kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выделение в тексте главной и второстепенной информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

представленный урок - урок повторения изученного материала по теме "выделение в тексте главной и второстепенной информации". урок станет незаменимым при подготовке учителя к урокам, призванным помочь ученикам 9х классов справиться с государственной итоговой аттестацией. преимущества данного урока в том, что он содержит теоретическую информацию и конкретные советы, которые помогут ученику выделить в тексте самое главное. на уроке присутствует и индивидуальная, и групповая работа. 
одним из важных этапов урока, построенного по технологии ФГОС, является этап рефлексии. в данном уроке ученики сами должны будут не только вспомнить повторенный на уроке материал, но и оценить степень усвоения данной информации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выделение в тексте главной и второстепенной информации »

Урок русского языка на тему: Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Виды переработки текста. Сокращение текста.

Предмет: русский язык,

тип урока: урок повторение.

Продолжительность:1 урок 45 минут.

Класс: 9.

Цели и задачи. формировать знания о видах переработки текста. Повторить способы сжатия текста. Совершенствовать умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

Тема: Способы сжатия текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Виды переработки текста. Сокращение текста.

Итак, мы продолжаем работать над подготовкой к написанию сжатого изложения в ГИА. Чтобы выполнить задание, вы должны вспомнить способы сжатия текста и закрепить навык вычленения в тексте главной и второстепенной информации. Какие способы сжатия текста вы знаете? Основные способы сжатия текста: исключение и обобщение. При исключении мы выделяем главное с точки зрения основной мысли, затем убираем детали, подробности, примеры, описания, рассуждения, второстепенные факты.

Виды переработки текста. Обобщение. Повторение пройденного материала.

Например, в предложении: Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле. Избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберём их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ. При обобщении необходимо вычленить единичные факты, частные, мелкие вопросы, затем подобрать языковые средства их обобщённой передачи, то есть, сформулировать мысль своими словами. (письменно. На доске 1, ост в тетради. 5 мин)

Работа над основной темой урока

В каждом тексте содержится информация, среди которой есть основная, существенная и второстепенная. Чтобы не ошибиться при работе с информацией, необходимо сначала выяснить основную мысль текста. Так или иначе, мы с вами встречались со всеми указанными видами переработки текста. Однако чаще всего в своей школьной деятельности ученики встречаются с сокращением текста. Когда?( При подготовке к пересказу параграфа). Эта работа станет более продуктивной тогда, когда вы освоите правила сокращения текста.

Советы учащимся Письменно, в тетрадь. - С чего начинается работа над текстом? (С объяснения непонятных и непонятых слов). - Что нужно сделать за этим? Можно карандашом на полях книги выделить смысловые части текста и дать им заглавие. Затем в каждой части подчеркнуть ключевые слова или опорные понятия. Предложения сократить, убирая, например, придаточные части или однородные члены предложения.

Практическое закрепление знаний.

Выполнение практических заданий. запишите текст, вычлените в нём основную и второстепенную информацию, передайте её одним предложением. Работаем все вместе.





В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь- это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1.Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2.Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 3.В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 4.В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.


Итак, чтобы выполнить задание, нам необходимо вспомнить способы сжатия текста (исключение и обобщение) и закрепить навык вычленения в тексте главной и второстепенной информации. При исключении мы выделяем главное с точки зрения основной мысли, затем убираем детали, подробности, примеры, описания, рассуждения, второстепенные факты.

Какова тема текста?

Какая информация содержится в тексте?

(Это текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь-это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь- крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам.)

Что же стало решающим фактором? Какой из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница.

Следовательно, правильный ответ №3: В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные богатства

Рефлексия: о чем мы говорили сегодня на уроке? Какие практические умения вы получили? Что вам показалось легким, а что сложным?

Самостоятельная работа. В текстах, заготовленных дома, Определить тему и идею текста, отметить предложения, в которых передана основная информация.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выделение в тексте главной и второстепенной информации

Автор: Гусева Валерия Александровна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Способы сжатия текста""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_sposoby_szhatiia_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "352291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477423221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Главные и второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(54) "glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "219999"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434462019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Разработка урока русского языка по теме: ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(108) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-podliezhashchieie-i-skazuiemoie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127219"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415282867"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по теме "Главные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokapotiemieglavnyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317099"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460276493"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС"
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistoriivramkakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "278976"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453175943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства