kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Rонспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф

 

Цель: познакомить учащихся с буквой ф, со звуками [ф], [ф'], учить писать  строчную букву ф.

Задачи:

  1. развивать мелкую моторику руки,
  2. умение видеть орфограммы в   словах,
  3. внимание, память, воображение;

            3) воспитывать аккуратность, любовь к природе, дружбу.

 

 Оборудование: учебник «Букварь» Р.Н.Бунеев, пропись «Мои волшебные пальчики» под ред. О.В.Прониной, интерактивная доска, таблица Н.А.Зайцева, индивидуальные таблички с буквами Потаповой, предметные картинки.

 

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
    1. Чтение учащимися рассказа на с. 138-139 «Площадка молодняка».
    2. Выделение суффиксов –ат, -ят в словах, обозначающих детенышей (медвежата, волчата, щенята, тигрята, котята).
  2. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
    1. Подготовительная работа. Актуализация знаний.  

    – Из чего состоит наша устная речь? (Из звуков)

    – Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

    - Какими бывают гласные звуки в слове? (Ударные и безударные)

    - На какие группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие и глухие)

     - Каким бывает согласный звук в слове? (Твердым и мягким)

2. Речевая разминка.

Хором учащиеся повторяют за учителем чистоговорки:

- Фа – фа – фа ноты учит детвора.

- Фе – фе – фе отдыхали на софе.

- Ребята, а что такое софа? (Вид раскладного дивана).

- При произношении слога фа,  какой звук слышали вначале? (Звук [ф])

- А какой звук слышали вначале слога фе? (Звук [ф']).

III. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с новым звуком и буквой.

1) - Давайте понаблюдаем за звуками [ф], [ф'] по таблице Н.А.Зайцева.

    - Придумайте слова, начинающиеся на твердый согласный [ф].

    - А теперь придумайте слова, начинающиеся на мягкий согласный [ф'].

    - Дайте характеристику этим звукам. (Согласные, глухие, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости).

2) - В Букваре на с. 140 найдите Звуковичка с буквой ф и скажите, какую шляпку вы ему наденете? (Черную шляпку-цилиндр т.к. глухой)

   - А какие башмаки ему обуете? (Синий – твердость, зеленый – мягкость).

3) Наблюдение за графическим обликом буквы ф.

    - На что похожа буква ф? (Предположения детей)

     - При работе над проектом «Веселая буква» Лиза выполнила необыкновенную букву ф, записала о ней стихи.

Чтение стихов о букве.

Физминутка.

2. Работа в прописи.

1) Сравнение печатной и письменной буквы ф. Нахождение сходства и различия.

 Рассматривание буквы ф в рамке.

    - С чего начнем писать букву ф?

2) Объяснение учителя и показ на доске:

    - Начинаем писать как строчную букву с, затем дописываем ее до буквы о, но выводим небольшую черту, как у буквы а, вверх, теперь пишем наклонную линию, как у буквы р, затем поднимаем вверх по этой линии и пишем полуовал с правой стороны.

3) Обводка детьми букв по индивидуальным табличкам (Система Потаповой).

4) Письмо буквы ф в прописи.

3. Работа в Букваре.

1) Выделение звуков [ф], [ф'] из слова фонарь.

     - Что нарисовано на первом кубике? (Фонарь)

     - Сколько слогов в слове фонарь? (Два)

     - Какую гласную услышали в первом слоге?

     - Есть выбор о-а. Говорим [фанар'], а пишем фонарь.

     - Обозначьте красным карандашом гласную в первом слоге.

     - Какой первый звук слышится в слове фонарь?

     - Твердый, глухой, согласный [ф].

Звуко-буквенный анализ слова фонарь.

2) Самостоятельное выполнение детьми звуко-буквенного анализа слова фиалка. Характеристика звука [ф'] – согласный, глухой, мягкий.

3) Чтение слогов. Обозначение мягкость согласного [ф'] зеленым карандашом.

4. Работа в прописи.

Чтение и запись слогов с письменного образца. Обращается внимание детей на способ соединения букв.

Физминутка.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

         1. Работа в Букваре.

Чтение слов по столбикам.

- Что означает слово фауна? (Животный мир на Земле.)

- Как сделать из большого фонаря маленький? (С помощью суффикса

ик-: фонар –ик = фонарик.)

- Прочитайте слово, где звук [ф] употребляется два раза. (Фуфайка.)

- Что оно означает?

- Почему слова Африка и Уфа написаны с заглавной буквы? (Имена собственные: название страны и города в Башкирии.) Подчеркните заглавную букву.

- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, слона, ферзя, пешку. (Фигура.) Где еще это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) Это слово имеет много значений, значит оно какое? (Многозначное.)

- Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)

 Демонстрация слайдов.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

- Какие еще значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот)

- Объясните слово фрак. (Парадный сюртук с вырезанными передними полами.)

 

Слайд 4

- Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

- Обозначьте цветным карандашом первый звук в словах последнего столбика.

- Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

- Составьте предложение с этими словами.

– Прочитайте третье слово. Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

- Прочитайте последнее слово. (Факел.)

- Кто из вас видел такой предмет? Как он выглядит? (Светильник на рукоятке.)

- Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

- А где их можно попробовать? Прочтите это слово. (Кафе – небольшой ресторан.)

- Объясните значение последнего слова. (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на маскарадах.)

- Составьте предложение с одним из этих слов.

2. Работа в прописи.

1) Раскрашивание картинки и нахождение слов на букву ф.

2) Составление рассказа по картинке. (Устно.)

- Запишите слова, в которых есть буква ф. Комментированная запись слов (фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура.)

3) – Отгадайте, кого так крепко берет за руку звук [в]? (Звук [ф].) Почему? (Они ходят часто парой, т.к. это парные согласные.)

- Прочитайте слова в первом столбике. Что вы заметили? (Оглушение согласного звука [в].)

- Какие подберете проверочные слова? (Улов – уловы, боров – боровы, травка – травы, головка – головы.)

Запись проверочных слов.

4) Самооценка учащихся работы в прописи на уроке.

Физминутка.

3. Систематизация и повторение. Работа в Букваре.

1) Чтение однокоренных слов с корнем –фото-, объяснение лексического значения.

2) Чтение предложения о фауне и флоре. Беседа по картинкам.

3) Работа с текстом «Папина профессия» (с.141)

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Самооценка.

VI. Домашнее задание.

К следующему уроку подобрать картинки изображающие слова, начинающихся на букву ф.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Rонспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф» »









Урок обучения грамоте по программе

«Школа 2100».

Тема:

«Согласные звуки [ф], [ф'].

Строчная буква ф













г-к Кисловодск



Тема: «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф


Цель: познакомить учащихся с буквой ф, со звуками [ф], [ф'], учить писать строчную букву ф.

Задачи:

  1. развивать мелкую моторику руки,

  2. умение видеть орфограммы в словах,

  3. внимание, память, воображение;

3) воспитывать аккуратность, любовь к природе, дружбу.


Оборудование: учебник «Букварь» Р.Н.Бунеев, пропись «Мои волшебные пальчики» под ред. О.В.Прониной, интерактивная доска, таблица Н.А.Зайцева, индивидуальные таблички с буквами Потаповой, предметные картинки.


  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    1. Чтение учащимися рассказа на с. 138-139 «Площадка молодняка».

    2. Выделение суффиксов –ат, -ят в словах, обозначающих детенышей (медвежата, волчата, щенята, тигрята, котята).

  2. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.

    1. Подготовительная работа. Актуализация знаний.

– Из чего состоит наша устная речь? (Из звуков)

– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Какими бывают гласные звуки в слове? (Ударные и безударные)

- На какие группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие и глухие)

- Каким бывает согласный звук в слове? (Твердым и мягким)

2. Речевая разминка.

Хором учащиеся повторяют за учителем чистоговорки:

- Фа – фа – фа ноты учит детвора.

- Фе – фе – фе отдыхали на софе.

- Ребята, а что такое софа? (Вид раскладного дивана).

- При произношении слога фа, какой звук слышали вначале? (Звук [ф])

- А какой звук слышали вначале слога фе? (Звук [ф']).

III. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с новым звуком и буквой.

1) - Давайте понаблюдаем за звуками [ф], [ф'] по таблице Н.А.Зайцева.

- Придумайте слова, начинающиеся на твердый согласный [ф].

- А теперь придумайте слова, начинающиеся на мягкий согласный [ф'].

- Дайте характеристику этим звукам. (Согласные, глухие, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости).

2) - В Букваре на с. 140 найдите Звуковичка с буквой ф и скажите, какую шляпку вы ему наденете? (Черную шляпку-цилиндр т.к. глухой)

- А какие башмаки ему обуете? (Синий – твердость, зеленый – мягкость).

3) Наблюдение за графическим обликом буквы ф.

- На что похожа буква ф? (Предположения детей)

- При работе над проектом «Веселая буква» Лиза выполнила необыкновенную букву ф, записала о ней стихи.

Чтение стихов о букве.

Физминутка.

2. Работа в прописи.

1) Сравнение печатной и письменной буквы ф. Нахождение сходства и различия.

Рассматривание буквы ф в рамке.

- С чего начнем писать букву ф?

2) Объяснение учителя и показ на доске:

- Начинаем писать как строчную букву с, затем дописываем ее до буквы о, но выводим небольшую черту, как у буквы а, вверх, теперь пишем наклонную линию, как у буквы р, затем поднимаем вверх по этой линии и пишем полуовал с правой стороны.

3) Обводка детьми букв по индивидуальным табличкам (Система Потаповой).

4) Письмо буквы ф в прописи.

3. Работа в Букваре.

1) Выделение звуков [ф], [ф'] из слова фонарь.

- Что нарисовано на первом кубике? (Фонарь)

- Сколько слогов в слове фонарь? (Два)

- Какую гласную услышали в первом слоге?

- Есть выбор о-а. Говорим [фанар'], а пишем фонарь.

- Обозначьте красным карандашом гласную в первом слоге.

- Какой первый звук слышится в слове фонарь?

- Твердый, глухой, согласный [ф].

Звуко-буквенный анализ слова фонарь.

2) Самостоятельное выполнение детьми звуко-буквенного анализа слова фиалка. Характеристика звука [ф'] – согласный, глухой, мягкий.

3) Чтение слогов. Обозначение мягкость согласного [ф'] зеленым карандашом.

4. Работа в прописи.

Чтение и запись слогов с письменного образца. Обращается внимание детей на способ соединения букв.

Физминутка.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

1. Работа в Букваре.

Чтение слов по столбикам.

- Что означает слово фауна? (Животный мир на Земле.)

- Как сделать из большого фонаря маленький? (С помощью суффикса

ик-: фонар –ик = фонарик.)

- Прочитайте слово, где звук [ф] употребляется два раза. (Фуфайка.)

- Что оно означает?

- Почему слова Африка и Уфа написаны с заглавной буквы? (Имена собственные: название страны и города в Башкирии.) Подчеркните заглавную букву.

- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, слона, ферзя, пешку. (Фигура.) Где еще это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) Это слово имеет много значений, значит оно какое? (Многозначное.)

- Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)

Демонстрация слайдов.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

- Какие еще значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот)

- Объясните слово фрак. (Парадный сюртук с вырезанными передними полами.)

Слайд 4


- Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

- Обозначьте цветным карандашом первый звук в словах последнего столбика.

- Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

- Составьте предложение с этими словами.

– Прочитайте третье слово. Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

- Прочитайте последнее слово. (Факел.)

- Кто из вас видел такой предмет? Как он выглядит? (Светильник на рукоятке.)

- Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

- А где их можно попробовать? Прочтите это слово. (Кафе – небольшой ресторан.)

- Объясните значение последнего слова. (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на маскарадах.)

- Составьте предложение с одним из этих слов.

2. Работа в прописи.

1) Раскрашивание картинки и нахождение слов на букву ф.

2) Составление рассказа по картинке. (Устно.)

- Запишите слова, в которых есть буква ф. Комментированная запись слов (фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура.)

3) – Отгадайте, кого так крепко берет за руку звук [в]? (Звук [ф].) Почему? (Они ходят часто парой, т.к. это парные согласные.)

- Прочитайте слова в первом столбике. Что вы заметили? (Оглушение согласного звука [в].)

- Какие подберете проверочные слова? (Улов – уловы, боров – боровы, травка – травы, головка – головы.)

Запись проверочных слов.

4) Самооценка учащихся работы в прописи на уроке.

Физминутка.

3. Систематизация и повторение. Работа в Букваре.

1) Чтение однокоренных слов с корнем –фото-, объяснение лексического значения.

2) Чтение предложения о фауне и флоре. Беседа по картинкам.

3) Работа с текстом «Папина профессия» (с.141)

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8


Самооценка.

VI. Домашнее задание.

К следующему уроку подобрать картинки изображающие слова, начинающихся на букву ф.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Rонспект урока обучения грамоте «Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф»

Автор: Милохина Наталия Андреевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства