ТЕМА: Восстановление деформированного текста.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Развитие устной и письменной речи.
2. Закрепление знаний пройденных орфограмм.
3. Развитие памяти, внимания, мышления.
4. Развитие чувства прекрасного.
5. Воспитание любви к родной природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации на тему: "Зима в природе", Музыка П.И.Чайковского "Времена года. Январь. У камелька", кассета "Голоса птиц и зверей. Белка".
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
- Сегодня урок по развитию речи посвящен природе.
В. Что такое природа?
В. Мы можем общаться с природой? Каким образом?
В. Что нам дарит природа?
- В любом цветке, в любой травинке - красота. Она греет наше сердце, делает людей нежней, добрей. Люди должны беречь и охранять природу.
"+Я сорвал цветок и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем."
(С. Гнездослав)
- Сегодня мы ещё раз понаблюдаем за красотой весенней природы, вспомним стихи о весне, выполним письменную работу по восстановлению деформированного текста.
В. Вы согласны?
3. Минуты поэзии.
- Красоту родной природы глубоко чувствуют художники, музыканты, поэт Шелест листьев, запах травы, яркое морозное утро вдохновляет на хорошие поэтические строки.
1) Чтение стихотворения Дмитрия Кедрина под музыку П.И.Чайковского "Времена года. Январь. У камелька".
На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выковал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз.
Пейзаж тропического леса
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно это
Зима тоскует о весне.
В. Вам понравилось стихотворение? А музыка? Её написал великий русский композитор П.И.Чайковский.
В. Что вы чувствуете при чтении стихотворения?
В. Помните, какие узоры были у нас на окнах? Что они вам напоминали?
2) встреча с прекрасным.
- Зима - чаровница, волшебница, проказница:
"Чародейкою зимою
Околдован лес стоит."
"Идёт волшебница-зима".
"Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки-зимы".
- А теперь вы вспомните стихи о зиме и подберите отрывки к иллюстрациям. (Показ картин, подбор отрывков из стихотворений учащимися).
В. Что вам хочется сделать, когда читаете эти строки?
В. Вам хочется на улицу поиграть?
- Вспомните лес, куда мы ходили.
В. Кого мы видели?
- Послушайте, какие звуки издаёт белка. (Звучит запись на кассете "Голоса птиц и зверей. Белка).
В. Кто слышал такие звуки в лесу?
3) Работа над словосочетаниями на доске.
День (какой?)+
Солнце (какое?)+
Небо (какое?)+
Ветер (какой?)+
Деревья (какие?)+
В. Какая была погода, когда мы ходили в лес? А сегодня?
(к слову "лазурь" - "Чиста небесная лазурь. Теплей и ярче солнце стало).
В. Что обозначают слова, записанные на доске? Доказать. Одушевленные или неодушевленные предметы?
4. Физкультминутка.
"Мороз, мороз, через дуб перерос.
Через дуб перерос - бабу снежную принёс.
Баба, баба, беляком - получай-ка снега ком!"
5. Работа над восстановлением деформированного текста.
1) На доске запись:
снег, выпал, пушистый
двор, во, дети, вышли
лыжах, на, катаются, Коля, Миша, санках, и
горки, с, мчатся, Света, и, Лена, санках, на
весело, зимой
В. Что записано на доске?
2) Задание: восстановить предложения
- Прочитали слова на первой строчке, составили предложение и т.д.
3) Прочитать полученный текст:
"Выпал пушистый снег. Дети вышли во двор. Коля и Миша катаются с горки на лыжах. Света и Лена мчатся с горки на санках. Весело зимой!"
В. С какой интонацией можно произнести последнее предложение?
4) Проверка посадки учащихся. Запись текста под диктовку учеников. Оставить строчку для названия.
5) Название темы, идеи в тексте, тип текста.
В. Какое время года в тексте описано?
В, Когда дети катаются на лыжах, на санках?
В. Как назовём текст? ("Зимой" - записать название).
В. Какая главная мысль текста? (Весело зимой) Почему?
В. Назовите тип текста. Какие типы текста вы знаете?
В. Кто нашёл элемент описания?
Задание: В первом и во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
В. Кто забыл? Внимание на плакат.
6) проверить задание.
6. Подведение итогов урока.
В. Что делали на уроке?
В. Вам понравился урок?