Тема урока | Звонкие и глухие согласные на конце слова. |
Цель урока | актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных; формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце; формирование умения применять полученные знания на практике; совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце; развитие слуховой и оперативной памяти; развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие орфографической зоркости учащихся; формирование познавательной мотивации; воспитание бережного отношения к животным; воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах; воспитание аккуратности при работе. |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - правило написания проверяемой согласной на конце слова; - способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце; уметь: - видеть орфограмму в слове и графически её обозначать; - определять опасное место в слове; - правильно писать слова с проверяемой согласной на конце; - выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст. |
Основные понятия | Орфограмма, звонкие и глухие согласные. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, музыка. |
Ресурсы | Учебник Л.М.Зеленина Русский язык. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Карточки для групповой работы. Карточки для индивидуальной работы. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. Учитель: Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся все на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! Ученики: «Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать». - Проверьте готовность к уроку. | Настраивается на активную работу на уроке. Рассказывают подготовленные сообщения. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. | . Минутка чистописания На доске записаны буквы п г д т ж о ш з к с б - Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю.(Буква о). - Почему вы исключили именно эту букву? ( Потому что о – гласная буква.) -: Дайте характеристику гласному звуку о. - Что можете сказать об оставшихся буквах? ( Они согласные.) - . Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради. Все ли пары вы смогли составить? - Напишите самостоятельно пропущенную пару. Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать. Какая цель нашего урока? (Закрепить знания о парных согласных на конце слова - Как вы думаете почему мы взяли в чистописании именно эти буквы? Учитель задаёт вопросы, ориентирующие на повторение темы предыдущего урока: 1) « Когда парным по глухости – звонкости согласным можно доверять и обозначать их буквами 2) « Когда парным по глухости – звонкости согласным звукам нельзя доверять?» так, как слышишь?» . Словарная работа. У. – Жил на свете Затейник, который очень любил делать ошибки. Как только есть возможность, он обязательно их делает. В своей жизни ни единого случая не пропустил. Переписал он из нашего учебника несколько слов и в каждом слове сделал ошибки. Где сделал ошибки Затейник? (У учителя кукла Затейник, слова записаны на доске). морос ,тетрать , горот , зовот , машына |
- Какое слово «лишнее»? Д. «Лишнее» слово машина – в нём нет сомнительной согласной. У. Сколько ошибок в каждом слове допустил Затейник? Д. В слове мороз – одну ошибку: з. В слове тетрадь – одну ошибку: д. В слове город – одну ошибку: д. В слове завод – две ошибки: а, д. В слове машина – одна ошибка: и.
2) « Когда парным по глухости – звонкости согласным звукам нельзя доверять?» Вот пришли мы в зоопарк. Как же этому я рад! Вот верблю[т], ено[т], удо[т], Леопар[т], медве[т`] и кро [т]. Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. - Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]). - А какие буквы напишем на конце слов? - Ваши мнения разделились? - Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова. | Об учающиеся участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу, формулируют тему урока: « Правописание слов с парными согласными». Работа в тетради – прописывание даты и названия типа работы – «Классная работа»; «минутка чистописания» - выставление самооценки. |
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА. - А что такое орфограмма? - Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило. - Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова. - Ребята, вспомним правила работы в группе. Чтобы правильно написать слово, надо вспомнить правило проверки. (Алгоритм проверки парного согласного звука в корне слова.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву? - Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте. - Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?
| Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма – это написание по правилу.
Правила работы в группе. • Работай дружно, по плану. • Умей выслушать другого. • Уважай мнение других. • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения. - Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
-
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. - Да. Мы знаем правило…
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
используя полученную информацию и имеющиеся знания |
IV. Физкультминутка. (подвижная) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | |
|
V. Первичное применение знаний. Работа в парах | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий.
| . Нас ждёт работа в парах по слайду.
Разноуровневые задания. - Что можете сказать про проверочные слова? - Какой вывод можем сделать?
| Работают в парах. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы,
.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы. 2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок. 3) Можно подставить слово НЕТ. Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога. - Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
|
VI.Физкультминутка. (для глаз) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
|
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. | животном? Работа с текстом.
| Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
|
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
| Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности. Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. | - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
| Высказывания обучающихся. Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
|
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия. | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. | Подведём теперь итог. Вам понравился урок. Что сегодня повторяли? Что вы нового узнали? (Учащиеся оценивают свою работу и прогнозируют перспективы обучения) Какую цель мы с вами ставили? (Закрепить знания о парных согласных на конце слова) - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
| Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
|
X. Информация о домашнем задании. Творческая работа | Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |