Бондарик Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы КОУ «Средняя школа №4 ( очно-заочная)», г. Омск. Тема урока: « Знаки препинания при сравнительных оборотах» Задачи: предметные: организовать деятельность обучающихся по применению полученных знаний на практике. Личностные: создать условия для развития умения планировать свою деятельность, осуществлять самооценку. Цели: обучающие: закрепить уже известные сведения при сравнительном обороте и знаках препинания при нём. развивающие: формировать умение различать сравнительный оборот от придаточных предложений, научить находить сравнения в тексте и правильно их использовать в речи; совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать связную речь. воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, воспитывать бережное отношение к слову. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний используемое оборудование: тексты для анализа, раздаточный материал.. Ход урока. 1..Организационный момент. Запись в тетрадях: число, запись темы урока. 2..Лингвистическая разминка. Повторение орфографии. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака. Запишем его в тетрадь. С Пушкиным мы не можем расстаться до старости, до конца жизни. - Какой смысл вкладывал писатель в эти строки? (Ответы учащихся) 3.. Постановка цели. С Пушкиным мы не расстаёмся… И разобраться в новой теме урока «Знаки препинания при сравнительном обороте» (запись темы в тетрадь) нам поможет творчество прославленного поэта. -Что каждый из вас должен усвоить к концу урока? -Чему мы должны научиться? 4. Лингвистический эксперимент. Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина. Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ______, тягуч и ярок, как _______, прозрачен и чист, как ______, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как _________. В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский. - Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания. (Ассистент записывает слова на доске). Чтение вариантов предложения. - А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский. Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. -Мастер слова сказал красивее. Вы теперь поняли, какая задача стоит перед нами? Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя. -Посмотрим ещё раз на высказывание и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах. Однако мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сравнительные обороты обособляются. Вдруг это авторские знаки? 5. Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах». 1. Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах. 1.Анализ предложений. Герман трепетал,как тигр, ожидая назначенного времени. Он ее боялся, как огня… Подумайте, что счастие человека находится в ваших руках; что не только я, но дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню... 2. Вывод: обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. V. Работа с теорией. Раздаточный материал «Знаки препинания при сравнительных оборотах». Чтение правила. Так в чем же заключается трудность? 6. Работа у доски. 1. Сопоставим пары предложений: Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька. Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово как солнышко. -Чем они отличаются? Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются. В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились(как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми. 2. Посмотрим на следующие предложения и сделаем вывод о том, какие союзы могут использоваться вместо союза КАК? Внизу сновали, будто муравьи, люди. Он, покраснел, словно помидор. Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу. С высоты мне виделась Москва, что муравейник. -Что нового мы открываем в этих предложениях? Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы. - Что показалось вам непонятным, сложным? Что требует дополнительных разъяснений? 7. Закрепление изученного материала. 1. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с раздаточным материалом. Мы постараемся разобраться в этих вопросах в ходе выполнения тренировочных упражнений. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями. (отработка пунктуационных навыков в предложениях с сравнительными оборотами). 2. (пунктуационное выделение деепричастий, деепричастных и сравнительных оборотов ).— Снег у крыльца как песок зыбучий. Это предложение можно разобрать двояко: 1) сравнительный оборот как песок зыбучий является сказуемым и запятыми не выделяется; 2) сравнительный оборот как песок — обстоятельство в сочетании зыбучий, как песок и выделяется запятыми. Проверка упражнения. 2. Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке. -Вспомним, что такое сравнение? -Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д.Розенталь. Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. 3.Сообщение ученика о сравнениях. К. Паустовский подчеркивал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи». В художественной литературе мы находим массу примеров использования этого средства выразительности. В устном народном творчестве и в разговорной речи самые распространенные сравнения форме творительного падежа существительного: "слезы ручьем", "волосы копной", "мелькнул молнией". Хотя у А.С.Пушкина мы читаем: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно пришли в нашу речь гораздо позднее , когда сложилась определенная синтаксическая система, близкая современному русскому языку. Сравнительные обороты получили наибольшее свое распространение в художественной литературе. -Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама». 4.Работа с текстом А.С. Пушкина. -У каждого из вас есть текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С.Пушкин. Вставьте предложенные варианты. Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался. Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина. А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом. Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина,избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду, и потом уже никто ею не занимался. -Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста? 5. Вывод о роли сравнений. Вывод: - сравнение помогает более точно представить предмет или явление - сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы - речь становится более яркой и выразительной - сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны - сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи - сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов. 8. Итог урока.. - Что нового вы узнали об обстоятельстве? Выделяются запятыми обстоятельства, выраженные сравнителными оборотами. ТЕСТ. 1.В каком случае перед КАК не ставится запятая? 1) Я долго смотрел как тлели угли костра. 2)Воздух чист и свеж как поцелуй ребенка. 3)Наш школьный двор как сад. 2.В каком случае перед КАК запятая ставится? 1) Наш сад как проходной двор. 2)Марья Ильинична сидела как на иголках. 3)Внизу как зеркало стальное синеют облака. 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Урок подошел к концу. Но мы не прощаемся с Пушкиным. Язык его творений всегда будет для нас образцом красоты и гармонии, а его произведения - лучшими образцами мыслей и чувств. |