Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. Работаем по Маршрутному листу №1 Составьте определение «части слова» и «части речи». (Работа в группах). - Проверим, командиры, поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный, если есть ошибки. Первое определение части речи. И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Каждая группа получает табличку(Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол). Вернёмся к определению части слова. Какая часть слова нужна нам сегодня для работы? (корень) О чём спрашивает у вас Миша?.(Что такое корень?) На этот вопрос Мише ответит (Лиза, Варвара, Евдокия-на дом дали карточку) (Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов. - Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от этого слова (веселье, весёлый, весельчак, веселимся). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово) Прочитайте внимательно слова и назовете главную общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (сад) Открывается корень сад. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные) - Чем же похожи эти слова? - Попробуйте прочитать только корень. - Вы поняли, что означает это слово? - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. - Ясен ли смысл слов? - Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова). Слово корень – многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом? Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке». -Что интересного, нового узнали из рассказа девочек? Давайте вернёмся к главному вопросу нашего заседания. К каким частям речи относятся родственные слова на этом словообразовательном дереве? Какой мы должны сделать вывод? (Родственные слова могут быть разными частями речи). Миша тоже решил составить словообразовательное дерево. И вот что у него получилось.(зима, зимушка, зимний, зимовать, мороз) Выскажите своё мнение. Миша конечно ошибся и вы помогли ему понять в чём. Прочитайте, что говорит о корнях слов и частях речи Анишит Йокоповна. Так как живут корни? А что для них служит квартирами? Анишит Йокоповна просит вас заняться исследованием «семей» и квартир слов и подтвердить сделанный вывод. Какой? Работаем по маршрутному листу №2 Вы видите перед собой карточку возьмите ее. Каждая группа сейчас познакомится с «семьями» и подчеркнёт свою часть речи. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить Время вышло, проверяем. Каждая группа встанет и представит свою работу. Сравните с образцом на слайде. (1.Все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы_ 2. Эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета 3. Это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета) Следующее задание. Посмотрите на слова в строчках, Какие это слова? Чем они являются для корней? Гроза грозный погрозить Цвет цветной цветёт Зелень зелёный зеленеет Побелка белый побелить Корни в словах какие? (одинаковые). А части речи? (разные). В чём мы ещё раз убедились? Какая орфограмма чаще всего встречается в корне слова? Есть эта орфограмма в этих словах? Как её проверить? |