Урок 1
Класс: 8
Дата: 4.09.15
Тема: Значение языка как важнейшего средства общения.
Цели:
- сформировать представление о роли языка в жизни общества, показать богатство, выразительность, точность русского языка;
- развивать умение анализировать, определять и объяснять понятие «языка»;
- прививать интерес к изучению языка.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Словарный диктант.
Язык, речь, диспут, слово, митинг, полемика, ответ, спор, вопрос, общение, коммуникация, разговор, беседа.
- Найдите в словаре и выпишите в тетрадь значения незнакомых слов.
- Какие слова близки по значению? Как называются такие слова?
- Какие слова имеют противоположное значение? Как называются такие слова?
2. Синтаксическая пятиминутка. Замените данные предложения предложениями с прямой речью.
Из всех живых существ только человек одарён речью (Аристотель)
Язык, по самой природе своей, есть орудие общения (В.Короленко)
Произведите разбор словосочетаний: одарён речью, живых существ, орудие общения.
III. Формирование новых понятий и способов действия
Слово учителя.
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее блюдо. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»
Такое объяснение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее.
Эзоп опять подал языки. Все удивились почему. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
- Как вы думаете, ребята, почему Эзоп в одном случае говорит, что лучшее – это язык, а в другом, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: компьютер, телефон, автомашины, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество – это язык.
Мы входим в Интернет и узнаем о событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за её пределами, получаем ответы на любые интересующие нас вопросы.
Ещё чаще мы пользуемся устной речью: от колыбели до глубокой старости.
Нашу планету населяют разные живые существа, от мельчайших микроорганизмов до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.
У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Сравним язык с теми сигнальными средствами, которыми пользуются животные. Таких средств очень много. Например, пчела, вернувшись в улей, исполняет своеобразный «танец»: такой «танец» сигнализирует другим пчёлам, куда следует лететь за цветочным соком. Птицы сигнализируют криком об опасности. В стае обезьян гамадрилов используется свыше десятка различных сигнальных звуков. Это средства связи, средства сигнализации. Но они не похожи на слова человеческого языка: эти звуки не обладают значением (как слова в человеческом языке). Это просто сигналы, которые автоматически «включают» то или иное поведение других животных, как выстрел стартового пистолета заставляет легкоатлетов начать бег.
Слова человеческого языка тем и отличаются, что они имеют значение и для того, кто говорит, и для того, кто слушает. Слова человек, собака, звезда, любовь – это не просто набор звуков: все они вызывают в нашем сознании представление о том, что за ними стоит. А стоит за ними общечеловеческое знание об окружающем нас мире, об обществе, о нас самих.
Ученых с давних времён интересовал вопрос: рождается ли ребенок со знанием языка, может ли он самостоятельно заговорить на одном из человеческих языков без вмешательства взрослых?
Чтобы это определить, начиная с 7-5 веков до н.э. проводились специальные эксперименты: только что родившихся детей отбирали у родителей и заключали в отдельную горную или пустынную местность, где младенцы должны были жить, не общаясь со взрослыми. Результаты таких экспериментов были одинаковы: если дети в таких жестких условиях и выживали, то они не могли произнести ни одного слова. Если с ребенком жила кормилица, то он начинал говорить на том языке, на котором с ним общалась эта женщина.
Так постепенно стало ясно, что языком младенец овладевает только в тесном контакте со взрослыми людьми, которые свободно пользуются каким-либо звуковым языком. Лишенный человеческого общества, ребёнок так и остаётся «неговорящим», что подтверждается историческими фактами о найденных в звериных логовах детях.
Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы часто не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.
Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В.Г. Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям… Слово- это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…»
Слова языка позволяют объединить наш собственный, личный опыт и опыт всего человечества, использовать в деятельности не только то, что мы увидели или услышали сами, но и то, что узнали до нас другие люди. В этом смысле язык является для человека орудием познания. Очень наглядно это при чтении учебников. Большинство сведений, которые вы узнаете из них, не связано с вашим личным опытом. Вы усваиваете опыт всего человечества, применяя очень сложный и в то же время очень удобный инструмент – язык. А что позволяет нам заранее планировать в уме свои действия, облекать неопределенные образы, фантазии, возникающие у нас в голове, в конкретную форму, оболочку? Ну конечно, тоже язык. В этом смысле его можно назвать орудием мышления.
А писатель И.С. Тургенев, высоко ценивший достоинства русского языка, обращается к нам и к будущим поколениям с такими словами:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
- Что значит беречь язык? (Значит, стремиться не нарушать его правила, учиться правильно и точно выражать свои мысли.)
Трудно общаться с человеком, который не умеет правильно выражать свои мысли. Послушайте рассказ А. Дорохова «Серёжа вернулся из кино» и ответьте, почему писатель не понял Серёжу.
-Что хорошая была картина? – спросил я.
- Ух, и здорово! – ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, понимаете… Ну, словом, просто здорово… Понимаете?
Но я не понимал.
Как справедливо заметил К. Паустовский, «по отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1.Вставьте недостающие слова и запишите предложения.
Язык является средством…(общения) и средством выражения…(мысли).
2. Письменно ответьте на вопрос.
Ученым известно около тридцати случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один их них не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Почему это происходило?
3. Объясните, как вы понимаете высказывание замечательного детского писателя Л.В Успенского: « Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом». Докажите справедливость этой мысли.
4. Рабочая тетрадь, задание 1. Вставьте пропущенные буквы, сделайте, где необходимо, соединения. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их графически.
Русский язык бе…граничное море!
В глуб…морской я д…ждался улова:
Выловил ключ…открывающий радость.
Этим ключ…м было русское слово.
(М. Геттуев. )
Слова умеют плакать и смеят…ся
Приказ…вать м…лить и закл…нать
И словно сер. це кровью обливат.ся
И равнодушно холодом дышать.
Добры они бывают и жестоки
Т…ят пороки помыслов людских.
Не._громко изр…кают их пророки
А т… ргаши выкрик…вают их. ( Я.Козловский)
Гасн…т ус. ная словес…ность
Разговорная краса.
Отступают в не_извес…ность
Русской речи чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув голос пот…ряв
Взаперти как птицы в клетках
Дремл…т в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни
Чтобы реч… – людское чудо –
Не_ скудела в наши дни.
(В.Шефнер)
Усердн. й с каждым днем гл…жу в словарь.
В его столбцах м…рцают искры чу. ства.
В подвалы слов н…раз сойдет и…ку…тво
Д. ржа в руках свой пот…йной ф…нарь.
(С. Маршак.)
V. Этап информации о домашнем задании
§ 1, упр. 3
Записать 2-3 высказывания о русском языке
VI. Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали на уроке?
1. Язык является средством человеческого общения, познания и мышления.
2. Язык является сложной системой, охватывающей бесчисленное множество предметов и явлений.
3. Язык является одной из форм интеллектуального поведения. Человек может научиться языку только в обществе людей.
VII. Этап рефлексии