
- А какие башмаки ему обуете? (Синий – твердость, зеленый – мягкость).
3) Наблюдение за графическим обликом буквы ф.
- На что похожа буква ф? (Предположения детей)
- При работе над проектом «Веселая буква» Лиза выполнила необыкновенную букву ф, записала о ней стихи.
Чтение стихов о букве.
Физминутка.
2. Работа в прописи.
1) Сравнение печатной и письменной буквы ф. Нахождение сходства и различия.
Рассматривание буквы ф в рамке.
- С чего начнем писать букву ф?
2) Объяснение учителя и показ на доске:
- Начинаем писать как строчную букву с, затем дописываем ее до буквы о, но выводим небольшую черту, как у буквы а, вверх, теперь пишем наклонную линию, как у буквы р, затем поднимаем вверх по этой линии и пишем полуовал с правой стороны.
3) Обводка детьми букв по индивидуальным табличкам (Система Потаповой).
4) Письмо буквы ф в прописи.
3. Работа в Букваре.
1) Выделение звуков [ф], [ф'] из слова фонарь.
- Что нарисовано на первом кубике? (Фонарь)
- Сколько слогов в слове фонарь? (Два)
- Какую гласную услышали в первом слоге?
- Есть выбор о-а. Говорим [фанар'], а пишем фонарь.
- Обозначьте красным карандашом гласную в первом слоге.
- Какой первый звук слышится в слове фонарь?
- Твердый, глухой, согласный [ф].
Звуко-буквенный анализ слова фонарь.
2) Самостоятельное выполнение детьми звуко-буквенного анализа слова фиалка. Характеристика звука [ф'] – согласный, глухой, мягкий.
3) Чтение слогов. Обозначение мягкость согласного [ф'] зеленым карандашом.
4. Работа в прописи.
Чтение и запись слогов с письменного образца. Обращается внимание детей на способ соединения букв.
Физминутка.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
1. Работа в Букваре.
Чтение слов по столбикам.
- Что означает слово фауна? (Животный мир на Земле.)
- Как сделать из большого фонаря маленький? (С помощью суффикса
–ик-: фонар –ик = фонарик.)
- Прочитайте слово, где звук [ф] употребляется два раза. (Фуфайка.)
- Что оно означает?
- Почему слова Африка и Уфа написаны с заглавной буквы? (Имена собственные: название страны и города в Башкирии.) Подчеркните заглавную букву.
- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, слона, ферзя, пешку. (Фигура.) Где еще это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) Это слово имеет много значений, значит оно какое? (Многозначное.)
- Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)
Демонстрация слайдов.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
- Какие еще значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)
- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот)
- Объясните слово фрак. (Парадный сюртук с вырезанными передними полами.)
Слайд 4
- Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)
- Обозначьте цветным карандашом первый звук в словах последнего столбика.
- Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)
- Составьте предложение с этими словами.
– Прочитайте третье слово. Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)
- Прочитайте последнее слово. (Факел.)
- Кто из вас видел такой предмет? Как он выглядит? (Светильник на рукоятке.)
- Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)
- А где их можно попробовать? Прочтите это слово. (Кафе – небольшой ресторан.)
- Объясните значение последнего слова. (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на маскарадах.)
- Составьте предложение с одним из этих слов.
2. Работа в прописи.
1) Раскрашивание картинки и нахождение слов на букву ф.
2) Составление рассказа по картинке. (Устно.)
- Запишите слова, в которых есть буква ф. Комментированная запись слов (фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура.)
3) – Отгадайте, кого так крепко берет за руку звук [в]? (Звук [ф].) Почему? (Они ходят часто парой, т.к. это парные согласные.)
- Прочитайте слова в первом столбике. Что вы заметили? (Оглушение согласного звука [в].)
- Какие подберете проверочные слова? (Улов – уловы, боров – боровы, травка – травы, головка – головы.)
Запись проверочных слов.
4) Самооценка учащихся работы в прописи на уроке.
Физминутка.
3. Систематизация и повторение. Работа в Букваре.
1) Чтение однокоренных слов с корнем –фото-, объяснение лексического значения.
2) Чтение предложения о фауне и флоре. Беседа по картинкам.
3) Работа с текстом «Папина профессия» (с.141)
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Самооценка.
VI. Домашнее задание.
К следующему уроку подобрать картинки изображающие слова, начинающихся на букву ф.