Конспект урока по русскому языку. Сайпушева Евгения Сергеевна МОБУ СОШ №6 г. Нефтекамск
1 е класс
Тема урока: Знаки препинания в конце предложения.
Цель:Тренировать детей в выборе соответствующих знаков препинания при письме.
Формировать УУД:
Личностные: положительное отношение к урокам русского языка, желание и стремление хорошо учиться.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителявысказывать своё предположение; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике; делать выводы.
Оборудование: Ноутбук, презентация, карточки с заданиями, толковыйсловарь русского языка.
Аннотация: На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой. Используются активные формы обучения: взаимопроверка выполненных заданий, работа на контрольных листах. Развиваются коммуникативные навыки детей. Идёт работа над развитием творческих способностей обучающихся, развитием речи. При подведении итогов урока дети оценивают свою работу, т. е. учатся давать самооценку, находить причину затруднений и намечать пути её устранения. Тем самым повышается уровень самосознания и самоконтроля. Данные виды работ способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Ребята, какое время года наступило? Назовите признаки зимы. Посмотрите на наше солнышко. Что же с ним случилось?
Поможем солнышку улыбнуться? А для этого нам нужно будет хорошо потрудиться на уроке. Все готовы!
- Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка? ( Правильно, без ошибок писать, правильно говорить, узнавать новые слова и т.д.
Учитель дополняет ответы детей).
2. Минутка чистописания.
1) Разминка для пальцев.
2) -Откройте свои тетради, положите их перед собой. Напишем сегодняшнее число. (Обращается внимание на правильную посадку).
3) Определение буквы для минутки чистописания.
- Ребята, скажите, какой замечательный зимний праздник приближается? (Новый год) Давайте мы скажем слова связанные С Новым годом. Показываю букву, а вы называете слово, которое начинается со звука, обозначаемого этой буквой.
Н–нарядные, нвогодние; В - волшебство, Д – добрые, Ж – желанный, Ё-ёлка, М- мороз, С- снежный. Посмотрите на все эти буквы, На минутке чистописания мы будем писать букву, которая является лишней в этом ряду. Назовите эту букву (Ё). Почему она лишняя?( Буква ё обозначает гласный звук, а все остальные буквы согласных звуков).
4) Повторение алгоритма письма букв Ёё. (Показ на доске).
5) Письмо букв Ёё в тетради.
3. Словарная работа.
А теперь потренируемся в написании буквы В в словах.
Отгадайте загадки.
К зернышкам прыг
Клюй не робей
Кто это? ( воробей)
- Правильно. Воробей- это мелкие певчие птицы с коричневатым оперением. Всего на Земле 30 видов воробьев. Мы их часто видим .Самый распространенный по всему миру – это домовой воробей. Он всегда держится вблизи человеческого жилья и неплохо чувствует себя в больших городах.
- Давайте произнесём слово воробей. Сколько гласных?
- Сколько слогов?
- На какой слог падает ударение?
- В русском языке, вы знаете, не все слова пишутся как мы произносим.
Как вы думаете как правильно написать слово воробей? (воробей)
А теперь послушайте ещё одну загадку
Носит серенький жилет
Но у крыльев – черный цвет
Видишь – кружат двадцать пар
И кричат карр-карр-карр.( ворона)
- Правильно. Ворона – птица, которую мы часто встречаем в наших краях. Сколько гласных в слове ворона?
- Сколько слогов
- На какой слог падает ударение?
- Как правильно написать слово ворона?
- Слова воробей, ворона – словарные слова. Запомните их правописание.
4. Актуализация знаний.
1. Прочитайте предложение, выполнив задания: Петух умеет петь
1 ряд - так, чтобы это было сообщение;
2 ряд - вопрос;
3 ряд – восхищение.
Петушок поёт песню
Запишите в тетради, поставив нужный знак в конце предложения ( Взаимопроверка)
Какие знаки препинания поставили?
5. Определение темы урока, постановка цели.
- Что мешает нам понять предложение? Чего не хватает? (Точек).
- А что такое точка, вопросительный знак, есть ещё восклицательный знак? (На доске появляются знаки препинания).
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в конце предложения».
- Какова цель нашего урока? Как вы думаете? (Научиться определять конец предложения и ставить знак препинания: точку, вопросительный знак, восклицательный знак в зависимости от интонации).
-Какие правила мы должны помнить? ( Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку или вопросительный знак, или восклицательный знак).
-Работаете в парах по карточкам. (Проверка по экрану).
6. Работа по теме урока по учебнику. С. 10
1) Упр. 1.
- Сколько в стихотворении предложений? Как выбрать знак в конце предложения? (Ответ предположения детей)
- Прочитаем в учебнике правило. От чего зависит знак в конце предложения? (От интонации).
2) - Сейчас поработаем с интонацией в упражнении
2. Внимательно прочитайте про себя предложения. Что вы заметили? (В вопросительных предложениях слова одни и те же. Ответы на эти вопросы разные).
-Почему же так?
- Прочитаем вопросы так, чтобы они соответствовали ответам.
- Какой можем сделать вывод? (Ответы детей)
Вывод: Ответ на вопрос зависит от интонации, с которой он был произнесён.
7. Закрепление
1) Самостоятельная работа
Упр. 4. Списать, расставляя знаки препинания. Проверка по эталону на экране.
-Итак, какие знаки препинания поставили в конце предложений? Объясните, почему?
2) Упр 3. Работа в парах. Восстановить диалог и разыграть с товарищем.
- Как образовалось слово телеграмма? (Работа со словарём).
Творческое задание: составить по рисунку на странице 15 предложение, которое содержит:
1 ряд – восхищение, приказ;
2 ряд – сообщение;
3 ряд – вопрос.
( Работа в парах на контрольных листах). Проверка.
8.Итог урока:
Догадайтесь, о каком знаке идёт речь:
( Дети показывают сигнальные карточки со знаками)
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Оставила вас –
Закончила рассказ.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу.
Прочитать предложения с интонацией, соответствующей знаку препинания.
Я хорошо работал на уроке.
Я хорошо работал на уроке?
Я хорошо работал на уроке!
3. - Поднимите руки те, кто считает, что 3 предложение может сказать о себе.
- Назовите причину, по которой не подняли руки остальные ребята. (Если таковые будут).
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Достигли ли цели?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.