Просмотр содержимого документа
«Закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».»
Тема: Закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».
Цель: отработать умение отличать простые предложения от ССП и СПП; расставлять знаки препинания в предложенных конструкциях; заменять сложносочиненные предложения сложноподчиненными; показать роль СПП в тексте; развивать орфографическую зоркость; прививать любовь к книге.
Ход урока
Вступительное слово учителя о задачах и целях урока, о роли книги в жизни людей.
Актуализация знаний учащихся.
Анализ предложения
Цицерон говорил дом в котором нет книг подобен телу лишенному души
Записать предложение, вставить знаки препинания, найти грамматические основы, дать характеристику, определить вид придаточного, начертить схему предложения.
- Как вы понимаете слова Цицерона?
Анализ предложенного текста.
Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек в свою нынешнюю высоту.
Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековый опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, которая способна с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса.
Сегодня, когда на наших глазах некоторые люди размахивают чадной атомной головней с риском пустить по континентам огненного петуха, страшно становится порой, что величайшие сокровища мысли вверены беспомощно-хрупкой бумаге. Книге человечество доверило свои священные прозрения, открытия, рецептуру осмысленного существования на планете Земля, и книга есть кратчайший ответ о пройденном пути человечества. Если бы беспримерная геологическая катастрофа отрезала у человека весь его громадный обоз неоценимых материальных орудий, книга еще внушила бы ему надежду и силы на возрождение. Без нее человек сразу бы стал затерявшимся путником в огромной безвестной ночной пустыне. Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно своему человеческому званию.
- Докажите, что данный отрывок является текстом (предложения связаны по смыслу и грамматически; связь предложений – параллельная; предложения объединены одной темой; основное средство связи предложений – повтор слова)
- К какому стилю и типу речи относится текст? (стиль публицистический, цель - убедить читателя в огромном значении книги в жизни всего человечества. Тип речи – рассуждение, так как есть тезис, аргументы и вывод)
- В каком предложении выражена основная мысль текста? (Книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации)
- Сколько в тексте простых предложений? ССП? СПП? Как отличить СПП от ССП?
- Какова роль CПП в выражении авторской позиции?
Самостоятельная работа.
Восстановите предложения. Начертите схемы.
_____ у меня в руках новая книга, я чувствую, _____ в мою жизнь вошло что-то живое. (В.Инбер)
Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, ____ обращается с языком тот или иной писатель. (В.Инбер)
Талант имеет то драгоценное свойство, ____ он не может лгать. (А.Гончаров)
Конструирование предложений.
По возможности переделайте в тексте простые и сложносочиненные предложения в сложноподчиненные
Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, объединенных одним желанием – знать. И возраст был у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. Посетители библиотеки либо где-нибудь учились, либо мечтали учиться. Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане, путались, блуждали, начинали со сложного, не имея представления о простом.
(К.Чуковский)
Творческая работа
Продолжите текст 5 – 7 предложениями
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи. Как же выбрать время, чтобы вся семья сразу могла собраться за столом?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль книги в моей жизни».