Просмотр содержимого документа
«Закрепление знаний о корне слова как основной морфеме»
Корень слова.
ЦЕЛЬ: 1)Закрепить знания о корне слова как основной морфеме, заключающей общее лексическое значение всех однокоренных слов. 2)Формировать умение правильно выделять корень слова и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; разграничивать в словах, совпадающих по звучанию, но разных по лексическому значению, корни; уметь исправлять и находить ошибки в подборе однокоренных слов.
3) Воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Ход урока
Организационный момент.
2)Орфографическая минутка: словарный диктант.
(По мере написания диктанта учащиеся должны выделить корень в словах.)
I в а р и а н т
трясина
развивать (ребенка)
провинился
издалека
багровый
преодолеть
проливной
далекий
раздавался
удивительно
потрясти
явление
единение
3). Используя предложенные схемы, доказать, что морфема — значимая часть слова. Что можно рассказать о словах с такими морфемами?
…………-ишь; …………..-ят; …………… -ал.
4). Работа по теме урока
Записать слова, выделить в них корни:
сладкий, наслаждаться, наслаждение, сладостный.
Сделать вывод о том, что общего в лексических значениях этих слов. С любым из записанных слов составить простое предложение и записать его в тетрадь.
Подобрать к слову дивный однокоренные слова, записать их в тетрадь. Обозначить в них корень и указать, какой частью речи они являются. Сделать вывод о том, являются ли однокоренные слова одной частью речи или нет.
Чтение теоретического материала — стр. 12-13.
Упр. 391.
Упр. 392 (по вариантам).
С д е л а т ь в ы в о д: Слова с различным лексическим значением, но с одинаковым корнем называются омонимами.
Являются ли однокоренными слова? (Запись на доске.)
— Распределите слова по группам в зависимости от лексического значения.
Учитель сообщает, что такие корни называются омонимичными.
— К какой из групп можно отнести слово горечь? (Это третья группа: горчица, горький.)
Упр. № 393, 395, 396
6. Слово учителя.
В русском языке есть связанные корни, которые встречаются только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями. В современном языке они не могут выступать в чистом виде.
Подберите слова со связанными корнями:
да- -прек- -пряг-
(издать (упрёк (запрягать
преподать попрекать спрягать
преподаватель безупречный упряжь
и т. п.) и т. п.) и т. п.)
Подведение итогов урока.
— Разбирая по составу слово снится, ученик выделил корень -нит- (как в слове нитка, нитки), приставку с-, суффикс -ся. Найдите ошибку в его рассуждении. (Необходимо сначала выделить окончание и основу: — корень сн- — сон.)