Урок № 49.
Тема. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
с несколькими придаточными.
Цели урока: 1. Формирование умения выделять общие и различные признаки СПП с несколькими придаточными и классифицировать их по видам придаточных;
2. Совершенствование постановки пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
3. Повторить правописание приставок;
4. Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация).
Форма проведения урока:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными »
Урок № 49.
Тема. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
с несколькими придаточными.
Цели урока: 1. Формирование умения выделять общие и различные признаки СПП с несколькими придаточными и классифицировать их по видам придаточных;
Совершенствование постановки пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
Повторить правописание приставок;
Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация).
Форма проведения урока:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
1) 1 человек у доски— записать схемы СПП из упр. 248 (1 абзац).
2) Со всеми остальными: при выполнении д/з вам нужно было вставить пропущенные орфограммы.
- Определите место орфограммы в словах: прохладные, бесшумную, разбудить.
(Правописание приставок.)
- На какие виды можно разделить правописание приставок в русском языке?
(Приставки на з/с, при-, пре-, единообразное написание).
-К какому виду правописания приставок относятся слова: здесь, сделать?
(Сделать – пишется всегда одинаково; здесь – нет приставки).
3) Работа по схемам из домашнего упражнения.
- На прошлом уроке мы говорили о грамматическом строении СПП с несколькими придаточными. Давайте посмотрим, как вы усвоили этот материал.
- Прочитай предложение, объясни схему, определив вид подчинения.
- Все ли виды подчинения указаны на данных схемах?
[= -], (что =), (как = -).
[=], (что - =), (потому что - =).
(Нет однородного вида подчинения).
- Чем оно отличается от параллельного и однородного подчинения?
(При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению или от одного слова в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.)
2. Пунктуационный разбор предложений с записью в тетрадях и определением вида подчинения.
- Запишем 3 предложения под нумерацией:
1) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.
2) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
3) Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
- Составьте схемы предложений, укажите вид подчинения придаточных.
(Проверка по слайду).
- Соотнесите записанные предложения со схемами.
1)[ так ], ( что ), ( как ), ( как ).
2) (Если ), (что ), [как ].
3) [ ], (как ) и (как ).
- В каком предложении вы затруднялись в постановке знаков препинания?
3. Объяснение нового материала.
А) - Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
1. , , .
2. и .
3. или .
4. , и , и .
5. , но .
6. , а .
(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными союзами).
-Назовите случаи, когда однородные члены не разделяются запятой.
(Однородные члены не разделяются запятой, когда их соединяет одиночный союз И или союз ИЛИ).
- Посмотрите на следующий слайд. Сравните со схемами СПП с однородным подчинением.
1. [ ], ( как ) и ( как ).
2. [ ], ( что ) и ( как ).
3. [ ], ( когда ) и ( ).
4. [ ], ( ), и ( ), и ( ).
5. [ ], ( ) или ( ).
6. [ ], ( что ), а ( что ).
- Сделайте вывод о знаках препинания в таких предложениях.
( Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения).
Б) Тренировка. Выполнение заданий по группам.
1 группа выполняет упражнение 239 и задание 1.
2 группа выполняет задание 2 к упражнению 239.
- Какое обязательное условие должно соблюдаться, когда запятая перед И не ставится?
(Вывод: подчинение должно быть однородным.)
В) – Прочитайте следующие предложения, определите, является ли данное подчинение однородным.
1. [ , ( ), и , ( ), ],
[ Нас просили узнать, (в сохранности ли вещи), и, (если будет возможность ), перевезти их в другое место].
2. [ ] , и, ( когда ), [ ].
[Предзакатное солнце горело над степью], и, (когда Петя в плаще появился на тропинке ), [ его тень была очень длинной].
(Комментирование: 1 – неоднородное подчинение, запятая ставится; 2 – союз И соединяет два главных предложения, запятая ставится.)
- На что нужно обратить внимание, прежде чем ставить запятую перед И?
Вывод: особое внимание нужно обратить на строение предложения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Закрепление нового материала.
Задание 1. Выполнение задания на карточках (по уровням).
- В каком(-их) предложении(-ях) запятая перед И ставится? Выпишите букву правильного ответа.
1 уровень:
А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.
Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.
В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,
на холме снова уселись белые птицы.
2 уровень:
1. В каких предложениях запятая перед И ставится?
А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.
Б) Приём клиентов ещё не окончился, несмотря на поздний час и из кабинета глухо доносился незнакомый голос.
В) Когда солнце показалось из-за горы и его первые лучи коснулись просыпавшейся долины, палатки уже были сняты и сложены.
Г) Когда Сергей Петрович не мечтал и не занимался делом, он читал много и без разбору.
Д) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.
Е) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.
Ж) Он решил про себя, что всё так именно должно быть и что ему в нынешний вечер не следует действовать по своим соображениям.
- Объясните постановку запятых.
(Б 1 уровня и Д 2 уровня – одиночный союз И соединяет однородные сказуемые главного предложения, но между ними находится подчинительное предложение, которое нужно выделить запятыми, поэтому запятая ставится;
Б 2 уровня – запятая перед союзом И ставится, так как он соединяет два равноправных простых предложения в составе сложного и между ними находится придаточное предложение).
Задание 2. (Контрольно-измерительные материалы).
- Тесте 29 «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными» в заданиях под № 1, 4, 5, 8, 9, 10 (записано на доске) указать предложения с однородным соподчинением придаточных и цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Проверка: на доске выписаны № заданий и № правильного ответа.
(Если есть ошибки, разобрать более подробно)
5. Заключение.
– От чего зависит выбор постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными?
(Выбор постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными зависит от строения предложения.)
- Какие предложения требуют особого внимания?
(Особого внимания требуют предложения с однородным подчинением.)
6. Дифференцированное домашнее задание.
Упражнение 246 или выписать СПП с несколькими придаточными из произведений А. Блока, С. Есенина ( на выбор).