kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его значении как важнейшего средства общения и его роль в общении народов Казахстана. Определить место русского языка в группе восточнославянских языков, его значение как языка межнационального общения и одного из мировых языков.

Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к языку.

Обучающая: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его значении как важнейшего средства общения и его роль в общении народов Казахстана. Определить место русского языка в группе восточнославянских языков, его значение как языка межнационального общения и одного из мировых языков.

Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к языку.

Просмотр содержимого документа
«Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.»

Дата:

Тема: Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.

Обучающая: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его значении как важнейшего средства общения и его роль в общении народов Казахстана. Определить место русского языка в группе восточнославянских языков, его значение как языка межнационального общения и одного из мировых языков.

Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к языку.


Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, работа со схемой.


Ход урока:


этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. орг. момент

Здравствуйте! Садитесь!

Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 2 урока в неделю.


2. знакомство с учебником

1) слово учителя.

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему – «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, - синтаксисом сложных предложений. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка – фонемы к изучению самой крупной единицы языка – текста.

Для урока нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратите внимание на условные обозначения (с.2), оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Обратите внимание на подсказки (как правильно писать и произносить слова - словарики).

2) вопросы и задания

1. Кто авторы учебника?


2. Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?

























- К.Л. Кабдолова, З.К. Сабитова, Л.Т. Килевая.

- знакомы фамилии русских писателей и поэтов: А.С. Пушкин, М. Горький, М. Шолохов и.т.д.

3. лекция с элементами беседы

1) слово учителя.

Тема нашего урока на доске запишите ее в тетради. Язык живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются мертвыми, потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география…) или предметов окружающих нас в повседневной жизни (телефон, тетрадь, мобильник, велосипед и.т.д).

Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, получается с помощью одного языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми которые жили до нас за тысячи лет, с людьми которые живут сейчас за тысячи километров от нас.

2) Вопросы для обсуждения:

- Что может язык?



  • Для чего он нужен?






- Каковы основные функции языка?


Эти функции тесно взаимосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функции главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии.

Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хранит множество.










































Язык живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают.

- С помощью одного языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми которые жили до нас за тысячи лет, с людьми которые живут сейчас за тысячи километров от нас.

- Быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств.

- обсуждение.

4. работа со схемой «индо-европейская языковая семья»

Схема 1.


5. выразитель-ное чтение

1) упр.1.1 выразительное чтение. Списать вставляя пропущенные буквы

2) Ребята прочитайте пожалуйста стихотворение А. Купчишина упр.1.2

2) стр. 4 упр3

Выразительное чтение. Беседа.



Выразительное чтение. Беседа.

6. итог

Итак, мы сегодня говорили о русском языке, что-то вы услышали впервые какие-то факты были для вас новыми. Давайте подведем итог следующим образом: загибаем пальчики вместе и отвечаем на вопросы по очереди начнем с мизинца - это наши мыслительные процессы:

Какие знания, опыт я сегодня получил?

безымянный палец- близость цели:

Что я сегодня сделал и чего достиг

средний - состояние духа:

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

Указательный - услуга, помощь:

Чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал

большой - бодрость, физическая форма:

Каким было мое самочувствие?









Весь класс загибает пальчики вместе перечисляя достижения.

К примеру:

Мизинец – сегодня на уроке русского языка я узнал, что русский язык относится к индоевропейской языковой семье.

Безымянный – сегодня на уроке мы узнали много полезной информации о языке и выполнили все упражнения.

Средний – у нас было хорошее настроение, мы успели выполнить все запланированные задания.

Указательный – сегодня мы все помогали друг другу, при выполнении упражнений.

Большой – мы чувствовали себя отлично.

7. Д/З. комментирование и выставление оценок

И вот, мы подошли к концу урока вы все хорошо поработали. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

1. прочитайте раздел повторение изученного стр.5

2. на стр.4 в самом верху есть упражнение помеченное буковкой О – это дополнительное задание к упражнению 1. вам надо будет подобрать синонимы к словам уникальный, несметный, никчемный. И составить с ними предложения указывая на роль русского языка в РК. При этом каждый из нас помнит что русский язык является – языком межнационального общения в Казахстане.

Д/П: 1. Найти информацию о выдающемся ученном, языковеде РК Копыленко Моисее Михайловиче.

2. найти высказывания великих о русском языке.

Запись в дневниках.





Упражнение 1. прочитайте. О какой роли русского языка в общении народов Казахстана говориться в текстах? Спишите первый текст.

1) Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. (Абай. Слово двадцать пятое)


2) ЯЗЫК СОГЛАСИЯ

Пожмем покрепче мы друг другу руки

И насладимся радостью бесед.

На языке общаемся мы русском,

Он, словно воздух, нужен людям всем.

Многообразен, уникален, строен,

Проблемам вечным мчась наперекор,

Объединяет судьбы и народы

И создает уверенность, покой…

С ним легче переносятся невзгоды,

Ему навечно другом нашим быть.

Он помогает мчатся нам сквозь годы,

Мечтать о счастье, верить и любить.

В прекрасные мгновения, в день ненастный

В душе и сердце каждого живет.

Надежность тыла, будущее наше,

И гордость, и движение вперед! (А. Купчишин)


Упражнение 3. Прочитайте выразительно. Расскажите, как определяет великий ученный русский язык.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить, пристойно, ибо он нашел бы в нем великолепие ишпанского, живность французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.


Вывод по текстам:

Великие ученные, писатели и поэты видят в русском языке опору отмечая такие качества, как уникальность, богатство, присуждают ему отдельные качества других языков тем самым выделяя его среди других.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.

Автор: Исаева Ирина Валентиновна

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения."
    ["seo_title"] => string(80) "rol_russkogho_iazyka_v_sovriemiennom_mirie_znachieniie_iazyka_kak_vazhnieishiegh"
    ["file_id"] => string(6) "413141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493875353"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "статья на тему "  Роль и значение русского языка в современном  мире" "
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-na-tiemu-rol-i-znachieniie-russkogho-iazyka-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "173442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423995499"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства