kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "СПП с придаточными условия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Баржикбаева  Гаухар Тургунбековна, учитель первой категории русского языка и литературы ГКУ «ОСШ№38 с ДМЦ» села Кендала Талгарского района Алматинской области

Предмет: русский язык   

Класс: 9 русский класс

Тема: Подготовка к ПГК. «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»

Тип: комбинированный

Цели: 1. Определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условия; научить правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, составлять горизонтальные и вертикальные схемы таких предложений; проводить лингвистический анализ текста;

2. Развивать память, внимательное отношение к слову; обогащение словарного запаса;

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Метод: проблемный, частично-поисковый, коммуникативный, репродуктивный

Форма: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, тесты, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

                                        Ход урока:

I.Организационный момент. Объявление целей, задач урока

II.Проверка домашнего задания. С.170 упр.309,310 –комментирование выполненного задания (составление предложений, используя сравнительные обороты)

III.Проверка знаний.

1.Лексико-орфографическая работа. Выполнение различного рода разборов – индивидуальные задания.

Проверка грамматического задания домашнего упражнения сильным учеником с последующим комментарием оценки (фонетический, морфологический, синтаксический разборы)

I.Композитора (кого?) – сущ.

Н.ф.- композитор.

II. Пост. – нариц., одуш., м.р.,2 скл.;

Непост. – в Р.п.; в ед.ч.

III.Восемь лет жизни (кого?) композитора.

Выражение у него было грустное и сонное, словно его разбудили против его желания. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП: 1ПП – двусоставное, распространенное, полное, неосложненное; 2ПП – односоставное, распространенное, полное, неосложненное)

2.Индивидуальные задания по карточкам:

- Выполните фонетический разбор по образцу;

- Расставьте знаки препинания, графически обосновав выбор.

 Ряска почти сплошь накрыла заводи и рассекая ее медленно двигались по ней утки. Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду и справа и слева принимает многочисленные притоки. Это было в мае  когда деревья уже оделись листвой.

- Заполните пропуски там, где это необходимо.

Инт…лект, инц…дент, иску…тво, и…подтишка, небез…интересный, нежда…о – негада…о, ок…упант, пер…ферия, окрес…ность, ове…ный, инте…л…генция, арт…лерия, а…юминий, вз…ерош…ный, ид…логия.

IV.Сообщение темы и цели:

- Как вы отличаете сложносочиненное предложение от сложноподчиненного? (Значение, союзы) – Давайте вспомним, проверим знания по теоретическому материалу. Заполните пустые клеточки в таблице.

Предложение

простое

?

бессоюзное

?

ССП

?

Определит.

?

?








 

V.Новая тема:

1.Групповая работа

Пока класс работает с таблицей, два ученика получают схемы предложений, обсуждают их и дают ответ на вопрос: Укажите разницу в значении предложений.

[…там],, (где…). […той+сущ],  (где…).

Практические навыки. Распределительный диктант.

Определите тип предложения на слух: простое или сложное.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Где жить, там и слыть.

Хвали заморье, а сиди дома.

И конь на свою сторону рвется, а собака обгрызется да уйдет.

Если за шкурой ума нет, так к шкуре не пришьешь. (1-СПП, 2- СПП, 3 –ПП, 4 – ССП, 5 – СПП)

- Заметили ли вы, что предложения объединены жанровым признаком – каким? (пословицы)

2. Объяснение нового материала

1. - Запишем последнюю пословицу. Определим вид придаточного.

2. Знакомство с теоретическим материалом – с.172, упр.315. Прочитайте предложения, рассмотрите схемы, ответьте на вопросы: чем отличаются предложения друг от друга по своему строению? В каком из них значение условия выражено отчетливее?

3. К. –упр.316 (устно): - К чему относятся придаточные предложения и на какой вопрос отвечают? Выделить грамматические основы и указать главные и придаточные предложения.

4. И. –упр.317: списать, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определить типы придаточных предложений. Заменить, где возможно, союз когда союзом если.

5. Ф.- упр.318 (устно): прочитать пословицы, объяснить их значения. Описать ситуации, в которых можно их употребить.

VI. Проверка восприятия:

Запись предложений:  [Не мил и свет],(если друга нет).  (Коли мять лен), [так уж доминать],(так уж доминать.

- Обратите внимание на строение: что скажете о месте придаточного условия в предложении. (Может находиться до, после главного)

2) Выборочный диктант. Указать предложения, в которых союз когда употреблен в значении союза если.

1. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью.

2. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

3. Писать надо тогда, когда чувствуешь в себе новое, важное содержание, ясное для тебя, но непонятное людям.

4. Человек может стать другом, когда горе другого человека становится его личным горем.

5. Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.

VII. Закрепление:

Лингвистический анализ текста.

(1) Улицы, площади, каналы, дома, парки – все они напоминают, напоминают, напоминают…. (2) Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становятся мерилом прекрасного. (3) Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками…. 

(4) Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, он не любит их. (5) Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, у него нет любви к своему городу. (6) Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.

                                                                               (По Д.С. Лихачеву)

Прочитайте текст и выполните задания.

К какому стилю и типу относится текст:

а)  разговорный стиль, рассуждение;

б) публицистический, рассуждение;

в) художественный, описание;

г) научно-популярный стиль, повествование.

2)  Определите тему текста.

3) Какова проблематика текста.

4) Как связаны 1 и 2 предложения?

5) Какое значение имеет слово «памятникам» в последнем (6) предложении:

а)  художественное произведение;

б) культурное наследие;

в) скульптура.

6) Какой частью речи является слово «прошлого» во 2 предложении

7) Как называется прием, используемый в начале всех предложений второго абзаца:

а) эпитет;

б) гипербола;

в) олицетворение

г) анафора.

8) Объясните обособление как правило в 6 предложении.

9) Какая характеристика2 предложения является верной:

а) сложноподчиненное

б) сложносочиненное;

в)простое;

г)бессоюзное.

10) Есть ли в тексте СПП с придаточными условия. Как вы определили, что это придаточные условия? (союзы, вопрос)

11) Почему автор использует несколько предложений с придаточным условия, развивая свою мысль?

12) Выпишите последнее предложение, выполните полный синтаксический разбор.

VIII. Итоги урока. 1. Вопросно-ответная беседа:

- На какие вопросы отвечают придаточные условия?

- При помощи каких союзов придаточные условия присоединяются к главному?

- Какую позицию занимают придаточные условия по отношению к главному предложению?

2. Комментирование оценок.Результаты.

IX. Домашняя работа

На выбор: 1. Напишите сочинение – миниатюру: Какие старые улицы, дома, беседки нашего города вам дороги, опираясь на размышления Д.С.Лихачева; подберите заголовок.

2. Упражнение 331 на с.178

Просмотр содержимого документа
«разработка урока на тему "СПП с придаточными условия" »

Баржикбаева Гаухар Тургунбековна, учитель первой категории русского языка и литературы ГКУ «ОСШ№38 с ДМЦ» села Кендала Талгарского района Алматинской области


Предмет: русская речь

Класс: 9 русский класс


Тема: Подготовка к ПГК. «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»

Тип: комбинированный

Цели: 1. Определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условия; научить правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, составлять горизонтальные и вертикальные схемы таких предложений; проводить лингвистический анализ текста;

2. Развивать память, внимательное отношение к слову; обогащение словарного запаса;

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Метод: проблемный, частично-поисковый, коммуникативный, репродуктивный

Форма: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, тесты, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Ход урока:

I.Организационный момент. Объявление целей, задач урока


II.Проверка домашнего задания. С.170 упр.309,310 –комментирование выполненного задания (составление предложений, используя сравнительные обороты)

III.Проверка знаний.

1.Лексико-орфографическая работа. Выполнение различного рода разборов – индивидуальные задания.

Проверка грамматического задания домашнего упражнения сильным учеником с последующим комментарием оценки (фонетический, морфологический, синтаксический разборы)

I.Композитора (кого?) – сущ.

Н.ф.- композитор.

II. Пост. – нариц., одуш., м.р.,2 скл.;

Непост. – в Р.п.; в ед.ч.

III.Восемь лет жизни (кого?) композитора.

Выражение у него было грустное и сонное, словно его разбудили против его желания. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП: 1ПП – двусоставное, распространенное, полное, неосложненное; 2ПП – односоставное, распространенное, полное, неосложненное)

2.Индивидуальные задания по карточкам:

- Выполните фонетический разбор по образцу;

- Расставьте знаки препинания, графически обосновав выбор.

Ряска почти сплошь накрыла заводи и рассекая ее медленно двигались по ней утки. Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду и справа и слева принимает многочисленные притоки. Это было в мае когда деревья уже оделись листвой.

- Заполните пропуски там, где это необходимо.

Инт…лект, инц…дент, иску…тво, и…подтишка, небез…интересный, нежда…о – негада…о, ок…упант, пер…ферия, окрес…ность, ове…ный, инте…л…генция, арт…лерия, а…юминий, вз…ерош…ный, ид…логия.

IV.Сообщение темы и цели:

- Как вы отличаете сложносочиненное предложение от сложноподчиненного? (Значение, союзы) – Давайте вспомним, проверим знания по теоретическому материалу. Заполните пустые клеточки в таблице.

Предложение

простое

?

бессоюзное

?

ССП

?

Определит.

?

?

V.Новая тема:

1.Групповая работа

Пока класс работает с таблицей, два ученика получают схемы предложений, обсуждают их и дают ответ на вопрос: Укажите разницу в значении предложений.

[…там], , (где…). […той+сущ], (где…).

Практические навыки. Распределительный диктант.

Определите тип предложения на слух: простое или сложное.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Где жить, там и слыть.

Хвали заморье, а сиди дома.

И конь на свою сторону рвется, а собака обгрызется да уйдет.

Если за шкурой ума нет, так к шкуре не пришьешь. (1-СПП, 2- СПП, 3 –ПП, 4 – ССП, 5 – СПП)

- Заметили ли вы, что предложения объединены жанровым признаком – каким? (пословицы)

2. Объяснение нового материала

1. - Запишем последнюю пословицу. Определим вид придаточного.

2. Знакомство с теоретическим материалом – с.172, упр.315. Прочитайте предложения, рассмотрите схемы, ответьте на вопросы: чем отличаются предложения друг от друга по своему строению? В каком из них значение условия выражено отчетливее?

3. К. –упр.316 (устно): - К чему относятся придаточные предложения и на какой вопрос отвечают? Выделить грамматические основы и указать главные и придаточные предложения.

4. И. –упр.317: списать, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определить типы придаточных предложений. Заменить, где возможно, союз когда союзом если.

5. Ф.- упр.318 (устно): прочитать пословицы, объяснить их значения. Описать ситуации, в которых можно их употребить.

VI. Проверка восприятия:

Запись предложений: [Не мил и свет],(если друга нет). (Коли мять лен), [так уж доминать],(так уж доминать.

- Обратите внимание на строение: что скажете о месте придаточного условия в предложении. (Может находиться до, после главного)

2) Выборочный диктант. Указать предложения, в которых союз когда употреблен в значении союза если.

1. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью.

2. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

3. Писать надо тогда, когда чувствуешь в себе новое, важное содержание, ясное для тебя, но непонятное людям.

4. Человек может стать другом, когда горе другого человека становится его личным горем.

5. Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.

VII. Закрепление:

Лингвистический анализ текста.

(1) Улицы, площади, каналы, дома, парки – все они напоминают, напоминают, напоминают…. (2) Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становятся мерилом прекрасного. (3) Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками….

(4) Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, он не любит их. (5) Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, у него нет любви к своему городу. (6) Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.

(По Д.С. Лихачеву)

Прочитайте текст и выполните задания.

К какому стилю и типу относится текст:

а) разговорный стиль, рассуждение;

б) публицистический, рассуждение;

в) художественный, описание;

г) научно-популярный стиль, повествование.

2) Определите тему текста.

3) Какова проблематика текста.

4) Как связаны 1 и 2 предложения?

5) Какое значение имеет слово «памятникам» в последнем (6) предложении:

а) художественное произведение;

б) культурное наследие;

в) скульптура.

6) Какой частью речи является слово «прошлого» во 2 предложении

7) Как называется прием, используемый в начале всех предложений второго абзаца:

а) эпитет;

б) гипербола;

в) олицетворение

г) анафора.

8) Объясните обособление как правило в 6 предложении.

9) Какая характеристика2 предложения является верной:

а) сложноподчиненное

б) сложносочиненное;

в)простое;

г)бессоюзное.

10) Есть ли в тексте СПП с придаточными условия. Как вы определили, что это придаточные условия? (союзы, вопрос)

11) Почему автор использует несколько предложений с придаточным условия, развивая свою мысль?

12) Выпишите последнее предложение, выполните полный синтаксический разбор.


VIII. Итоги урока. 1. Вопросно-ответная беседа:

- На какие вопросы отвечают придаточные условия?

- При помощи каких союзов придаточные условия присоединяются к главному?

- Какую позицию занимают придаточные условия по отношению к главному предложению?

2. Комментирование оценок.Результаты.

IX. Домашняя работа

На выбор: 1. Напишите сочинение – миниатюру: Какие старые улицы, дома, беседки нашего города вам дороги, опираясь на размышления Д.С.Лихачева; подберите заголовок.

2. Упражнение 331 на с.178










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока на тему "СПП с придаточными условия"

Автор: Баржикбаева Гаухар Тургунбековна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разработка урока на тему " СПП с придаточными цели ""
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-na-tiemu-spp-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "290652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455008650"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Методическая разработка  урока"
    ["seo_title"] => string(35) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "255493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447942129"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства