Задания «на восстановление деформированного текста»
Задания «на восстановление деформированного текста»
3 класс Автор: Садыкова Ольга Иосифовна
Тема занятия:Задания «на восстановление деформированного текста»
Цели:
развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания «на восстановление деформированного текста»»
Функциональное чтение 3 класс Автор: Садыкова Ольга Иосифовна
Тема занятия:Задания «на восстановление деформированного текста»
Цели:
развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;
научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);
попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
-Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
– Какое слово является завершающим? Почему? – Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.) – Вспомните, назовите основные признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, композиция :завязка, развитие действия, кульминация. развязка )
На доске появляется схема, где написаны основные признаки текста.
– Объясните, что обозначает каждый признак.
– Итак, мы будем восстанавливать текст. А что значит восстановить текст? (Определить части текста, место каждой части, если отсутствует часть, то дополнить, если деформированный текст, то восстановить.)
III. Работа по группам.
1. Восстановление части текста.
- Откройте конверт № 1 и определите задачу для своей группы.
1группа: Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:
(В работе можно использовать “черновик” – лист на котором можно пробовать варианты ответов.)
В, пищи,уже, кончался, трюме, пресной,и.запас. воды.
От, двенадцать, и, матросов, усталости.умерли, голода
Едва, ноги, остальные, передвигали.
Из, ореховую, корабль, в. бросало ,как, сторону, скорлупу, стороны
2 группа :Восстановить последовательность предложений:
Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупу.
В трюме уже кончался запас пищи и пресной воды
Остальные едва передвигали ноги.
Двенадцать матросов умерли от усталости и голода.
3группа: Поставить точки в не пунктированном тексте:
В трюме уже кончался запас пищи и пресной воды двенадцать матросов умерли от усталости и голода остальные едва передвигали ноги корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупу.
4 группа: Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:
В, пищи,уже, кончался, трюме, пресной,и.запас. воды.
От, двенадцать, и, матросов, усталости.умерли, голода
Едва, ноги, остальные, передвигали.
Из, ореховую, корабль, в. бросало ,как, сторону, скорлупу, стороны
2. Проверка выполнения работы. Восстановление основной части.
1 группа – первое предложение. Согласны ли вы с таким порядком слов в предложении?
3 группа – второе предложение. Есть ли замечания?
2 группа – прочитайте третье предложение.
4 группа – как закончили эту часть?
Учитель. Прочитайте предложения по порядку. Можно ли это назвать текстом?(Да. Есть последовательность предложения, связь по смыслу.)Что заметили? (Это развитие действия.. Нет начала и конца т.е. нет: завязки, кульминации и развязки))(Можно поставить вопрос –Что произошло?Связывается словомоднажды)Укажите, что это 2 часть.
3. А сейчас попробуйте самостоятельно определить в деформированном тексте место каждой части в композиции, составить и записать связный текст
- Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда.
--В одну тёмную , бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился о скалы и разбился в щепки.
- Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке.
- Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное.
(Джонатан Свифт)
2. Проверка выполнения работы. Восстановление деформированного текста
1 группа – первая часть
3 группа – вторая часть
(третью - напоминает учитель)
2 группа – четвёртая часть
4 группа – как закончили этот текст?
IV. Закрепление пройденного материала.
7. Подведение итогов работы с текстом.
Докажите, что восстановленный кусок является законченным текстом.
V. Закрепление пройденного материала.
Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить себя с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”. Нарисуйте шкалу после выполнения.
Тест по теме “Текст”
Ф.И. ученика _______________________
№ п/п
Вопросы
“+” или “–”
1.
Текст состоит из предложений.
2.
К тексту нельзя придумать заглавие.
3.
Все предложения в тексте имеют границы.
4.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5.
В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
6.
Текст можно разделить на части.
7.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
VI. Подведение итогов.
Чему мы научились на занятии? А теперь один человек от группы подойдет к доске и поставит оценку работе группы. Объясните почему вы так оценили работу группы? Какие задания было особенно интересно выполнять?