kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «От камня до рукописи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассные занятия по русскому языку очень важны, так как предметом изучения на занятиях являются  такие факты языка, о которых учащиеся в силу целого ряда причин на уроках получают недостаточно глубокие  представления. Между тем знание этих фактов и явлений совершенно необходимо в настоящей и будущей общественно – речевой практике школьников. Это дает возможность углублять и расширять знания на более сложном и, значит, более интересном материале. На внеклассных занятиях  предусмотрены такие задания, задачи и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельных наблюдений над живой устной  и письменной речью, самостоятельного анализа, обобщений и выводов. Эти занятия  способствуют воспитанию любви и уважения к русскому языку как важнейшему средству общения.

Занятие «От камня до рукописи» знакомит детей с происхождением письма, названий материалов и орудий письма. Вместе  с тем  он раскрывает и то огромное значение, которое имело письмо  для  развития духовной и материальной культуры. Включенные лингвистические игры привлекают ребят своей необычностью по сравнению с грамматическими заданиями уроков, развивают смекалку, активизируют познавательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «От камня до рукописи».»

Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «От камня до рукописи».

( 5 класс).

Цель: расширить знания учащихся по родному языку; раскрыть значение письма для развития духовной и материальной культуры; показать значимость этих фактов и явлений для настоящей и будущей общественно-речевой практике.

1.Легенда о вечном страннике.

В глубокой древности люди не умели писать. Да и самого письма как такового не было. За тысячелетия до возникновения буквенного письма, да и позднее, многие племена и народы широко использовали различные предметы как условные знаки для сообщения событий, фактов, мыслей на расстояние. Таковым было послание скифов персидскому царю Дарию (522 – 486 до н.э.): птица, лягушка, мышь и пять стрел. Послание заключало в себе серьезное предупреждение Дарию, что в случае нападения на скифов они окажут ему серьезное сопротивление: «Если ты не умеешь летать, как птица, нырять в воду, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, мы закидаем тебя стрелами». Однако содержание послания должен был передать устно гонец, который и доставил предметы Дарию.

Так, у североамериканских индейцев посылка томагавка являлась знаком войны, табака и трубки – знаком мира. На Суматре соль служила знаком дружбы, а перец – знаком вражды. Хлеб и соль у славян всегда были выражением радушия и гостеприимства.

2. Письмо – это вторая и более долговечная память человечества. Ученик читает стихотворение И.А. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!-

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь!

3. Рассказы учащихся о происхождении отдельных хорошо знакомых и часто употребляемых словах.

Слово «писать» по своему происхождению сближается со словом «пестрый» и, очевидно, имело значения «рисовать, делать пестрым, пестрить». Как известно, прежде чем были изобретены буквы, записи оформлялись рисунками. Следовательно, первоначально люди не писали так, как мы понимаем сейчас это слово, а вырисовывали знаки – рисунки.

(Игра «Рисованные слова».

Ведущий медленно и громко зачитывает 12 слов: праздник, зима, вечер, цирк, лагерь, урок, игра, буря, рыбалка, дождь, море, небо – или другие, подобные им. Задача играющих – записать слова, но не буквами, а рисунками. Так, например, слово «весна» можно обозначить рисунком цветка или солнца, осень – рисунком дерева с облетающими листьями или рисунком дождя. Ни одной буквы играющим писать не разрешается. Когда все слова будут зачитаны, играющий, глядя на свои рисунки, должен вспомнить и повторить их.

Ведущий внимательно следит за ответами, отмечая на листке ошибки, сделанные играющими при ответе, затем снова зачитывает все слова по списку и объявляет имена тех, кто сделал меньше ошибок.)

Итак, теперь мы пишем буквами. Однако и слово «буква» сейчас имеет другое значение, чем прежде. Первоначально оно обозначало дощечку из букового дерева, которая служила материалом для письма: на ней писали. С течением времени слово «букы» изменило свое звучание, свое значение, стали говорить «буковь», далее «буква», так и закрепилось в литературном языке. Наряду с этим слово «буква» стало обозначать не буковые дощечки, а сами письменные знаки. (Игра «По алфавиту». Условия игры: а) написать 33 слова (нарицательные имена существительные в именительном падеже единственного числа), каждое из пяти букв. Средние (третьи) буквы всех слов должны составить полный русский алфавит. Кто первым решит задачу, тот победитель (Ответ: старт, рыбак, ответ, вагон и т. д.) б) написать 33 имени существительных из семи букв каждое так, чтобы средние (четвертые) буквы всех слов составили полный русский алфавит (ответ: справка, колбаса, ежевика, бригада и т. д.)

4. Заседание ученого совета. (Выступления учащихся с мини – исследованиями)

Русское письмо прошло длительный путь развития, более 1000 лет. Конечно, за это время изменялись, улучшаясь и совершенствуясь, и материалы, и орудия письма.

Сейчас мы пишем на бумаге, Но не всегда люди имели в своем распоряжении такой удобный писчий материал. Бумага изобретена только 2000 лет тому назад. Но и после этого долгое время не была известна всем народам, которые пользуются ею нынче.

В глубокой древности некоторые народы писали, вернее высекали, письменные знаки на камне. Иногда для письма использовали и кожу животных, кору деревьев, деревянные , глиняные, металлические плитки, бараньи лопатки, слоновую кость, шелк. Любой их этих материалов был неудобен для письма.

В древнем Египте примерно пять тысяч лет назад для письма стали использовать папирус. Затем его заменяют пергамент, затем бумага.

Бумага была изобретена в Китае. Подробности изобретения неизвестны. До нас дошли только некоторые распространенные в народе легенды. Согласно одной из них бумага была изобретена в начале 2 века н.э. китайцем Чай Лунем. Это изобретение китайский народ оценил настолько высоко, что причислил Чай Луня к лику святых и воздвиг в честь его храмы. Однако существует и другая легенда. Впервые изготовил бумагу некий раб из Восточного Туркменистана. Китайский император высоко оценил изобретение, но сказал, что если все рабы узнают, что один из них сделал столь великое открытие, то они слишком возомнят о себе. И он приказал казнить бедного раба почетной казнью. Его заставили проглотить золотую пластинку, на которой была выгравирована благодарность императора.

В России бумага известна примерно с 14 века. В разные эпохи в зависимости от характера писчего материала употреблялись и различные орудия письма. Древние ассирийцы писали палочками из тростника – тростью. В Риме – заостренной металлической палочкой, которая называлась стилем. На Западе и в России писали птичьими перьями. Для письма на Руси пользовались чернилами.

Древние славяне высоко ценили книги как источник знаний. В одном из старинных сборников писалось: «Подобны суть книги глубине морской, ныряя в которую износят драгоценный бисер». Их украшали и берегли, Чтоб не испортились листы рукописи, их заключали в покрышки из дерева – корочки, а затем переплетали в кожу или бархат. Отсюда и возникло выражение : прочитать от корки до корки.

5. Конкурс на лучшее чтение стихотворений о книге (можно предложить С.Маршака «Книжка про книжку», или «Песня библиотечных книг», Е. Долматовского «Страна читателей и др.)

6.Загадки.

Без рук, без ног , а везде бываю.

Без языка, а говорит, без головы, все знает, без ног, а везде бывает.

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, то и сеет: семя не всходит, а плод приносит.

Белое поле, черное семя, один сеет, а все разумеют.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает

7.Итог. Рефлексия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Внеклассное занятие по русскому языку на тему: «От камня до рукописи».

Автор: Прохоренко Тамара Егоровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191060

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства