Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.
Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.
Обучающая: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его значении как важнейшего средства общения и его роль в общении народов Казахстана. Определить место русского языка в группе восточнославянских языков, его значение как языка межнационального общения и одного из мировых языков.
Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.
Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к языку.
Обучающая: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его значении как важнейшего средства общения и его роль в общении народов Казахстана. Определить место русского языка в группе восточнославянских языков, его значение как языка межнационального общения и одного из мировых языков.
Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.
Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.»
Дата:
Тема: Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения.
Обучающая: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его значении как важнейшего средства общения и его роль в общении народов Казахстана. Определить место русского языка в группе восточнославянских языков, его значение как языка межнационального общения и одного из мировых языков.
Развивающая: развить умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.
Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-этическое воспитание учащихся, прививать уважительное отношение и любовь учащихся к языку.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, работа со схемой.
Ход урока:
этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. орг. момент
Здравствуйте! Садитесь!
Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 2 урока в неделю.
2. знакомство с учебником
1) слово учителя.
Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему – «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, - синтаксисом сложных предложений. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка – фонемы к изучению самой крупной единицы языка – текста.
Для урока нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратите внимание на условные обозначения (с.2), оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Обратите внимание на подсказки (как правильно писать и произносить слова - словарики).
2) вопросы и задания
1. Кто авторы учебника?
2. Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?
- К.Л. Кабдолова, З.К. Сабитова, Л.Т. Килевая.
- знакомы фамилии русских писателей и поэтов: А.С. Пушкин, М. Горький, М. Шолохов и.т.д.
3. лекция с элементами беседы
1) слово учителя.
Тема нашего урока на доске запишите ее в тетради. Язык живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются мертвыми, потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география…) или предметов окружающих нас в повседневной жизни (телефон, тетрадь, мобильник, велосипед и.т.д).
Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, получается с помощью одного языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми которые жили до нас за тысячи лет, с людьми которые живут сейчас за тысячи километров от нас.
2) Вопросы для обсуждения:
- Что может язык?
Для чего он нужен?
- Каковы основные функции языка?
Эти функции тесно взаимосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функции главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии.
Как видите, это не так-то просто решить. И таких загадок язык хранит множество.
Язык живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают.
- С помощью одного языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми которые жили до нас за тысячи лет, с людьми которые живут сейчас за тысячи километров от нас.
- Быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств.
- обсуждение.
4. работа со схемой «индо-европейская языковая семья»
Схема 1.
5. выразитель-ное чтение
1) упр.1.1 выразительное чтение. Списать вставляя пропущенные буквы
2) Ребята прочитайте пожалуйста стихотворение А. Купчишина упр.1.2
2) стр. 4 упр3
Выразительное чтение. Беседа.
Выразительное чтение. Беседа.
6. итог
Итак, мы сегодня говорили о русском языке, что-то вы услышали впервые какие-то факты были для вас новыми. Давайте подведем итог следующим образом: загибаем пальчики вместе и отвечаем на вопросы по очереди начнем с мизинца - это наши мыслительные процессы:
Какие знания, опыт я сегодня получил?
безымянный палец- близость цели:
Что я сегодня сделал и чего достиг
средний - состояние духа:
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?
Указательный - услуга, помощь:
Чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал
большой - бодрость, физическая форма:
Каким было мое самочувствие?
Весь класс загибает пальчики вместе перечисляя достижения.
К примеру:
Мизинец – сегодня на уроке русского языка я узнал, что русский язык относится к индоевропейской языковой семье.
Безымянный – сегодня на уроке мы узнали много полезной информации о языке и выполнили все упражнения.
Средний – у нас было хорошее настроение, мы успели выполнить все запланированные задания.
Указательный – сегодня мы все помогали друг другу, при выполнении упражнений.
Большой – мы чувствовали себя отлично.
7. Д/З. комментирование и выставление оценок
И вот, мы подошли к концу урока вы все хорошо поработали. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
1. прочитайте раздел повторение изученного стр.5
2. на стр.4 в самом верху есть упражнение помеченное буковкой О – это дополнительное задание к упражнению 1. вам надо будет подобрать синонимы к словам уникальный, несметный, никчемный. И составить с ними предложения указывая на роль русского языка в РК. При этом каждый из нас помнит что русский язык является – языком межнационального общения в Казахстане.
Д/П: 1. Найти информацию о выдающемся ученном, языковеде РК Копыленко Моисее Михайловиче.
2. найти высказывания великих о русском языке.
Запись в дневниках.
Упражнение 1. прочитайте. О какой роли русского языка в общении народов Казахстана говориться в текстах? Спишите первый текст.
1) Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. (Абай. Слово двадцать пятое)
2) ЯЗЫК СОГЛАСИЯ
Пожмем покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
Он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор,
Объединяет судьбы и народы
И создает уверенность, покой…
С ним легче переносятся невзгоды,
Ему навечно другом нашим быть.
Он помогает мчатся нам сквозь годы,
Мечтать о счастье, верить и любить.
В прекрасные мгновения, в день ненастный
В душе и сердце каждого живет.
Надежность тыла, будущее наше,
И гордость, и движение вперед! (А. Купчишин)
Упражнение 3. Прочитайте выразительно. Расскажите, как определяет великий ученный русский язык.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить, пристойно, ибо он нашел бы в нем великолепие ишпанского, живность французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
Вывод по текстам:
Великие ученные, писатели и поэты видят в русском языке опору отмечая такие качества, как уникальность, богатство, присуждают ему отдельные качества других языков тем самым выделяя его среди других.
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(161) "Роль русского языка в современном мире. Значение языка как важнейшего средства общения."
["seo_title"] => string(80) "rol_russkogho_iazyka_v_sovriemiennom_mirie_znachieniie_iazyka_kak_vazhnieishiegh"
["file_id"] => string(6) "413141"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1493875353"
}
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(124) "статья на тему " Роль и значение русского языка в современном мире" "
["seo_title"] => string(73) "stat-ia-na-tiemu-rol-i-znachieniie-russkogho-iazyka-v-sovriemiennom-mirie"
["file_id"] => string(6) "173442"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1423995499"
}
}