kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение языка как важнейшего средства общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1

Класс: 8

Дата: 4.09.15

Тема:  Значение языка как важнейшего средства общения.         

Цели:

- сформировать представление о роли языка в жизни общества,  показать богатство, выразительность, точность русского языка;

- развивать  умение анализировать, определять и объяснять понятие «языка»;

- прививать  интерес к изучению языка.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Словарный диктант.

Язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа.

- Найдите в словаре и выпишите в тетрадь  значения незнакомых слов.

- Какие слова близки по значению? Как называются такие слова?

- Какие слова имеют противоположное значение? Как называются такие слова?

2. Синтаксическая пятиминутка. Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Из всех живых существ только человек одарён речью (Аристотель)

Язык, по самой природе своей, есть орудие общения (В.Короленко)

Произведите разбор словосочетаний: одарён речью, живых существ, орудие общения.

III. Формирование новых понятий и способов действия

Слово учителя.

Знаменитый баснописец  древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее блюдо. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»

Такое объяснение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее.

Эзоп опять подал языки. Все удивились почему. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством  языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

- Как вы думаете, ребята, почему Эзоп в одном случае говорит, что лучшее – это язык, а в другом, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: компьютер, телефон, автомашины, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык.

 Мы входим в Интернет и узнаем о событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за её пределами, получаем ответы на любые интересующие нас вопросы.

Ещё чаще мы пользуемся устной речью: от колыбели до глубокой старости. 

 Нашу планету населяют разные живые существа, от мельчайших микроорганизмов  до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Сравним язык с теми сигнальными средствами, которыми пользуются животные. Таких средств очень много. Например, пчела, вернувшись в улей, исполняет своеобразный «танец»: такой «танец» сигнализирует другим пчёлам, куда следует лететь за цветочным соком. Птицы сигнализируют криком об опасности. В стае обезьян гамадрилов используется свыше десятка различных сигнальных звуков. Это средства связи, средства сигнализации. Но они не похожи на слова человеческого языка: эти звуки не обладают значением (как слова в человеческом языке). Это просто сигналы, которые автоматически «включают» то или иное поведение других животных, как выстрел стартового пистолета заставляет легкоатлетов начать бег.

Слова человеческого языка тем и отличаются, что они имеют значение и для того, кто говорит, и для того, кто слушает. Слова человек, собака, звезда, любовь – это не просто набор звуков: все они вызывают в нашем сознании представление о том, что за ними стоит. А стоит за ними общечеловеческое знание об окружающем нас мире, об обществе, о нас самих.

Ученых с давних времён интересовал вопрос: рождается ли ребенок со знанием языка, может ли он самостоятельно заговорить на одном из человеческих языков без вмешательства взрослых?

Чтобы это определить, начиная с 7-5 веков до н.э. проводились специальные эксперименты: только что родившихся детей отбирали у родителей и заключали в отдельную горную или пустынную местность, где младенцы должны были жить, не общаясь со взрослыми. Результаты таких экспериментов были одинаковы: если дети в таких жестких условиях и выживали, то они не могли произнести ни одного слова. Если с ребенком жила кормилица, то он начинал говорить на том языке, на котором с ним общалась эта женщина.

Так постепенно стало ясно, что языком младенец овладевает только в тесном контакте со взрослыми людьми, которые свободно пользуются каким-либо звуковым языком. Лишенный человеческого общества, ребёнок так и остаётся «неговорящим», что подтверждается историческими фактами о найденных в звериных логовах детях.

Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы часто не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку  для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям… Слово- это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…»

Слова языка позволяют объединить наш собственный, личный  опыт и опыт всего человечества, использовать в деятельности не только то, что мы увидели или услышали сами, но и то, что узнали до нас другие люди. В этом смысле язык является для человека орудием познания. Очень наглядно это при чтении учебников. Большинство сведений, которые вы узнаете из них, не связано с вашим личным опытом. Вы усваиваете опыт всего человечества, применяя очень сложный и в то же время очень удобный инструмент – язык. А что позволяет нам заранее планировать в уме свои действия, облекать неопределенные образы, фантазии, возникающие у нас в голове, в конкретную форму, оболочку? Ну конечно, тоже язык. В этом смысле его можно назвать орудием мышления.

А писатель И.С. Тургенев, высоко ценивший достоинства русского языка, обращается к нам и к будущим поколениям с такими словами:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

- Что значит беречь язык? (Значит, стремиться  не нарушать его правила, учиться правильно и точно выражать свои мысли.)

Трудно общаться с человеком, который не умеет правильно выражать свои мысли. Послушайте рассказ А. Дорохова «Серёжа вернулся из кино» и ответьте, почему писатель не понял Серёжу.

-Что хорошая была картина? – спросил я.

- Ух, и здорово! – ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете… Ну, словом, просто здорово… Понимаете?

Но я не понимал.

Как справедливо заметил К. Паустовский, «по отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

1.Вставьте недостающие слова и запишите предложения.

Язык является средством…(общения) и средством выражения…(мысли).

2. Письменно ответьте на вопрос.

Ученым известно около тридцати случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один их них не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Почему это происходило?

3. Объясните, как вы понимаете высказывание замечательного детского писателя Л.В Успенского: « Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом». Докажите справедливость этой мысли.

4. Рабочая тетрадь, задание 1. Вставьте пропущенные буквы, сделайте, где необходимо, соединения. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их графически.

Русский язык бе…граничное море!

В глуб…морской я д…ждался улова:

Выловил ключ…открывающий радость.

Этим ключ…м было русское слово.

                                            (М. Геттуев. )

Слова умеют плакать и смеят…ся

Приказ…вать м…лить и закл…нать

И словно сер. це кровью обливат.ся

И равнодушно холодом дышать.

Добры они бывают и жестоки

Т…ят пороки помыслов людских.

Не._громко изр…кают их пророки

А т… ргаши выкрик…вают их. ( Я.Козловский)

Гасн…т ус. ная словес…ность

Разговорная краса.

Отступают в не_извес…ность

Русской речи чудеса.

Сотни слов родных и метких

Сникнув голос пот…ряв

Взаперти как птицы в клетках

Дремл…т в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни

Чтобы реч… – людское чудо –

Не_ скудела в наши дни.

                                   (В.Шефнер)

Усердн. й с каждым днем гл…жу в словарь.

В его столбцах м…рцают искры чу. ства.

В подвалы слов н…раз сойдет и…ку…тво

Д. ржа в руках свой пот…йной ф…нарь.

                                                       (С. Маршак.)

V. Этап информации о домашнем задании

§ 1, упр. 3

Записать 2-3 высказывания о русском языке

VI. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?

1. Язык является средством человеческого общения, познания и мышления.

2. Язык является сложной системой, охватывающей бесчисленное множество предметов и явлений.

3. Язык является одной из форм интеллектуального поведения. Человек может научиться языку только в обществе людей.

VII. Этап рефлексии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение языка как важнейшего средства общения.»

Урок 1

Класс: 8

Дата: 4.09.15

Тема: Значение языка как важнейшего средства общения.

Цели:

- сформировать представление о роли языка в жизни общества, показать богатство, выразительность, точность русского языка;

- развивать умение анализировать, определять и объяснять понятие «языка»;

- прививать интерес к изучению языка.



Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности



Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Словарный диктант.

Язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа.



- Найдите в словаре и выпишите в тетрадь значения незнакомых слов.

- Какие слова близки по значению? Как называются такие слова?

- Какие слова имеют противоположное значение? Как называются такие слова?



2. Синтаксическая пятиминутка. Замените данные предложения предложениями с прямой речью.

Из всех живых существ только человек одарён речью (Аристотель)

Язык, по самой природе своей, есть орудие общения (В.Короленко)



Произведите разбор словосочетаний: одарён речью, живых существ, орудие общения.



III. Формирование новых понятий и способов действия

Слово учителя.

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее блюдо. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»

Такое объяснение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее.

Эзоп опять подал языки. Все удивились почему. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»



- Как вы думаете, ребята, почему Эзоп в одном случае говорит, что лучшее – это язык, а в другом, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: компьютер, телефон, автомашины, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык.

Мы входим в Интернет и узнаем о событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за её пределами, получаем ответы на любые интересующие нас вопросы.

Ещё чаще мы пользуемся устной речью: от колыбели до глубокой старости.

Нашу планету населяют разные живые существа, от мельчайших микроорганизмов до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Сравним язык с теми сигнальными средствами, которыми пользуются животные. Таких средств очень много. Например, пчела, вернувшись в улей, исполняет своеобразный «танец»: такой «танец» сигнализирует другим пчёлам, куда следует лететь за цветочным соком. Птицы сигнализируют криком об опасности. В стае обезьян гамадрилов используется свыше десятка различных сигнальных звуков. Это средства связи, средства сигнализации. Но они не похожи на слова человеческого языка: эти звуки не обладают значением (как слова в человеческом языке). Это просто сигналы, которые автоматически «включают» то или иное поведение других животных, как выстрел стартового пистолета заставляет легкоатлетов начать бег.

Слова человеческого языка тем и отличаются, что они имеют значение и для того, кто говорит, и для того, кто слушает. Слова человек, собака, звезда, любовь – это не просто набор звуков: все они вызывают в нашем сознании представление о том, что за ними стоит. А стоит за ними общечеловеческое знание об окружающем нас мире, об обществе, о нас самих.

Ученых с давних времён интересовал вопрос: рождается ли ребенок со знанием языка, может ли он самостоятельно заговорить на одном из человеческих языков без вмешательства взрослых?

Чтобы это определить, начиная с 7-5 веков до н.э. проводились специальные эксперименты: только что родившихся детей отбирали у родителей и заключали в отдельную горную или пустынную местность, где младенцы должны были жить, не общаясь со взрослыми. Результаты таких экспериментов были одинаковы: если дети в таких жестких условиях и выживали, то они не могли произнести ни одного слова. Если с ребенком жила кормилица, то он начинал говорить на том языке, на котором с ним общалась эта женщина.

Так постепенно стало ясно, что языком младенец овладевает только в тесном контакте со взрослыми людьми, которые свободно пользуются каким-либо звуковым языком. Лишенный человеческого общества, ребёнок так и остаётся «неговорящим», что подтверждается историческими фактами о найденных в звериных логовах детях.

Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы часто не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям… Слово- это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…»

Слова языка позволяют объединить наш собственный, личный опыт и опыт всего человечества, использовать в деятельности не только то, что мы увидели или услышали сами, но и то, что узнали до нас другие люди. В этом смысле язык является для человека орудием познания. Очень наглядно это при чтении учебников. Большинство сведений, которые вы узнаете из них, не связано с вашим личным опытом. Вы усваиваете опыт всего человечества, применяя очень сложный и в то же время очень удобный инструмент – язык. А что позволяет нам заранее планировать в уме свои действия, облекать неопределенные образы, фантазии, возникающие у нас в голове, в конкретную форму, оболочку? Ну конечно, тоже язык. В этом смысле его можно назвать орудием мышления.

А писатель И.С. Тургенев, высоко ценивший достоинства русского языка, обращается к нам и к будущим поколениям с такими словами:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».



- Что значит беречь язык? (Значит, стремиться не нарушать его правила, учиться правильно и точно выражать свои мысли.)

Трудно общаться с человеком, который не умеет правильно выражать свои мысли. Послушайте рассказ А. Дорохова «Серёжа вернулся из кино» и ответьте, почему писатель не понял Серёжу.

-Что хорошая была картина? – спросил я.

- Ух, и здорово! – ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете… Ну, словом, просто здорово… Понимаете?

Но я не понимал.

Как справедливо заметил К. Паустовский, «по отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».



IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

  1. Вставьте недостающие слова и запишите предложения.

Язык является средством…(общения) и средством выражения…(мысли).



2. Письменно ответьте на вопрос.

Ученым известно около тридцати случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один их них не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Почему это происходило?



3. Объясните, как вы понимаете высказывание замечательного детского писателя Л.В Успенского: « Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом». Докажите справедливость этой мысли.



4. Рабочая тетрадь, задание 1. Вставьте пропущенные буквы, сделайте, где необходимо, соединения. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их графически.

Русский язык бе…граничное море!

В глуб…морской я д…ждался улова:

Выловил ключ…открывающий радость.

Этим ключ…м было русское слово.

(М. Геттуев. )

Слова умеют плакать и смеят…ся

Приказ…вать м…лить и закл…нать

И словно сер.. це кровью обливат...ся

И равнодушно холодом дышать.

Добры они бывают и жестоки

Т…ят пороки помыслов людских.

Не.._громко изр…кают их пророки

А т… ргаши выкрик…вают их. ( Я.Козловский)



Гасн…т ус.. ная словес…ность

Разговорная краса.

Отступают в не_извес…ность

Русской речи чудеса.

Сотни слов родных и метких

Сникнув голос пот…ряв

Взаперти как птицы в клетках

Дремл…т в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

В быт обыденный верни

Чтобы реч… – людское чудо –

Не_ скудела в наши дни.

(В.Шефнер)



Усердн.. й с каждым днем гл…жу в словарь.

В его столбцах м…рцают искры чу.. ства.

В подвалы слов н…раз сойдет и…ку…тво

Д.. ржа в руках свой пот…йной ф…нарь.

(С. Маршак.)



V. Этап информации о домашнем задании

§ 1, упр. 3

Записать 2-3 высказывания о русском языке



VI. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?

1. Язык является средством человеческого общения, познания и мышления.

2. Язык является сложной системой, охватывающей бесчисленное множество предметов и явлений.

3. Язык является одной из форм интеллектуального поведения. Человек может научиться языку только в обществе людей.



VII. Этап рефлексии






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Значение языка как важнейшего средства общения.

Автор: Карткожак Жора Карткожакович

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Значение языка как важнейшего средства общения"
    ["seo_title"] => string(61) "znachieniie_iazyka_kak_vazhnieishiegho_sriedstva_obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "355357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1478278328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения."
    ["seo_title"] => string(80) "rol_russkogho_iazyka_v_sovriemiennom_mirie_znachieniie_iazyka_kak_vazhnieishie_1"
    ["file_id"] => string(6) "455346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517978228"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Вводный урок русского языка в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(35) "vvodnyiurokrusskoghoiazykav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "265098"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449842230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения."
    ["seo_title"] => string(80) "rol_russkogho_iazyka_v_sovriemiennom_mirie_znachieniie_iazyka_kak_vazhnieishiegh"
    ["file_id"] => string(6) "413141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493875353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «От камня до рукописи»."
    ["seo_title"] => string(73) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ot-kamnia-do-rukopisi"
    ["file_id"] => string(6) "191060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427266275"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства