Русский язык. 3 класс.Программа "Школа России".
Тема:" Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне."
Цель: Овладевать учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи:1). Учить: а) группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту
орфограммы в слове;
б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.
2). Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
3). Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
*Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
* Ориентироваться в учебном материале:
- определять круг своего незнания;
- осуществлятьсвой выбор учебного действия по заданию под определённую
задачу урока;
* Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь находить и
подбирать проверочные слова по правилам корня: для безударных гласных
и для парных звонких или глухих согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с
другом, учитывая конечную цель урока.
Ход урока:
- Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
- Организационный момент.
- Проверим метапредметные результаты - регулятивные универсальные действия: "Умение организовывать самостоятельно своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий."(ТАБЛИЦА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В 3 КЛАССЕ: РУУД, ПУУД, КУУД.)
Запись даты(на доске учителем и в тетрадях учащимися).
- Поставьте ударение в словах. Подчеркните орфограммы. Объясните их написание.
Запись слов: "Классная работа"(на доске учителем и в тетрадях учащимися).
- Подпишите над двумя словами их части речи. Подчеркните орфограммы. Объясните их
написание. Разберите по составу.
(ТАБЛИЦА - "ЧАСТИ РЕЧИ".)
(ТАБЛИЦА - "ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ".)
- Проведите самопроверку, сверку с записью на доске.
- Чистописание.
ллЛлл ? @@ ?ллЛлл ??
- Пропишите показ.
П...ср...ди поля л...жит зеркало,
Ст...кло голубое, рама з...лёная.
(... .)
- Как вы думаете, что должно быть записано в скобках? (Отгадка на загадку.)
- Запишите отгадку. (Озеро.)
- Маша, выйди к доске, вставь пропущенные буквы.
- Проверим устно орфограммы в словах.
- На какое правило орфограммы?(Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ":1. Безударные гласные, проверяемые ударением.)
- Итак, о чём мы будем говорить и писать на уроке? (О правилах корня.)
- Почему вставленные вами буквы гласные?(Гласные звуки поются, тянутся, произносятся без преграды; гласные служат для образования слога в слове.)
- Спишите предложение, подчеркните вставленные орфограммы.
- Поставьте ударение.
- Ваня, сколько предложений записано в загадке?(1.)
- Почему?(Одна грамматическая основа: главные члены предложения- подлежащее, сказуемое.)
- Ваня, дай характеристику этому предложению. (Повествовательное, невосклицательное, распространённое предложение.)
(ТАБЛИЦА - ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.)
- Словарная работа.
(Работа в паре)
- Записать в свою рабочую тетрадь под диктовку друг другу по 7 изучаемых словарных слов (ИЗ своего ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА у каждого УЧАЩИХСЯ):
1). 1-й ученик диктует 2-му ученику: 7 первых словарных слов:
север берег
четверг шоссе
пирог ужин
2). 2-й ученик диктует 1-му ученику: 7 следующих других словарных слов:
столица огурец
капуста огород
горох ноябрь
3). Взаимопроверка.
4). Взаимооценка(смайликом).
5). Итоги: 3 уровень = ... учеников.
2 уровень = ... учеников.
1 уровень = ... учеников.
- На какое правило орфограммы в написанных вами словах?(Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением, словарные слова нужно запомнить или посмотреть как они пишутся в орфографическом словаре.)
(КАРТОЧКИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ РАСПОЛОЖЕНЫ СЛЕВА ОКОЛО ДОСКИ.)
- № 1 (для пальцев рук).
- Этап актуализации учебного действия.
- Орфографическая минутка.
- Прочитайте.
Жи...кая каша, ре...кий ветер, ре...кий ле...,сла...кие пиро...жки, ги...кий пру..., гла...кая доро...ка, мя...кий хле... .
- Объясните какие орфограммы пропущены. (Согласные; парные звонкие - глухие согласные.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ".)
- Софья, почему пропущены согласные буквы, а не гласные? Докажи. (Согласные произносятся с преградой и не поются.)
- Запишите с доски словосочетания самостоятельно.
- Этап локализации индивидуальных затруднений.
- На какое правило написаны словосочетания? (Парные звонкие - глухие согласные.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ": 2. Парные звонкие - глухие согласные.)
- Проверим устно орфограммы в словах.
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?
- Запишите с доски словосочетания самостоятельно. Подчеркните вставленные орфограммы. (1-н ученик - Семён, работает с комментированием у доски, устно повторно подбирая проверочные слова, вставляет парные звонкие и глухие согласные буквы.)
- Этап реализации построенного проекта.
- Напишите ещё два слова на это правило и подчеркните орфограмму.
- Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- Что заметили в работе в начале урока и в середине? (Сначала работали над гласными буквами, а теперь и над парнымизвонкими и глухими согласными.)
Каким общим правилом пользовались при написании ибезударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, ипарных звонких или глухих согласных букв.)
(ТАБЛИЦА - "ПРАВИЛА КОРНЯ":1. Безударные гласные, проверяемые ударением.
2. Парные звонкие - глухие согласные.)
- № 2 (для глаз).
- Работа с учебником. (Закрепление.)
- Учебник "Русского языка" страница 115, № 218. (Работа с инструкциями в учебнике, по заданию в учебнике):
1. Прочитайте.
2. Какие вставите пропущенные буквы.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
3. Самостоятельно выполните упражнение.
(Работа в тетрадях (самостоятельная работа) и на доске (коррекционная работа с 1-м учащимся.)
4. Проведите взаимопроверку, со сверкой с доски.
5. Взаимооценка (смайликом).
6. Итоги: 3 уровень = ... учеников.
2 уровень = ... учеников.
1 уровень = ... учеников.
- № 3 (динамическая).
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Учебник "Русского языка" страница 115, № 219. (Работа с инструкциями в учебнике, по заданию в учебнике.)
(Работа в тетрадях (самостоятельная работа) и на доске (коррекционная работа с 1-м учащимся.)
- Самостоятельно выполните упражнение.
- Проведите сверку (с записью на доске и в паре).
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Какой выводможете сделать по правилу корня? "
(Правило проверки орфограмм:1. Безударные гласные, проверяемые ударением.
2. Парные звонкие - глухие согласные.)
- Сегодня мы закончили изучать темуПРАВИЛА КОРНЯ": 2. Парные звонкие - глухие согласные. Завтра вас ждёт новая тема:ПРАВИЛА КОРНЯ": 3. Непроизносимые согласные.
- Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что было трудным на уроке?
- Что понравилось?
- Домашнее задание.
- Учебник "Русского языка" страница 115, № 220.
- Мотивирование оценок.
- Сегодня на уроке замечательно потрудились все.
Оценила я следующих учащихся: ...(фамилия, имя), ...(оценка), ... (за то, что...).
Для выставления оценок положите дневники на мой стол.
- Молодцы!
- Спасибо, ребята, за прекрасную работу на уроке!