Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Произношение и правописание.»
Урок 4. звуки и буквы. произношение и правописание
Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.
Оборудование: тест.
Ход урока
«Слова то шелестят, как трава,
то бормочут, как родники, то
пересвистываются, как птицы,
то позванивают, как первый лед».
Константин Паустовский
I. Организационный момент.
Учитель. Важный учебник на урок к нам пришел.
Здорово, что дорогу он в школу нашел!
Мы – россияне! Для нас нет главней
Речью своею овладеть поскорей!
Будем и дальше русский язык изучать,
Тайны нашего необыкновенного языка раскрывать.
Учебник бережно свой полистайте,
Что нового, интересного в нем, замечайте.
На странице 14 сделаем остановку давайте…
Тему урока нашего, пожалуйста, прочитайте.
II. Актуализация знаний.
– Что мы слышим вокруг? (Множество различных звуков.)
– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках? Нет ли здесь взаимосвязи с названием темы урока?
– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?
– Какой смысл вложил в свое высказывание Н. В. Гоголь: «…необыкновенный урок наш есть еще тайна»?
– Вот так писатель продолжил свою мысль, послушайте: «В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…»
– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы.
Вопросы и задания для беседы по актуализации знаний:
– Что такое алфавит?
– Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо сейчас? Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)
– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.)
– Назовите гласные звуки речи(а, у, о, и, э, е, ё, ю, ы, я).
– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)
– Прочитайте записанные на доске словосочетания:
Гласные звуки. Согласные звуки.
– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие гласные звуки.
– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков.
– Что заметили в обоих случаях? При произнесении каких звуков рот у вас открывался, а при каких закрывался?
– Вы знаете, как для удобства принято называть гласные и согласные звуки? (Ртораскрыватели. Ртосмыкатели.)
– Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса, при их произношении не встречаем препятствий.)
– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)
– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)
– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные звуки.)
– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)
– Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
– Сегодня мы не только обобщим знания о гласных и согласных звуках, но и постараемся осмыслить наши представления о большой информативности согласных звуков в сравнении с гласными, уточнить, чем отличаются звуки и буквы.
Составление схемы «Звуки русского языка».
III. Усвоение нового материала.
1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Обратимся к примерам. Прочитайте и сравните слова:
плот – плод леса – лиса
лук – луг
рот – род
– Что заметили в парах слов?
– Назовите предложения с этими словами.
Например: Вырос на дереве огромный плод.
Паромщик переправлял плот к населенному пункту.
У клоуна был улыбающийся рот.
Наш род включает много поколений.
Под кустом спряталась лиса.
Знойным летом горели леса и территории России.
Луг превратился в разноцветный яркий ковер.
Овощеводы вырастили лук новой селекции.
– Как определить правильное написание букв?
– Выполните проверку и докажите (объясните) правильное написание этих орфограмм.
Например: луг – луг (природное сообщество);
лук – лук (растение, овощ) и т. д.
– Откройте учебник на с. 14. Выполним упражнение 20 по заданию в учебнике.
Учащиеся читают задание, затем текст.
– Как вы определили тему отрывка из рассказа А. П. Чудакова? (Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.)
– Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском языке?
– Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные?
– Что подсказывает вам ваш орфографический опыт?
– Какие примеры можете привести для обоснования своего мнения?
Например: ф[а]на[р’]щик – фонарщик; р[и][с’]ба – резьба; [йош] – ёж; [а]вра[к] – овраг и т. п.
– Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим. Поэтому мы должны соблюдать правила написания.
В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).
– Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу слова.
Звуки мы _________(произносим), а буквы __________(пишем). Один и тот же звук может передаваться на письме _________(разными) буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять ________(правило).
2. Введение термина «транскрипция». Чтение основного теоретического материала на с. 14 учебника.
– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)
– Прочитайте информацию в учебнике на с. 14, первый абзац.
– Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.)
– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)
– Что заметили? Конечно, вы обратили внимание на особые знаки фонетической транскрипции. В моей записи сопоставлены звуки и буквы в нескольких словах. Я транскрибировала слова. Что это значит? (При помощи специальных знаков обозначила, как произносятся эти слова.)
– Прочитайте информацию в учебнике на с. 14, второй абзац.
– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?
3. Выполнение упражнения 21.
– Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова, которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.)
– Работа учащихся у доски тех (кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова). Все работают самостоятельно в тетрадях.