3 класс.
Тема:
Закрепление правописания слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов.
Цели:
1. Закрепить и обобщить знания о правописании безударной гласной, звонкой и глухой согласной в корне и на конце слов.
2. Продолжить работу по культуре речи. Формировать коммуникативные умения учащихся.
3. углубить знания детей о родном городе.
Ход урока.
1. Вступление ( на доске отрывок из стихотворения)
О, ч..дный горо.. мой ст..ринный,
Спасибо, милая стр..на,
За вольный край д..нской, ковыльный
Во мне ж..вёт душа тв..я!
- Что это за текст?
- Почему вы решили, что это стихотворение?
- О чём оно?
- Какое настроение оно у вас вызывает?
- Почему некоторые буквы пропущены?
- В какой части слова они пропущены?
- Какие именно орфограммы мы проверяем в корне слова?
- Какой способ проверки? (безударный гласный, парный звонкий и глухой согласный)
- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
2. Работа в тетради.
Запишем число, классная работа.
Задание:
- Вариант –выписывает в тетрадь слова с безударной гласной из стихотворения;
- 2 вариант – выписывает слова с парной согласной и с другими орфограммами, которые встречаются в этом отрывке.
Выписываем в таком порядке: проверочное слово – проверяемое, ставим ударение, выделяем корень, обозначаем орфограмму в сильной и слабой позиции.
Проверка, выставление оценок.
3. Знай свой город (беседа)
- О каком городе говорилось в стихотворении?
- А вы любите свой город? За что вы его любите?
- И вы, наверное хорошо знаете его историю? Назовите в каком году он был основан?
- Кто был основателем города?
- Ребята, я вам покажу рисунки, а вы назовите историческое место нашего города.
Задание:
с о б о р
Каждому квадратику соответствует буква. Расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой, соответствующие им буквы и узнаете слово.
Какое стихотворение поможет вам правильно расположить цвета радуги?
(каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
- Итак, какое слово у вас получилось?
- Правильно, это слово - собор.
Посмотрите на рисунок. Собор – это лучшее украшение нашего города.
А сейчас мы с вами послушаем стихотворение ученицы нашей школы Казачий край»
Есть много курганов на свете
Много бескрайних долин…
Есть на холме возле речки
Город чудесный один…
В центре казачьей столицы
Рядом с собором стоит
Сам покоритель Сибири,
Вольность казачью хранит.
Ярко блестит куполами,
Храм православный святой…
Граф-генерал казаками
Мудрою правит рукой
Здесь под холмом у Тузлова,
Ивы стоят над водой…
Ты моей жизни основа,
Край мой казачий, родной!
4. Развитие речи. Упражнение в построении предложений.
- Ребята, придумайте предложение о своём городе.( дети называют предложения. Одно записывают на доске.)
- Объясните написание гласных в слабой позиции. Найдите ошибкоопасные места.
- Как вы узнали, что это предложение?
- Дополните предложение прилагательными.
- А сейчас прочитаем предложение с различным логическим ударением (по схемам).
- Послушайте, как я сейчас прочту это предложение (без логического ударения)
- На какое слово падает логическое ударение?
- Какое получилось по цели высказывания? (повествовательное)
- Прочитайте предложение так, чтобы получилось вопросительное.
- А если я поменяю порядок слов в предложении, изменится ли смысл?
5. Минутка чистописания.
Отгадайте, какие буквы мы будем писать сегодня?
Итак, первая буква находится в начале названия нашего города и обозначает непарный звонкий, твёрдый согласный звук. Какую мы букву напишем?
- Нн ннн Нн (записать)
- Вторую букву вы узнаете, если установите закономерность подбора букв в данных группах. Какую видите закономерность?
Б В З
П Ф ?
- какую букву пишем?
- сс СС СС
-Новочеркасск
- Посмотрите, какое слово написано?
- Какие ошибкоопасные места есть в самом слове?
- Назовите города, которые начинаются на букву Н.
- Запишем слово и выделим орфограммы.
6. Физминутка.
Проведём физминутку. Я буду называть слова с безударной гласной, вы будете хлопать в ладошки. А если назову слово с парным согласным звонким или глухим – вы приседаете.
Зарядка, зерно, площадка, дуб, лесной, крышка, озеро, зубки, моряки, шубка, юбка, слоны, сады, пробежал, редкий.
7. Проверка д/з.
Мы сегодня с вами говорили на уроке о нашем родном городе Новочеркасске. И у вас было задание написать маленькое мини-сочинение (мини-реклама) о Новочеркасске. Написать так, чтобы друзья, родные, просто незнакомы люди прочитав вашу рекламу, захотели бы посетить наш город. Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Слушание 4-5 текстов.
- Чья реклама вам больше всего понравилась?
Выставление оценок.
8. Закрепление пройденного.
На доске написаны слова. Прочитайте их, исключите лишнее из цепочки по какому-либо признаку. Ответ обоснуйте.
1. Площа(д,т)ь, г(о,а0ра, гер(б,п), са(д,т)
Спишите, лишнее слово не писать.
2. Г(о,а)родской, з(и,е)ленный, пар(к,г), р(е,и)чной.
Найдите лишнее слово и запишите цепочку слов.
3. Задание на смекалку.
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы. Используя их, отгадайте загадки.
р к а е
к у ь н о
Только этот водоём для него родимый дом.
- что это такое?
Кто такой окунь?
Итог урока. Выставление оценок.