урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"
Цель данного урока:сформировать знания о сложноподчиненном предложении с придаточными места.
урок включает следующие разделы: домашнеее задание, лингвистичскую разминку ввиде синтаксического разбора сложного предложения, развитие речи, изучение нового материала, работу с учебником для закрепления темы, самостоятельную работу со взаимопроверкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"»
Урок русского языка 9 класс
Тема: обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи.
Цель: обобщить и закрепить знания о сложном предложении с разными видами связи.
Образовательные:
- находить предложения с разными видами связи
- расставлять знаки препинания в этих предложениях
- конструировать предложения по заданным схемам
-употреблять сложные предложения в речи
РАЗВИВАЮЩИЕ
-развивать умения находить в тексте сложные предложения с разными видами связи
-развивать умения правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях
-развивать умения строить сложные предложения с разными видами связи
-развивать и обогащать речь учащихся
воспитательные
-способствовать формированию любви к природе, родному краю.
Орг. момент. Приветствие .
Здравствуйте, ребята. Садитесь. У нас сегодня присутствуют гости, будьте внимательны на уроке.
Мотивация (слайд 1).
Исходя из темы урока можем сказать, какая цель стоит перед нами ?
ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания о сложном предложении с разными видами связи (слайд 2). ЧТОБЫ цель была достигнута, чем мы должны заниматься? (слайд 3)
ЗАДАЧИ: отработать навыки различать сложные предложения с разными видами связи
-отработать навыки постановки знаков препинания в этих предложениях строить предложения по заданным схемам
3. Слово учителя.
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ.
1. Укажите предложен , в котором средством выразительности является сравнение (слайд 4).
1. Отец размял в пальцах и дал понюхать какую-то пахнувшую лекарством траву.
2. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой – то родственник!
3. Прозрачная и спокойная река лежала, точно громадное зеркало, в зеленой влажной росе оживших, орошенных лугов..
4. Над черными нивами вился легкий пар, наполняя воздух запахом оттаявшей земли.
2.ЗАМЕНИТЕ словосочетание «красота земли», построенное на основе связи управление словосочетанием со связью согласование (слайд 5).
3.Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями , связанными подчинительной связью (слайд 6).
Мы охватим взглядом весь холм,(1) на котором стоит село,(2) увидим,(3) может быть, (4)речку, (5)обвивающую подножье холма, деревни, стоящие по речке.
4. Выпишите грамматическую основу (слайд 7).
Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становиться так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья.
3.АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. Прочитайте текст, определите. К какому стилю он относится и тип речи (слайд 8).
Роятся звезды (в)верху, меж чёрными ветвями старых груш, играют трепетным светом. Чутко дремлют темные кусты и деревья. Густой запах идет от черной полыни, которой покрыт шалаш. Звенит пестрый хор в траве, в ветвях, и безбрежно разлита его радостная песнь в теплом дыхании звездной ночи. Земля уже остыла, и так хорошо лежать у шалаша: меж ветвей темное небо так высоко, и так прекрасна игра звезд
Какие художественные средства выразительности использовал автор? Олицетворение (слайд 9).
Выпишите предложение с разными видами связи. Дайте характеристику предложению, выделите грамматическую основу, постройте схему (вернуться на слайд 8).
Синтаксическая работа. Запишем текст под диктовку.
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров подтаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. Обнажилась зябь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом весенние ручейки, и совсем по-весеннему зазеленели в перелесках стволы тополей. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Проведем орфографический и пунктуационный разбор.
В сложных предложениях подчеркните грамматические основы. Дайте характеристику предложениям, составьте схемы предложений.
5. Вы строили схему по данному предложению, а теперь по схеме определите вид предложения и тип связи (слайд 10).
[ ]; [ ],и [ ]. Связь бессоюзная, сочинительная.
[ ],но [ ], (где). Связь сочинительная, подчинительная.
[ ]: [ ], (что). Связь бессоюзная, подчинительная.
6. Работа по учебнику. Упр.250.Самостоятельная работа. Составить схему предложения.
7. Рефлексия.
Урок подошел к концу. Как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Выполнили задачи, которые ставили перед собой?
8. Подведение итогов.
9. Д/з. Выписать 3 предложения с разными видами связи из сборников по подготовке к экзаменам (слайд 11).
Данная презентация может использоваться на уроках русского языка в 9ом классе. Основная цель: обобщить знания о сложном предложении с разными видами связи. Предлагается работа по подготовке к ГИА, анализ художественного текста, диктант с синтаксическими заданиями.