Цели урока: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Запятая и точка с запятой в БСП»
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Цели урока:
1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе
Лингвистическая разминка. (3мин.) Слайд.
1.В каком слове пишется буква ю?
А) кле..щий в) бре..щий
Б) сто..щий г) ненавид..щий
2. Значение какого слова определено неверно?
а) игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать;
б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.
- Один учащийся комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы, а все остальные выступают экспертами ответа.
1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
- Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.
б) Стилистический анализ.
- А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.
- Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?
- Определите его стиль. (Публицистический)
- Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.
- А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?
- Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?
(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).
IV. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и цели урока. Сформулируйте цель урока по опорным словам.
- осмысление …специфики БС предложений;
- усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
- А помогут нам в этом литературные тексты?
- Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их. (Слайды ).
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Слайд 12).
- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (Слайд 13).
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
- Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
- Проверьте предложение. (Слайд 14.)
- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
- Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
(Слайд 15.)
V. Закрепление материала. Анализ текста.
Индивидуальное задание.
1.Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения подчеркните.
Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся, и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.
- Бессоюзные сложные предложения с запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
- Запишем под диктовку текст.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
- Проверьте записанный текст. (Слайд 17).
- Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой? (Слайд 18).
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
- К творчеству какого писателя обращались мы на уроке, изучая знаки препинания в БСП?
Хотелось бы на это обратить особое внимание: у каждого писателя есть свой любимый знак препинания – у Тургенева – это точка с запятой, чтобы показать динамизм, стремительность происходящего или смену впечатлений, или перечисляет свои наблюдения.
У Марины Цветаевой – тире.
Рано ещё – не быть
Рано ещё – не жечь! Нежность! Жестокий бич Потусторонних встреч.
М. Цветаева
С помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения. Любимые знаки Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.
- Не припомните ли вы в творчестве каких писателей очень часто встречался знак – точка с запятой? (Лермонтов «Герой нашего времени» при описании природы, при создании портретной характеристики героев, Гоголь «Мёртвые души» )
Из какого произведения эти строки?
Тихо было всё на небе и на земле, как и в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору…
Открыто-пустынно и ровно всё в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора.
VI. Подведение итогов.
- Итак, какие предложения называются бессоюзными?
- Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
- Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? (Слайд 19).
VII. Запись домашнего задания. Сочинение-миниатюра о природе «На восходе солнца», «На вечерней зорьке» с использованием БСП. Оценки за урок. До свидания. Спасибо за урок. (Слайд 21).
Комплексный анализ текста Слайд
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
Комплексный анализ текста Слайд
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
Комплексный анализ текста Слайд
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
Комплексный анализ текста Слайд
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.