kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Произношение и правописание.»

Урок 4. звуки и буквы. произношение и правописание

Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.

Оборудование: тест.

Ход урока

«Слова то шелестят, как трава,

то бормочут, как родники, то

пересвистываются, как птицы,

то позванивают, как первый лед».

Константин Паустовский

I. Организационный момент.

Учитель. Важный учебник на урок к нам пришел.

Здорово, что дорогу он в школу нашел!

Мы – россияне! Для нас нет главней

Речью своею овладеть поскорей!

Будем и дальше русский язык изучать,

Тайны нашего необыкновенного языка раскрывать.

Учебник бережно свой полистайте,

Что нового, интересного в нем, замечайте.

На странице 14 сделаем остановку давайте…

Тему урока нашего, пожалуйста, прочитайте.

II. Актуализация знаний.

– Что мы слышим вокруг? (Множество различных звуков.)

– Какие звуки нас окружают? (Шепот, скрип, шелест листвы, рокот моторов, стук колес, пение птиц, завывание ветра, треск льда, звон колоколов, журчание ручейка…)

Работа с эпиграфом.

– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках? Нет ли здесь взаимосвязи с названием темы урока?

– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?

– Какой смысл вложил в свое высказывание Н. В. Гоголь: «…необыкновенный урок наш есть еще тайна»?

– Вот так писатель продолжил свою мысль, послушайте: «В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…»

– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы.

Вопросы и задания для беседы по актуализации знаний:

– Что такое алфавит?

– Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо сейчас? Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)

– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.)

– Назовите гласные звуки речи(а, у, о, и, э, е, ё, ю, ы, я).

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)

– Прочитайте записанные на доске словосочетания:

Гласные звуки. Согласные звуки.

– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие гласные звуки.

– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков.

– Что заметили в обоих случаях? При произнесении каких звуков рот у вас открывался, а при каких закрывался?

– Вы знаете, как для удобства принято называть гласные и согласные звуки? (Ртораскрыватели. Ртосмыкатели.)

– Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса, при их произношении не встречаем препятствий.)

– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)

– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)

– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные звуки.)

– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)

– Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

– Сегодня мы не только обобщим знания о гласных и согласных звуках, но и постараемся осмыслить наши представления о большой информативности согласных звуков в сравнении с гласными, уточнить, чем отличаются звуки и буквы.

Составление схемы «Звуки русского языка».

III. Усвоение нового материала.

1. В словосочетаниях «согласные звуки» и «гласные звуки» мы рассмотрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Всегда ли слова пишутся и произносятся одинаково? Обратимся к примерам. Прочитайте и сравните слова:

плот – плод леса – лиса

лук – луг

рот – род

– Что заметили в парах слов?

– Назовите предложения с этими словами.

Например: Вырос на дереве огромный плод.

Паромщик переправлял плот к населенному пункту.

У клоуна был улыбающийся рот.

Наш род включает много поколений.

Под кустом спряталась лиса.

Знойным летом горели леса и территории России.

Луг превратился в разноцветный яркий ковер.

Овощеводы вырастили лук новой селекции.

– Как определить правильное написание букв?

– Выполните проверку и докажите (объясните) правильное написание этих орфограмм.

Например: луг – луг (природное сообщество);

лук – лук (растение, овощ) и т. д.

Откройте учебник на с. 14. Выполним упражнение 20 по заданию в учебнике.

Учащиеся читают задание, затем текст.

– Как вы определили тему отрывка из рассказа А. П. Чудакова? (Выслушиваются предложения учащихся, выбираются наиболее удачные варианты.)

– Как соотносятся понятия «произношение» и «правописание» в русском языке?

– Содержание текста подтверждает мысль о том, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные?

– Что подсказывает вам ваш орфографический опыт?

– Какие примеры можете привести для обоснования своего мнения?

Например: ф[а]на[р’]щик – фонарщик; р[и][с’]ба – резьба; [йош] – ёж; [а]вра[к] – овраг и т. п.

– Вы абсолютно верно заметили, что не всегда мы пишем так, как слышим. Поэтому мы должны соблюдать правила написания.

В русском языке есть слова, в которых буквы и звуки совпадают (долг, мир, сон); есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень, речь, день); есть слова, в которых звуков больше, чем букв (ёж, яма, юла).

– Спишите предложения с доски, вставляя на месте пропусков нужные по смыслу слова.

Звуки мы _________(произносим), а буквы __________(пишем). Один и тот же звук может передаваться на письме _________(разными) буквами. Чтобы выбрать нужную букву, надо применять ________(правило).

2. Введение термина «транскрипция». Чтение основного теоретического материала на с. 14 учебника.

– Как вы думаете, можно ли каким-нибудь способом показать произношение слова? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте информацию в учебнике на с. 14, первый абзац.

– Как называется запись показа произношения слова? (Транскрипция.)

– Что означает термин транскрипция? (В переводе с латинского – переписывание; это запись слов в полном соответствии с их звучанием.)

– Посмотрите запись на доске:

[рот] – род, [флак] – флаг, [каз’ба] – косьба, [гд’эр’иву] – к дереву, [усный] – устный, [сонцэ] – солнце.

– Что заметили? Конечно, вы обратили внимание на особые знаки фонетической транскрипции. В моей записи сопоставлены звуки и буквы в нескольких словах. Я транскрибировала слова. Что это значит? (При помощи специальных знаков обозначила, как произносятся эти слова.)

– Прочитайте информацию в учебнике на с. 14, второй абзац.

– Объясните приведенный пример: что отличного в буквенной записи слова и в его транскрипции?

3. Выполнение упражнения 21.

– Назовите слова, в которых буквы и звуки совпадают. Запишите все слова, которые пишутся по произношению. (Игра, книга, мир, спор, успех.)

– Работа учащихся у доски тех (кто сможет попробовать транскрибировать остальные слова). Все работают самостоятельно в тетрадях.

[вар’ишки], [кан’к’и], [м’ит’эл’], [сн’эк], [сн’ишк’и]

– Назовите слово, в котором обнаружили оглушение звонких парных согласных на конце слова. (Снег.)

– Назовите слова, в которых обнаружили оглушение звонких парных согласных перед глухими. (Варежки, снежки.)

– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Коньки, метель.)

– Назовите слова, в которых гласные звуки не совпадают с соответствующими им буквами. (Варежки, коньки, метель, снег, снежки.)

4. Выполнение упражнений 23(устно).

V. Выполнение теста.

Звуки и буквы

1. Найдите согласные звонкие звуки:

1) [с]; 4) [т];

2) [в]; 5) [ш];

3) [р]; 6) [з].

2. Найдите согласные глухие звуки:

1) [ч]; 4) [к];

2) [ж]; 5) [ф];

3) [н]; 6)[ц].

3. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости-звонкости?

1) [б], [ф], [ш], [м]; 3) [в], [н], [з], [л];

2) [т], [к], [д], [г]; 4) [ж], [р], [с], [т].

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Чаща; 3) точка;

2) дело; 4) шина.

5. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Тень; 3) собака;

2) подвиг; 4) барабанщик.

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

7. В каком ряду во всех словах есть звук [j’]?

1) Няня, яд, прекрасный;

2) переехал, йогурт, съемки;

3) моё, лошадь, почтальон;

4) ярмарка, тройка, звезда.

8. Определите, сколько букв и звуков в слове подъезд:

1) 7 букв, 7 звуков;

2) 7 букв, 8 звуков;

3) 6 букв, 6 звуков;

4) 6 букв, 7 звуков.

9. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:

1) алфавит, магазин, предмет, портфель;

2) алфавит, магазин, предмет, портфель;

3) алфавит, магазин, предмет, портфель;

4) алфавит, магазин, предмет, портфель.

10. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

1) дом; 3) цыган;

2) что; 4) караван.

Ключ: 1 – 2, 3, 6; 2 – 1, 4, 5; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 2.

Резерв

Задание. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает


Звуков в слове больше, чем букв


Звуков в слове меньше,

чем букв






Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский.

Игра «Дай сигнал».

Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышал слова, в которых буквы могут передавать два звука.

Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания.

V. Итог урока.

– Чем был полезен для вас сегодняшний урок?

– Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

– Какие умения и навыки совершенствовали?

– Давайте расскажем, что мы узнали о звуках и буквах.

– На какие группы делятся звуки?

– Сколько гласных букв включает в себя алфавит? Сколько согласных?

– Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему?

Домашнее задание: §6, упражнение 24, схема. Дополнительное задание: указать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки в словах: мох, взрыт, пурпур, ночь, груда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Автор: Деревянко Светлана Сергеевна

Дата: 21.06.2022

Номер свидетельства: 610311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне. "
    ["seo_title"] => string(70) "pravopisaniie-slov-s-parnymi-ghlukhimi-i-zvonkimi-soghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "142149"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418229007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока на тему "Звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "241997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445356862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Звуки и буквы" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt_uroka_zvuki_i_bukvy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398586"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489043342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План-конспект открытого урока по русскому языку по теме «Правописание парных согласных в корне» "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-parnykh-soghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "134082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416663981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства