Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Знаки препинания при сравнительных оборотах" - 11 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Знаки препинания при сравнительных оборотах" - 11 класс
Тема урока: « Знаки препинания при сравнительных оборотах»
Задачи:
предметные: организовать деятельность обучающихся по применению полученных знаний на практике.
Личностные: создать условия для развития умения планировать свою деятельность, осуществлять самооценку.
Цели:
обучающие: закрепить уже известные сведения при сравнительном обороте и знаках препинания при нём.
развивающие: формировать умение различать сравнительный оборот от придаточных предложений, научить находить сравнения в тексте и правильно их использовать в речи; совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать связную речь.
воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, воспитывать бережное отношение к слову.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
используемое оборудование:
тексты для анализа, раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Знаки препинания при сравнительных оборотах" - 11 класс »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ определения, приложения, дополнения, обстоятельства».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
образовательная:организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
развивающая: способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
воспитательная: воспитыватьготовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний в начале урока
- Начнём урок с разминки.
Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий.
Берегите природу.
1)Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди новых домов – всё это принадлежит нам. 2)Мы хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов, естественно украшающих нашу прекрасную землю. 3)Но если мы хозяева, то, конечно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. 4)Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, чересчур большой букет лесных цветов, нередко приносимый с прогулки, выловленная молодь в реке – всё это удар по запасам природных богатств, а они не безграничны. 5)В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро, потому что тут каждое дерево – это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье, такое нужное каждому человеку.
6)Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины, что, нанося вред окружающей среде, мы тем самым наносим вред себе.
7)Природа – колыбель всего живого на земле, словно спрашивает: « Что делаешь ты, человек, чтобы сохранить мои богатства и красоту?»
Задания (устно):
1. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «близость расположения к чему-либо»(пригородных)
2. Выписать из текста все причастия, определить их морфологические признаки (спиленный, затоптанный, приносимый, выловленная, окружающей).
3. Верно ли утверждение, что в слове «вред» все согласные звуки звонкие? (нет, буква Д обозначает глухой звук Т
4. Выписать из первого абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.
5. Записать номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.
6.В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного? (безграничны)
7.. Сделать синтаксический разбор предложения 2 (у доски).
- Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?
(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).
- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»?
(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).
3. Целеполагание
- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?
Формулировка темы. Повторение по теме «Обособленные члены предложения».
Постановка целей:
1. повторить виды обособленных членов предложений;
2. научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
4. Фронтальный опрос.
1. Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).
2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.
(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).
3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).
5. Что такое уточняющие члены предложения?
( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения).
5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Практические задания учащимся (групповая работа)
Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает консультанта.
- У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания.
Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения».
Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.
Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
- относятся к личному местоимению;
- стоят после определяемого слова;
- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.
Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.
1.Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).
2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь.(Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).
3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).
4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна
собралась ехать.
(Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на).
Вывод (Делает консультант группы)
Обособл Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.
Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
- относятся к личному местоимению;
- стоят после определяемого слова;
- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
енные обстоятельства выделяются на письме, если это:
- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.
Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.
3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
Ответ:
1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья
2. Над лугом, в низине, поднялся туман.
3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения.
4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении
7. Тестовая работа
1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.
2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.
3. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?)
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г.Камень мы использовали как стол.
Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.
4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:
Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.
А – 1, 2, 3, 4
Б – 1, 2, 3, 4, 5
В – 1, 4, 5
Г – 1, 4.
5.Какая характеристика соответствует предложению?
Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.
1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом 2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом 3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом 4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом
6. В каком предложении есть обособленное приложение?
1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь. 2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. 4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.
8. Рефлексия.
Беседа.
- Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Проверочный тест
1. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.
2. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?)
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г.Камень мы использовали как стол.
Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.
3. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:
Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.
А – 1, 2, 3, 4
Б – 1, 2, 3, 4, 5
В – 1, 4, 5
Г – 1, 4.
4.Какая характеристика соответствует предложению?
Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.
1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом 2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом 3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом 4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом
5. В каком предложении есть обособленное приложение?
1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь. 2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. 4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.