Русский язык
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»
(4 четверть)
Урок 119
Тема урока: Текст-повествование: восстановление частей текста.
Цель урока:
1. Закрепить знания о повествовательном тексте. Формировать умения определять последовательность частей в повествовательном тексте. Формирование умения замечать логические ошибки и совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в построении, на основе осознания особенностей текста-повествования, (восстановление деформированного текста).
2. Развивать внимание, логическое мышление, орфографические и каллиграфические навыки письма; обогащать словарный запас; активизировать связную речь учащихся.
3. Воспитывать любовь к языку, культуре труда.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений знаний;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО
Этапы и структура урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Чистописание
Учитель: Сегодня мы будем писать буквы Лл сочетаниях с гласными буквами:
ле мал мел мле
- Продолжите строку, соблюдая закономерность.
4.
Актуализация знаний.
1. Работа с текстом.
Летучая мышь – это зверь или птица?
Летучую мышь нередко можно встретить в наших краях. Много странного и непонятного в строении тела и образе жизни этого животного. Издавна летучая мышь вызывает страх у многих людей. Так что это за животное: зверь или птица?
Во-первых, летучая мышь имеет четыре ноги, а у птиц только две.
Во-вторых, у летучей мыши есть уши и зубы, а у птиц их нет.
В-третьих, ее тело покрыто темно-бурым мехом, а у птиц тело покрыто перьями.
В-четвертых, крылья отличаются от крыльев птиц. Это кожистая складка, натянутая между передними и задними лапами.
Значит, летучая мышь – зверь, но зверь необычный – летающий.
- К какому типу текстов вы отнесете этот текст? (Рассуждение)
-Почему? (В тексте встречаются слова во-первых, во-вторых…, есть вывод. Выясняем, что отсутствует последовательность действий, что отвечали на вопрос “Почему летучая мышь – зверь, а не птица?”.)
Упр 245 - устно
Работа с правилом по учебнику стр. 113
5.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы займемся восстановлением текста – повествования. И напишем изложение этого текста.
Чему бы хотели научиться на уроке?
6.
Работа с текстом.
Упр. 246- устно.
Прочитайте название. Попробуйте определить тему текста. О чём будет идти речь? (гипотеза) (О том как мышка стала летучей).
Прочитайте текст.
Что необычного вы заметили в построении текста? (Части текста перепутаны).
Можно ли так написать текст в изложении? Почему? (Неясно, трудно понять текст).
Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, т. е. по развитию события).
Физкультминутка
Как нужно расположить части, чтобы получился связный рассказ?
- Вводная (начало).
- Основная часть.
- Заключительная.
Представьте, как происходило событие? С чего всё началось? Что было дальше? Как развивались события? Чем все закончилось?
Работа в парах.
Расположите части в правильном порядке. Работаете в парах.
Проверим, как выполнили задание. Какая часть должна быть первой? О чем говорится в ней? Прочитайте. (жила-была мышка, ее обижали…).
Это начало события. Вводная часть. Поставьте цифру 1.
Как дальше развивается действие? (Дети читают 2 часть).
Какое слово соединяет эти 2 части? (И)
Подчеркните это слово.
Какая часть должна следовать за ней? (Дети читают 3 часть – это…)
Что случилось со зверьком? (Мышка превратилась в летучую).
Каким словом соединяются 2 и 3 под части? (Наконец).
Подчеркните слово.
Как называется 2 часть? (Основная).
Прочитайте текст, который у нас получился.
7.
Орфографическая подготовка.
Что нужно делать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Разобрать в словах орфограммы).
Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: (слова написаны на доске)
вр.да, об…жали, зах…телось, л…тать, г…в…рила, г…л…вой, поб…жала, отв.лился, по…вились, взм.хнула
Проверьте гласные в словах.
Найдите в тексте словарные слова.
Никто, вниз, тогда, никому, почему-то, старались, поймать, наконец, превратилась, счастлива.
Объясните написание согласных в словах: вниз, мышка.
Обратите внимание на написание слов с Ъ и Ь.
Обратите внимание, в тексте есть сложное предложение.
Наконец, хвостик отвалился, появились крылья.
8.
Запись текста.
Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?
Откройте тетради для творческих работ. Напишите число, изложение, название. Приступайте.
(Дети, написавшие раньше других, получают задание: продолжить текст, нарисовать картинку к тексту).
9.
Итог урока.
Чему учились на уроке? (Определять последовательность частей, тему текста, выделять главную мысль рассказа).
Что помогает определить последовательность частей? (Порядок событий и слова, связывающие части между собой).
- Задайте друг другу вопросы по тексту-повествованию.
10.
Домашнее задание.
Упр. 247
11.
Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?