Русский народ издавна вступал в политические, торговые, научные и культурные связи с другими народами. При этом русский язык обогащался словами из других языков. Эти слова называли новые для русского народа вещи, обычаи, понятия и т. д. В лексике русского языка около 10% заимствованных слов, основную часть которых составляют имена существительные. Среди них есть слова из греческого (кровать, корабль, парус), латинского (экзамен, студент, экскурсия), английского (спорт, футбол, трамвай), немецкого (мастер, штурм), французского (костюм, бульон, компот) и других языков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА.(6 класс)»
Автор(ы):
Егенбердиева Рита Жантакбаевна
Место работы, должность:
СШ имени А.Даулетбекова ,учитель русского языка и литературы
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА.
Цель: 1. Формирование знаний о заимствованной лексике
развитие коммуникативной компетенции. Обогащение лексического запаса
обучающихся
3. воспитание интереса к предмета
Ход урока
1. Оргэтап
2. Этап проверки домашнего задания.
Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. упражнение 4. выполнить задания к тексту. Дописать предложения с опорой на текст
3. Этап проверки знаний.
1. Стыдливо белая береза зеленеет (И. Б.) 2. Горят в ночи алмазы бездонных звезд. (Р. Ив.) 3. Колокольчик хохочет до слез. (С. Ее.) 4. Дремлет стужа, сок из веток выжав, в чащах спят, умаявшись, ветра. (В. Туш.) 5. На рассветной поре ветер спит на горе, дремлет, крылья сложа, сном своим дорожа. (В. Туш.) 6. Виноградник на припёке спит под музыку цикад (В. Туш.) 7. Спокойно дремлет лес над тихими полями. (И. Б.) 8. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Ее.)
* Задание 1-го уровня
• Выпишите два слова, употребленные в переносном значении, составьте с ними по одному словосочетанию.
• сделайте синтаксический разбор предложения № 7.
** Задание 2-го уровня
• Выпишите три слова, употребленные в переносном значении, составьте с ними по одному предложению, употребив их в прямом значении.
• Сделайте синтаксический разбор предложения № 8
*** Задание 3-го уровня
• Подчеркните сочетание слов, в которых есть слова, употребленные в переносном значении.
• Составьте с двумя из таких слов предложения, употребив их в прямом значении.
Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Чтение текста из упражнения № 1 на странице 34.
Ответьте на вопросы к тексту:
· Как появляются в языке любого народа слова из других стран?
· Откуда к нам пришли слова «газета», «тетрадь», «пенал»?
· Какие слова пришли к нам из Германии, Франции, Англии?
· Какие слова заимствованы из тюркских языков?
Этап объяснения новой темы
Слово учителя
Основную часть лексики русского языка составляют слова, известные уже в древнерусском языке. К ним относятся многие общеупотребительные слова. В каждом языке есть слова, заимствованные из других языков. Есть они и в русском языке.
Русский народ издавна вступал в политические, торговые, научные и культурные связи с другими народами. При этом русский язык обогащался словами из других языков. Эти слова называли новые для русского народа вещи, обычаи, понятия и т. д. В лексике русского языка около 10% заимствованных слов, основную часть которых составляют имена существительные. Среди них есть слова из греческого (кровать, корабль, парус), латинского (экзамен, студент, экскурсия), английского (спорт, футбол, трамвай), немецкого (мастер, штурм), французского (костюм, бульон, компот) и других языков.
Многие заимствованные слова изменяют свой звуковой состав (например, Осип из греч. Иосиф), подчиняются законам русского склонения и т. д., так что их не всегда легко отличить от исконно русских.
По законам русского языка от заимствованного слова могут быть образованы новые слова, например: спорт — спортивный — неспортивный, шоссе — шоссейный.
Некоторые заимствованные существительные не изменяются по падежам и числам, например: пальто, кино, депо, радио, кафе, кофе, какао.
Обратите внимание на произношение слов: каф[э], но коф[е], неправильно кдф[э]; шин'[е]ль, но не шин[э]ль; партер, но не партер; шофёр, но не шофер.
· Запись в тетрадь для правил
· Как же мы отличим заимствованные слова от незаимствованных?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитаем текст из упражнения № 2
Этап закрепления новой темы.
Упражнение 2. выпишите из текста упражнения № 1 слова заимствованные из различных языков, распределив их в таблице.
Составьте пять любых словосочетаний.
Упражнение № 3. из данных слов выпишите заимствованные. Подберите к ним прилагательные.
Упражнение № 5. прочитайте таблицу. Расскажите, из каких иностранных языков заимствованы слова и что они обозначают. Составьте предложения с каждым из предложенных слов.
Упражнение № 4. Это интересно! Чтение текста по цепочке.
Составление словосочетаний с заимствованными словами.
Запишите предложение: У каждого ученика есть пенал.
Сделайте синтаксический разбор этого предложения
Этап рефлексии
Этап оценивания
Этап информированности о домашнем задании. Правило из параграфа № 8 выучить. Задания к упражнении. № 9 на странице 38.