kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводные конструкции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для обучения на базовом уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вводные конструкции»

Обращ. и вв.сл. Урок 1 Р.Я.-8

Тема: Повторение изученного об обращении: ОК-7(5кл.). Вводные слова, словосочетания: ОК-5 (8 кл.).

Цель: повторить, обобщить и углубить знания об обращении; дать понятие о вводных конструкциях, их

значениях; овладевать приёмами логического анализа, быстрого осмысления материала;

развивать зрительную память, воссоздающее воображение; наблюдательность, умение сосредото-

чивать и переключать внимание; устную речь учащихся;

формировать интерес к познанию.

Оборудование: ОК-7 (5 кл.); ОК-5 (8 кл.); таблица с написанным текстом.

Ход урока

1. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

2. Повторение изученного об обращении

1) Повторение теоретических сведений:

- Что такое обращение?

- Чем оно выражается? Чем не может быть выражено обращение?

- Где может стоять в предложении? Как оно выделяется на письме?

- Является ли обращение членом предложения? Почему?

- Рассказ одного из учеников об обращении по ОК-7 (5 класс).

- Работа с учебником – чтение материала на стр. 180-181.

- Что нового вы узнали об обращении?

- Фронтальная работа – упр. 356.

2) Синтаксический разбор предложений:

Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе. (С.Есенин.)

Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С.Есенин.)

3. Объяснение нового материала

Вводные слова и словосочетания

1) Наблюдения: упр. 362:

- Что же общего в этих предложениях? (одинаковые словесные сочетания)

- Что различного? (они выполняют разную синтаксическую роль)

- В каких предложениях выделенные словосочетания выражают отношение говорящего к тому, что он

сообщает?

- Какие отношения они выражают? Как они произносятся? Как можно назвать эти конструкции?

- Как поэт А.Кушнер определяет значение и роль вводных слов в речи – упр. 363?

- Можно ли эти словосочетания перемещать в предложении? Меняется ли при этом что-либо?

- Что изменится, если эти слова изъять из предложения?

- По каким признакам вы будете различать в предложениях вводные слова и словосочетания?

(интонация, значение, изъятие, перестановка, замена синонимичными вводными конструкциями)

2) Работа с учебником:

- Чтение теоретического материала по новой теме: стр. 183-184.

- Знакомство с таблицей учебника «Значение вводных слов» - стр. 184. «Моя» таблица:

Значение вводных конструкций

1. Степень достоверности сообщения:

* высокая степень уверенности: безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно,

действительно, само собой;

* низкая степень уверенности, предположение: вероятно, кажется, может быть, может, быть

может, наверно(е), возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-ви-

димому, видимо, видно.

2. Различные чувства:

* радость удовольствие: к счастью, к радости, к общей радости, на радость, к удовольствию;

* сожаление, огорчение: к большому огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на

беду, как на беду, как нарочно, к великой досаде, как назло;

* удивление: к удивлению, к изумлению, странное дело;

* страх, опасение: ужас, чего доброго, не ровён час.

3. Источник сообщения:

* тот, кто говорит: с моей точки зрения, по-моему, по моему мнению, думаю, вижу, помнится,

известно, на мой взгляд;

* другие люди: по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению …, по выраже-

нию …, по мнению …, по словам …, с точки зрения … .

4. Обращение к собеседнику:

* привлечение внимания: позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете,

знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните;

* выражение вежливости: извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны.

5. Оформление мысли:

* связь мыслей, порядок:

- перечисление: например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее;

- противопоставление: напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны;

- следствие, вывод: значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть;

* способ оформления мыслей: другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать,

кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчёркиваю.

- Знакомство с вводными предложениями – стр. 185.

- Почему есть возможность при изучении объединить две темы: «Обращение», «Вводные слова и

словосочетания»?

- Междометия и слова да, нет – примечание, стр. 185.

Вставные конструкции:

- Наблюдения: есть ли в этом стихотворении вводные предложения (см. таблицу)?

- Ах, Серёжа, ах, Серёжа, // Ну, на что это похоже?

(Это я испортил зонт, // Мы несём его в ремонт.)

- Ах, Серёжа, ах, Серёжа, // Надо быть с тобой построже!

(Это я сломал машинку, // Мы несём её в починку.)

- Ах, Серёжа, ах, Серёжа, // Целый день одно и то же!

(Это значит – целый день я // Порчу маме настроенье.)

– В русском языке принято их называть вводными конструкциями, они больше, чем предложения.

- Какими знаками препинания они выделены?

- Работа с учебником: стр. 189-190.

3) Проговаривание ОК-5 (8 класс):

Центральный блок, верхняя часть:

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.

Центральный блок, нижняя часть:

Вводные слова и вводные предложения – это слова и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к сообщаемому, указывает на источник сообщения. Вводные слова и вводные предложения при произнесении выделяются интонацией: паузами и быстрым произнесением.

Обращения и вводные слова не являются членами предложения.

Вокруг овала в ОК приведены разные варианты расстановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и предложениями.

4. Обобщение

Проговаривание ОК-5 (8 класс).

Дома: стр. 180-181, 183-184, 185, 189-190; ОК-5 (8 класс) устно.



















Обращ. и вв.сл. Урок 2 Р.Я.-8

Тема: Знаки препинания при обращении и вводных словах. Употребление обращений и вводных слов.

Цель: учить опознавать обращения и вводные конструкции; отрабатывать постановку знаков

препинания при них;

развивать слуховую память, наблюдательность, устную речь учащихся;

формировать интерес к познанию.

Оборудование: ОК-5 (8 класс).

Ход урока

1. Повторение изученного

1. Фронтальная беседа:

- Что такое обращение? Чем оно выражается? Чем не может быть выражено обращение?

- Что такое вводные слова, словосочетания, предложения?

- Какие смысловые группы вводных сочетаний вы знаете?

- Где могут стоять в предложении обращения и вводные конструкции? Как они выделяются на письме?

- Является ли они членами предложения? Почему?

- Что помогает определить обращение и вводные конструкции?

2. Проговаривание ОК-5 (8 кл.).

2. Углубление знаний о вводных словах и словосочетаниях

1. Всегда вводные: во-первых, во-вторых, следовательно, по-видимому, пожалуйста, итак, впрочем.

2. Никогда не бывают вводными: авось, будто, ведь, небось, вряд ли, едва ли, как будто, как раз, как бы,

даже, именно, исключительно, приблизительно, примерно, просто, почти, решительно, словно,

якобы, вдруг, однажды, вроде бы, вскоре, вообще (=обычно, всегда, в целом, постоянно, совсем;

НО! ,бывало, - это частица).

3. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

4. Тренировочные упражнения

1. Устная фронтальная работа: найти в предложениях обращения и вводные конструкции:

- Упр. 357, 364.

2. Выборочный диктант:

- Найдите в текстах вводные слова:

Но скажи мне, что ты подразумеваешь под этим непонятным словом «кино»? Не баня ли это? Или, может быть, так у вас называется базар, где можно погулять и побеседовать со своими друзьями и знакомыми? (Л.Лагин.)

- Зачем старик Хоттабыч употребляет вводное словосочетание?

Спорить с Карлсоном было нелегко, особенно когда он бывал в настроении спорить. Но, к счастью, настроение у него менялось каждые 15 минут. (А.Линдгрен.)

- Докажите свою точку зрения, употребляя вводные конструкции.

- Запишите те предложения, в которых есть вводные слова:

Книга всегда может пригодиться в жизни. - Может, это дело и не такое важное?

Правда, я не уверен, что так будет лучше. – Горькая правда лучше сладкой лжи.

3. Синтаксический разбор предложений:

За тебя, о Родина моя, за большую правду умираю! (М.Джалиль.)

Даст тебе силу, дорогу укажет Родина мудрой рукой.

4. Объяснительный диктант (запись без абзацев):

( На что способна гроза)

Гроза – явление опасное. Опасен не гром, конечно, опасна молния.

Попав, например, в крышу дома, она может вызвать пожар. Почти каждая гроза, как говорят, оставляет после себя жертвы. Однажды, как сообщали в газетах, молния в Югославии убила около 500 овец и двух чабанов. Творит молния и другие чудеса. Во-первых, она может раздеть человека до нитки. Во-вторых, она может перенести позолоту с комнатных люстр на стены.

Разумеется, все эти явления объяснимы физическими законами. (По П. Вовченко.)

- Тема, основная мысль, заглавие.

- Тип речи? (рассуждение) Определите границы микротем.

- Найти вводные слова, объяснить постановку запятых.

4. Обобщение

Докажите ошибочность постановки запятой в предложении: С чего начинается, Родина?- используя

рассуждение.

Дома: ОК-5 (8 класс) устно и письменно; упр. 358.

Обращ. и вв.сл. Урок 3 Р.Я.-8

Тема: ТК: воспроизведение ОК-5 «Обращение. Вводные конструкции».

Цель: проконтролировать качество усвоения теоретических сведений по теме;

развивать память, логическое мышление, воссоздающее воображение, речь учащихся;

формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: ОК-5; карточки для осложнённого списывания.

Ход урока

1. Определение темы и цели урока.

См. цели к уроку.

2. Полетное повторение.

- Что такое обращение? Чем оно выражается? Чем не может быть выражено обращение?

- Что такое вводные слова, словосочетания, предложения?

- Какие смысловые группы вводных сочетаний вы знаете?

- Где могут стоять в предложении обращения и вводные конструкции? Как они выделяются на письме?

- Является ли они членами предложения? Почему?

- Что помогает определить обращение и вводные конструкции?

3. Воспроизведение ОК-5.

- Рассказ учителя по ОК-5.

- Ответы на вопросы учащихся по ОК-5.

- Воспроизведение ОК-5.

- Контроль знаний: самоконтроль, взаимоконтроль, проговаривание ОК-5.

- Ответ учащегося у доски по ОК-5.

4. Тренировочные упражнения.

Осложнённое списывание: вставить вводные слова в предложения:

«Воздушные ямы»

Вы (конечно) слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. (говорят) он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.

(Разумеется) в атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая (как вы знаете) менее подвижна и текуча, не бывает их. (Следовательно) «Воздушные ямы» - вымысел. Почему же самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадёт в тёплую струю, он (как вы понимаете) поднимется вверх. Попадая в холодную, нисходящую струю, он (конечно) проваливается, словно в яму. (По П.Вовченко.)

5. Обобщения.

Рассказ учащегося по ОК-5.

Дома: ОК-5 устно; упр. 366.
























Осложнённое списывание: вставь вводные слова в предложения:

«Воздушные ямы»

Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.

В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая менее подвижна и те-куча, не бывает их. «Воздушные ямы» - вымысел. Почему же самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадёт в тёплую струю, он поднимется вверх. Попадая в холодную, нисходящую струю, он проваливает-

ся, словно в яму.

____________________________________________________________________________

Осложнённое списывание: вставь вводные слова в предложения:

«Воздушные ямы»

Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.

В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая менее подвижна и те-куча, не бывает их. «Воздушные ямы» - вымысел. Почему же самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадёт в тёплую струю, он поднимется вверх. Попадая в холодную, нисходящую струю, он проваливает-

ся, словно в яму.

____________________________________________________________________________ Осложнённое списывание: вставь вводные слова в предложения:

«Воздушные ямы»

Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.

В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая менее подвижна и те-куча, не бывает их. «Воздушные ямы» - вымысел. Почему же самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадёт в тёплую струю, он поднимется вверх. Попадая в холодную, нисходящую струю, он проваливает-

ся, словно в яму.

____________________________________________________________________________ Осложнённое списывание: вставь вводные слова в предложения:

«Воздушные ямы»

Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.

В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая менее подвижна и те-куча, не бывает их. «Воздушные ямы» - вымысел. Почему же самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадёт в тёплую струю, он поднимется вверх. Попадая в холодную, нисходящую струю, он проваливает-

ся, словно в яму.

____________________________________________________________________________


Осложнённое списывание: вставь вводные слова в предложения:

«Воздушные ямы»

Вы слышали о «воздушных ямах», в которые самолёт проваливается, словно в бездну. Он не падает потому, что летит быстро и успевает вовремя выскочить из ямы.

В атмосфере нет и не может быть ям. Даже в воде, которая менее подвижна и те-куча, не бывает их. «Воздушные ямы» - вымысел. Почему же самолёт проваливается? В атмосфере множество тёплых и холодных струй. Если самолёт попадёт в тёплую струю, он поднимется вверх. Попадая в холодную, нисходящую струю, он проваливает-

ся, словно в яму.

Обращ. и вв.сл. Урок 4 Р.Я.-8

Тема: Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями.

Цель: учить опознавать обращения и вводные конструкции; отрабатывать постановку знаков

препинания при них;

развивать слуховую память, наблюдательность, устную речь учащихся;

формировать интерес к познанию.

Оборудование: ОК-5 (8 класс).

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

сЕзон франц.

2. Повторение изученного

Проговаривание ОК-5 (8 кл.).

3. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

4. Тренировочные упражнения

1. Выборочный диктант: определите тему стихотворения А.Ф.Мерзлякова, поэта-критика 19 века,

профессора Московского университета, автора первых учебников по риторике и эстетике, автора

песен «Среди долины ровныя…», «Чернобровый, черноглазый», «Девицы-красавицы», которые очень

высоко ценил В.Белинский:

От Аннушки маменьке при подарке альбома

Маменьке миленькой, красному солнышку, сизой голубушке, ангелу нежному,

Вернонадёжному чадохранителю, слабые младости путеводителю в день нашей радости,

В день именин её, - дочь её Аннушка что скажет матушке?.. Всё моё – всё твоё!

Чем дарить милую, тешить родимую? Злато блестящее, камни восточные,

Ткани персидские - всё проходящее, если б имела я, всё принесла бы к родной!..

Радость, душа моя, совесть и разум мой! – Так бы я молвила, к милой склонясь на грудь.

Все драгоценности, света сокровища, тленные, низкие, ах, нет! Не будут ввек

Должной наградою тихой, заботливой матерней нежности, скорбей и горестей -

Немощей тягостных!..

Долг святой дочери к милым родителям, в жизни сей, в будущей, - долг неоплатный есть!

Ты даровала мне жизнь и дыхание, ты даёшь более – мне воспитание!

Ты была помочью, первым учителем рук моих, ног моих, взоров и голоса!

Ты дала, маменька, мыслям движение, сердцу – влечение к доброму, к лучшему, - к Богу парение!

Всё моё – всё твоё; что же принесть тебе? Тешить родимую?

Пусть бы пропела я, пусть бы для радости в час поплясала я: разве для мамочки это подарочек?

Сердце ей надобно! Сердце – какое же? Доброе, милое, так, как у ней самой!..

Пусть бы сказала я слово приветливо: в сердце и много есть, - речь изменяет мне!

Что же мне выдумать? Маменька, душенька, вот мой подарочек! Вот тебе книжечка,

Краюшки в золоте, крышка узорчата, листики розовы!

В этой ты книжечке утром и вечером, кинув все хлопоты, скромно записывай все твои радости,

Чувства любезные, добры дела твои, нам в поучение, себе в утешение!

Только лишь радости! Горю здесь места нет. Чур … чтоб и не было!..

Пусть же вся жизнь твоя, милая маменька, будет, как книжечка:

Краюшки в золоте, крышка узорчата, листики розовы все поисписаны счастьем, веселием,

Дружбой, любовию, чад благодарностью!!!

-Выпишите словосочетания, которые будут уместны в качестве обращений.

2. Объяснительный диктант:

Совесть, благородство и достоинство – // Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь, // За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен. // Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, // Но зато умрёшь как человек. (Б.Окуджава.)

- Тема? Проблема? Главная мысль стихотворения?

3. Синтаксический разбор предложений:

Ты обо мне, родная, не скучай, благословив в тяжёлую дорогу.

Пройдёт война, и я в любимый край опять вернусь к знакомому порогу. (С.Орлов.)

5. Обобщения.

Рассказ учащегося по ОК-5.

Дома: ОК-5 устно; упр. 372.

Обращ. и вв.сл. РР Урок 1 Р.Я.-8

Тема: Сочинение-рассуждение на публицистическую тему о роли книг в жизни человека (упр. 372).

Цель: вспомнить особенности публицистического стиля; подготовить учащихся к сочинению на публи-

цистическую тему; побуждать открыто высказываться по проблеме, поднятой в исходном тексте;

развивать навыки написания сочинения-рассуждения;

формировать сознательного читателя.

Оборудование: схема обдумывания содержания исходного текста.

Ход урока

1. Озадачивание учащихся

Чтение текста упр. 372.

2. Определение темы и цели урока

Нам нужно написать сочинение-рассуждение, продолжив разговор о книге, её роли в жизни человека, в вашей жизни. Чтобы сочинение было интересным, нужно самому проявить интерес к тому, о чём пишешь, изложить свою точку зрения, убедить в ней. Только тогда его интересно будет читать.

3. Подготовка к написанию сочинения

1. Обдумывание содержания исходного текста:

Схема обдумывания содержания исходного текста

1. О чём текст? (Ты определишь тему текста.) - ответ на вопрос, для чего люди читают.

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты определишь проблему текста.) – общественная.

3. Над каким вопросом автор рассуждает глубже, больше? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

4. Каков тип речи текста? (Ты построишь его модель и поймёшь, как автор разворачивает главную

мысль своего текста, определишь идею текста.) - рассуждение.

- Что такое идея? (Это то, что хотел сказать автор; истолкование, которое он даёт жизненным фактам;

это авторская оценка.)

- Какой тезис выдвигает автор статьи, какую главную мысль он будет доказывать? (1-ое предложение)

- Какие четыре причины, побуждающие к чтению, выделяет автор? (1- для овладения специальностью;

2- для удовлетворения художественных запросов, из любви к прекрасному; 3- для получения инфор-

мации об окружающем мире; 4- «убить время»)

5. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель создания текста и авторскую позицию.)

Определить, какое чтение приносит пользу, какое – вред.

- Какова авторская позиция? (польза чтения зависит от умения читать)

6. Как автор помогает тебе осознать содержание текста и свою авторскую позицию? (Определишь

роль языковых художественных средств выразительности.) – вводные слова.

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ты точнее определишь авторскую

позицию.)

- К какому выводу автор статьи приводит читателя? (предпоследнее предложение)

- От чего зависит польза чтения? (от умения читать)

2. Вступление к сочинению:

написать вступление к сочинению – это значит сформулировать тему и проблему исходного текста; значит, содержанием вступления может быть общая характеристика темы и проблемы исходного текста.

- Что такое тема текста?

- Что такое проблема? ( Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требу-

ющий решения, исследования; это основной вопрос, который поднял автор в тексте.)

- Какой может быть проблема? ( Проблема может быть злободневной, актуальной, острой, важной,

серьёзной, основной, назревшей, неразрешимой, наболевшей, главной, сложной.)

- Что значит сформулировать проблему? (Это кратко и чётко изложить суть сложного или спорного

вопроса, поднимаемого в исходном тексте.)

- Как можно сформулировать проблему текста? (Двумя способами:

а) ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?», например: «В тексте поднима-

ется проблема одиночества», «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»;

б) определить проблему в виде вопроса, например: «Возможно ли органичное сочетание в жизни

человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Эту проблему рассматривает в

своём тексте Ю. Нагибин».)

3. Основная часть сочинения -

А) это комментарий проблемы, выдвинутой автором исходного текста.

- Что значит «прокомментировать» проблему? (это толкование, разъяснение основного вопроса

исходного текста, размышления над тем, насколько актуально то, о чём пишет автор, кому и в каких

ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.)

- Какие проблемы чаще всего рассматриваются в публицистических текстах? (общественно значимые,

социальные, философские, политические, идеологические, нравственные, межнациональные, мораль-

но-этические, злободневные, животрепещущие, актуальные, острые, важные, серьёзные, основные,

назревшие, неразрешимые, наболевшие, главные, сложные, первоочередные, принципиальные)

Б) это отражение мнения автора по проблеме, которую он поднимает. Как может в тексте проявляться

авторская позиция? (в положительном, отрицательном, саркастическом, ироничном, осуждающем,

неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористическом отношении к изображаемому)

4. Заключение к сочинению:

- это выражение собственного мнения по проблеме, поднятой в авторском тексте.

- Как выразить собственное мнение? (по правилам построения рассуждения, используя логически

стройную систему доказательств: тезис (положение, которое нужно доказать); аргументация (доказа-

тельства с примерами, образцами, иллюстрациями); вывод (общий итог; выводом может быть цитата

– главная мысль текста, или афоризм).

- Если вы поддерживаете позицию автора, то необходимо опереться на свои доводы, отражающие

объективную реальность и соответствующие здравому смыслу.

- Если вы не согласны с позицией автора, то аргументы «против» должны убедить в том, что автор

исходного текста неправ. Но высказывать свои аргументы нужно тактично и корректно.

- Сколько аргументов нужно привести? (2, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт)

- Что можно считать жизненным опытом, а что – читательским? (Жизненный опыт – это реальные

факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и выводы; традиционно-исторический опыт.

Читательский опыт – это примеры из художественной, исторической или научно-популярной лит-ры.)

4. Языковая подготовка к сочинению

1) Сбор материалов к сочинению для аргументации своей точки зрения:

- Чтение статей из газет и журналов; высказывания авторитетных учёных, писателей, общественных деятелей.

2) Речевые клише (штампы):

- для вступления:

Прочитав этот текст, я подумал: «Да, и со мной это было» …Прочитав этот текст, я вспомнил …

Когда я читал этот текст, то узнавал свои впечатления…Я думаю, что никто не может остаться равнодушным к этой проблеме …Проблема, обсуждаемая в тексте, актуальна и в наше время. Необхо-

димо признать, что … Писатель тонко (верно) подметил, что …Автор убедительно доказывает, что (цитата) …

- для обоснования собственного мнения:

А) выражение уверенности или предположения:

Убеждён, уверен в том, что …; считаю, что …; полагаю, что …; автор убедительно доказывает, что …; разумеется, что …; в этой связи ясно, что …; автор отстаивает свою точку зрения (свою позицию); можно допустить (предположить), что …; условимся, что … .

Б) выражение согласия/несогласия с мнением автора:

Должны согласиться; разделяем точку зрения автора; нельзя не признать достоинства …; следует признать (отметить), что …; не можем не согласиться; с удовлетворением отмечаем;

К сожалению, вынуждены возразить (отметить, оспорить); сомнительно, что …; автор упускает из вида …; автор необоснованно, на мой взгляд, утверждает, что … .

3) вывод в заключении: это может быть цитата, выражающая главную мысль текста, или афоризм:

У каждой книги соя судьба, своя долгота века. Есть книжки-однодневки, есть книги, которые переходят от поколения к поколению. (С.Я.Маршак.) Книги – духовные инструменты, а не предметы роскоши. (Поль Лафарг.)

4) Лексическая подготовка к сочинению:

Понравиться – произвести впечатление, привлечь внимание, глубоко взволновать, запомниться; описывать – обрисовывать, изображать, показывать, рассматривать, рассказывать, повествовать, знакомить; интересный – увлекательный, захватывающий, любопытный.

Дома: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту на тему «Для чего люди читают?»

(объём - не менее 150 слов, не более 250).







Схема обдумывания содержания исходного текста

1. О чём текст? (Ты определишь тему текста.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты определишь проблему текста.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает глубже, больше? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

4. Каков тип речи текста? (Ты построишь его модель и поймёшь, как автор разворачивает главную

мысль своего текста, определишь идею текста.)

5. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель создания текста и авторскую позицию.)

6. Как автор помогает тебе осознать содержание текста и свою авторскую позицию? (Определишь

роль языковых художественных средств выразительности.)

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ты точнее определишь авторскую

позицию.)

________________________________________________________________________________________

Схема обдумывания содержания исходного текста

1. О чём текст? (Ты определишь тему текста.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты определишь проблему текста.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает глубже, больше? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

4. Каков тип речи текста? (Ты построишь его модель и поймёшь, как автор разворачивает главную

мысль своего текста, определишь идею текста.)

5. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель создания текста и авторскую позицию.)

6. Как автор помогает тебе осознать содержание текста и свою авторскую позицию? (Определишь

роль языковых художественных средств выразительности.)

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ты точнее определишь авторскую

позицию.)

________________________________________________________________________________________ Схема обдумывания содержания исходного текста

1. О чём текст? (Ты определишь тему текста.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты определишь проблему текста.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает глубже, больше? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

4. Каков тип речи текста? (Ты построишь его модель и поймёшь, как автор разворачивает главную

мысль своего текста, определишь идею текста.)

5. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель создания текста и авторскую позицию.)

6. Как автор помогает тебе осознать содержание текста и свою авторскую позицию? (Определишь

роль языковых художественных средств выразительности.)

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ты точнее определишь авторскую

позицию.)

________________________________________________________________________________________ Схема обдумывания содержания исходного текста

1. О чём текст? (Ты определишь тему текста.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты определишь проблему текста.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает глубже, больше? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

4. Каков тип речи текста? (Ты построишь его модель и поймёшь, как автор разворачивает главную

мысль своего текста, определишь идею текста.)

5. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель создания текста и авторскую позицию.)

6. Как автор помогает тебе осознать содержание текста и свою авторскую позицию? (Определишь

роль языковых художественных средств выразительности.)

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Ты точнее определишь авторскую

позицию.)

________________________________________________________________________________________ Схема обдумывания содержания исходного текста

1. О чём текст? (Ты определишь тему текста.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты определишь проблему текста.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает глубже, больше? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

4. Каков тип речи текста? (Ты построишь его модель и поймёшь, как автор разворачивает главную

мысль своего текста, определишь идею текста.)

5. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель создания текста и авторскую позицию.)

6. Как автор помогает тебе осознать содержание текста и свою авторскую позицию? (Определишь

роль языковых художественных средств выразительности.)

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Точнее определишь авторскую позицию.)

Обращ. и вв.сл. Урок 5 Р.Я.-8

Тема: Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями и междометиями.

Цель: учить опознавать обращения и вводные конструкции; отрабатывать постановку знаков

препинания при них;

развивать слуховую память, наблюдательность, устную речь учащихся;

формировать интерес к познанию.

Оборудование: ОК-5 (8 класс).

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

фАнтазия – «воображение», греч.

Фантазия – 1- способность к творческому воображению; 2– мечта; выдумка; нечто неправдоподобное;

3 -муз. пьеса в свободной форме, импровизационного характера; 4 -причуда, каприз.

2. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

3. Тренировочные упражнения

1. Объяснительный диктант: Какова тональность этого стихотворения? (шуточное):

Бобёр, в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил:

- Не помешал?

Лиса в ответ:

- Ах, что вы, друг, напротив!

И села в кресло мягкое напротив.

И ложечкою чай он помешал. (Я.Козловский.)

- На чём основывается шутка? (на использовании лексических и грамматических омонимов)

- Какова синтаксическая особенность текста?

- Определите синтаксическую роль одинаково звучащих слов и слова ах.

2. Синтаксический разбор предложений:

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия: капризность, обидчивость, раздражительность, слез-

ливость, болезненное самолюбие. Несомненно, из этих семян вырастает эгоизм. (В.Сухомлинский.)

3. Самостоятельная запись текста:

Вероятно, ты нередко принимаешь для себя какое-то решение. Посадить, например, дерево, навестить больного друга, прочитать книжку. Если ты научишься быть верным своему слову, ты, конечно, научишься держать своё слово всегда и во всём. И тогда Родина сможет спокойно доверить тебе охрану своих границ, завод – сложный станок, а человек – судьбу.

4. Наблюдения: упр. 368.

4. Обобщения.

Рассказ учащегося по ОК-5.

Дома: ОК-5 устно; упр. 370.




















Обращ. и вв.сл. РР Урок 2 Р.Я.-8

Тема: Составление делового письма.

Цель: познакомить учащихся с жанрами служебного письма, с принципами объединения в условную

тематическую группу; учить овладевать деловой речью: анализ лексики делового письма, углуб-

ление знаний об официально-деловом стиле речи, совершенствование орфоэпических, орфогра-

фических и пунктуационных навыков русской речи в процессе составления деловых бумаг;

формировать интерес к деловой части жизни человека.

Оборудование: образцы служебных писем.

Ход урока

1. Определение темы и цели

Письма пишут разные — // Слёзные, болезные,
Иногда прекрасные, // Чаще — бесполезные.
Н. Заболоцкий

См. цели к уроку.

2. Теоретические сведения о служебном письме

Служебные (деловые) письма составляют до 80% входящей и исходящей документации компании, со-

ставляются по самым различным вопросам деятельности: это запросы, уведомления, соглашения, пре-

тензии, разъяснения, отзывы. Их цель: предложить дополнительные услуги клиентам, сообщить об ус-

коренной оплате выполненных работ, уточнить условия контракта, разрешить конфликта с покупателем или предъявить претензии поставщику.

Каждое деловое письмо имеет четко определенную структуру: печатная «шапка» фирменного бланка; дата и ссылки; имя и адрес получателя; тема письма; вступление; основная часть; заключение; подпись.

Нужный тип делового письма определяется целью сообщения и потенциальными адресатами:

- Стимулировать продажи; получить данные о предпочтениях потребителей; ускорить оплату; сохра-

нить преданность потребителя – ПОТРЕБИТЕЛЬ - предложение о продаже; рекламно-информационное письмо; письмо-анкета; кредитный контроль; поздравления, поощрения.

- Ясно определить контрактные условия, получить возврат оплаты или замену поставки, избежать конф-

ликта из-за опоздания с оплатой – ПОСТАВЩИК - контрактные документы, претензии, извинения.

- Информировать и привлечь потенциальных претендентов; дать ясную и точную информацию об усло-

виях работы и оплаты; информировать и побудить изменить поведение, объяснить детали и предложить поддержку – НАЁМНЫЙ РАБОТНИК - информация о вакансиях, о приёме на работу, дисциплинарное, о сокращении.

Жанры служебного письма: сопроводительное письмо, письмо-приглашение, письмо-благодарность, письмо-просьба, письмо-поздравление, письмо-извинение, письмо-запрос, письмо-заказ, письмо-отклонение.

Все деловые письма относятся к службе. Но каждый жанр таких писем имеет композиционные особенности, диктуемые содержанием письма. Они часто имеют разную юридическую силу: письмо-извещение, письмо-запрос имеют большую юридическую силу, чем письмо-благодарность.

3. Практическая деятельность

1. Анализ образцов служебных писем (см. напечатанный материал):

А) Образец письменной жалобы:

От (Ваша фамилия)

(Ваш адрес)

(Дата)

(Должность, если имеется)

(Название компании)

(Почтовый адрес)

Ссылка (регистрационный номер письма, если таковой имеется)

Уважаемый (человек, к которому Вы обращаетесь)!

(Дата) я (купил, взял напрокат, отдал в ремонт и т.п.) (название продукции, серийный номер или модель, или информация об услуге) в (место совершения, дата и другие важные детали сделки).

К сожалению, продукция (или услуга) оказалась (плохо изготовленной, низкого качества и т.п.) из-за (формулировка проблемы). В частности, (объясните проблему: например, продукция не работает должным образом, услуга оказана некорректно, выставлен неверный счет и т.п.).

Чтобы решить проблему, я бы хотел (укажите конкретный результат, которого Вы добиваетесь— возврат денег, ремонт, замена и т.д.). Прилагаю копии документов (вложите квитанции, гарантийные обязательства, чеки, договоры, другие документы).

Жду ответа и решения моей проблемы до (укажите срок) прежде чем обратиться за помощью в Ассоциацию по защите прав потребителей (или другие инстанции, например, судебные органы).

Пожалуйста, свяжитесь со мной по вышеуказанному адресу или по телефону (домашний или служебный телефон).

С уважением,

(Ваша подпись)

Приложения: (перечень документов)

Копия: (перечислите, кому Вы посылаете копии письма, если таковые имеются)

Б) Рекомендация для нового работодателя:

Уважаемый г-н Рассказов!

Спасибо за Ваше письмо от 20 сентября, содержащее просьбу охарактеризовать П.И. Сидоренко.

Г-н Сидоренко работал в нашей компании торговым представителем с июня 1999 по август 2001 года. За это время Петр Иванович проявил себя как надежный, сознательный и трудолюбивый сотрудник. Он прекрасно ладил с коллегами и покупателями. Многие постоянные клиенты нашей компании сожалеют об его уходе.

У меня нет ни малейшего сомнения в том, что г-н Сидоренко станет надежным и уважаемым членом Вашего коллектива, и поэтому я бы рекомендовала его на работу в Вашей компании.

С уважением,

М.Н. Перова

Исполнительный директор

В) Сопроводительное письмо к резюме:

Резюме (франц.) – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо; резюмировать – кратко обобщать.

Пожалуйста, рассмотрите мою кандидатуру в качестве консультанта-стажера в отдел маркетинга, о которой Вы дали рекламу в газете «Работа для Вас» от 11 марта. (указание на претендуемую должность; сообщение о том, откуда узнали о вакансии)

В рекламе сказано, что Вы ищете молодых людей с высшим образованием и предпочитаете кандидатов с основной специализацией в области менеджмента или маркетинга и некоторым опытом работы. (описание вакансии так, как Вы её понимаете)

Мой диплом магистра делового администрирования, который я получил в мае 2002 г., закончив экономический факультет МГУ, с основной специализацией в менеджменте и дополнительной в маркетинге, полностью удовлетворяет вашим требованиям. Работая каждое лето в течение последних трех лет, я приобрел некоторый опыт в своей специальности. В последние три месяца я также проходил стажировку в компании Computek, выполняя работу менеджера по продажам. (отдельные моменты опыта для доказательства соответствия выдвинутым требованиям)

Ваша работа особенно интересна для меня, так она позволила бы мне применить мои знания менеджмента и маркетинга и заниматься тем, что интересно мне,— компьютерами. Мои навыки, интерес и стремление усердно работать помогли бы мне, если бы я стал одним из менеджеров в отделе маркетинга Вашей компании. (объяснение, почему именно эта вакансия заинтересовала )

Г-н Иванов, начальник отдела маркетинга компании Computek, согласен дать мне рекомендацию, если это потребуется. Другие люди, которые могут дать рекомендацию, перечислены в прилагаемом резюме. (упоминание о том, что прилагается резюме)

Могу ли я пройти собеседование, когда Вам это будет удобно? Вы можете связаться со мной по телефону (095)202-0000, как правило, после 18.00. Я могу приехать на собеседование практически в любое время. (просьба о встрече или назначении собеседования, указав координаты для контакта)

Искренне Ваш,

Сергей Петров

2. Определение жанровых особенностей письма: упр. 360: по обращению определите жанр письма.

3. Анализ текста письма: упр. 384:

- Чтение письма; определение его жанра, особенностей композиции.

- Лексика письма, орфография и пунктуация.

4. Составление письма (три варианта): самый лёгкий - 384 (2-ая часть); средний уровень - упр. 361 (1-ая

часть); сложный уровень – составление письменной жалобы, рекомендации, сопроводительного

письма к резюме (см. материалы к уроку).

- Какие письма вы будете создавать? Сделайте свой выбор.

4. Обобщение

- Тема нашего урока? Насколько актуально содержание урока?


Письменная жалоба:

От (ваша фамилия, адрес, должность, если имеется; название компании, её почтовый адрес, ссылка (регистрационный номер письма, если таковой имеется)

Уважаемый (человек, к которому вы обращаетесь)!

(Дата) я (купил, взял напрокат, отдал в ремонт и т.п.) (название продукции, серийный номер или модель, или информация об услуге) в (место совершения, дата и другие важные детали сделки).

К сожалению, продукция (или услуга) оказалась (плохо изготовленной, низкого качества и т.п.) из-за (формулировка проблемы). В частности, (объясните проблему: например, продукция не работает должным образом, услуга оказана некорректно, выставлен неверный счет и т.п.).

Чтобы решить проблему, я бы хотел (укажите конкретный результат, которого Вы добиваетесь— возврат денег, ремонт, замена и т.д.). Прилагаю копии документов (вложите квитанции, гарантийные обязательства, чеки, договоры, другие документы).

Жду ответа и решения моей проблемы до (укажите срок) прежде чем обратиться за помощью в Ассоциацию по защите прав потребителей (или другие инстанции, например, судебные органы).

Пожалуйста, свяжитесь со мной по вышеуказанному адресу или по телефону (домашний или служебный телефон).

С уважением, (ваша подпись).

Приложение: (перечень прилагаемых документов).

Копии: (перечислите, кому вы посылаете копии письма, если таковые имеются).

Дата.

_____________________________________________________________________________________


Рекомендация для нового работодателя:

Уважаемый г-н Рассказов!

Спасибо за Ваше письмо от 20 сентября, содержащее просьбу охарактеризовать П.И. Сидоренко.

Г-н Сидоренко работал в нашей компании торговым представителем с июня 1999 по август 2001 года. За это время Петр Иванович проявил себя как надежный, сознательный и трудолюбивый сотрудник. Он прекрасно ладил с коллегами и покупателями. Многие постоянные клиенты нашей компании сожалеют об его уходе.

У меня нет ни малейшего сомнения в том, что г-н Сидоренко станет надежным и уважаемым членом Вашего коллектива, и поэтому я бы рекомендовала его на работу в Вашей компании.

С уважением М.Н. Перова, исполнительный директор.

____________________________________________________________________________________


Сопроводительное письмо к резюме:

Пожалуйста, рассмотрите мою кандидатуру в качестве консультанта-стажера в отдел маркетинга, о которой Вы дали рекламу в газете «Работа для Вас» от 11 марта 2009 года.

В рекламе сказано, что Вы ищете молодых людей с высшим образованием и предпочитаете кандидатов с основной специализацией в области менеджмента или маркетинга и некоторым опытом работы.

Мой диплом магистра делового администрирования, который я получил в мае 2002 г., закончив экономический факультет МГУ, с основной специализацией в менеджменте и дополнительной в маркетинге, полностью удовлетворяет вашим требованиям. Работая каждое лето в течение последних трех лет, я приобрел некоторый опыт в своей специальности. В последние три месяца я также проходил стажировку в компании Computek, выполняя работу менеджера по продажам.

Ваша работа особенно интересна для меня, так она позволила бы мне применить мои знания менеджмента и маркетинга и заниматься тем, что интересно мне,— компьютерами. Мои навыки, интерес и стремление усердно работать помогли бы мне, если бы я стал одним из менеджеров в отделе маркетинга Вашей компании.

Г-н Иванов, начальник отдела маркетинга компании Computek, согласен дать мне рекомендацию, если это потребуется. Другие люди, которые могут дать рекомендацию, перечислены в прилагаемом резюме.

Могу ли я пройти собеседование, когда Вам это будет удобно? Вы можете связаться со мной по телефону (095)202-0000, как правило, после 18.00. Я могу приехать на собеседование практически в любое время.

Искренне Ваш, Сергей Петров.


Обращ. и вв.сл. Урок 6 Р.Я.-8

Тема: Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями и междометиями.

Цель: учить опознавать обращения и вводные конструкции; отрабатывать постановку знаков

препинания при них;

развивать слуховую память, наблюдательность, устную речь учащихся;

формировать интерес к познанию.

Оборудование: ОК-5 (8 класс); карточки для осложнённого списывания.

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

сИмфония – «созвучие», греч.

Симфония – 1- высший род инструментальной музыки; 2– гармоническое соединение, сочетание множества чего-л., например: симфония красок.

2. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

3. Тренировочные упражнения

1. Словарный диктант:

Разумеется (степень уверенности), без сомнения (степень уверенности), к счастью (чувства),

по-моему (источник сообщения), по моему мнению (источник сообщения), наконец (связь мыслей), бес-

спорно (степень уверенности), несомненно (степень уверенности), во-первых (связь мыслей), наоборот (связь мыслей), например (связь мыслей), по-видимому (степень уверенности), естественно (степень уверенности), к огорчению (чувства), помнится (оформление мысли), конечно (степень уверенности), итак (связь мыслей).

2. Объяснительный диктант:

Мы решили (другого выхода у нас не было) продолжать путь без проводников, но, к великой нашей до-

саде, совсем потеряли тропу. Мы попали, к общему удивлению и несчастью, в такой бурелом, из кото-

рого едва вышли. Конечно, нам пришлось сделать привал, чтобы восстановить силы. (По В.Арсеньеву.)

3. Осложнённое списывание: спишите, вставляя пропущенные знаки препинания:

Говорят дождь способен влиять на поступки людей. Возможно это так и есть. Очевидно монотон-

ный шум холодные проникающие всюду брызги влажный воздух насыщенный электричеством подав-

ляют человеческую психику навязывают необычные поступки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это конечно противоречило нормальной логике поскольку влево как известно тянулась ровная лента нового шоссе вправо же наоборот уходила старая разбитая дорога которая в дождь без сомнения становилась попросту опасной. И всё же я повернул вправо …(По Е.Гуляковскому.)

(Говорят, дождь способен влиять на поступки людей. Возможно, это так и есть. Очевидно, моно-

тонный шум, холодные, проникающие всюду брызги, влажный воздух, насыщенный электричеством, подавляют человеческую психику, навязывают необычные поступки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой, я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это, конечно, противоречило нормальной логике, поскольку влево, как известно, тянулась ровная лента нового шоссе, вправо же, наоборот, уходила старая разбитая дорога, которая в дождь, без сомнения, становилась попросту опасной.)

- Охарактеризуйте группы вводных конструкций по значению.

- Какими языковыми средствами автор передаёт чувство неуверенности героя?

4. Сочинение-миниатюра: продолжите текст с последней фразы, включив в неё одну из предлагаемых вводных конструкций: к радости или к большой досаде:

И всё же я, к радости, повернул вправо … И всё же я, к большой досаде, повернул вправо …

- Будет ли зависеть сюжет от выбора вводных слов? Почему?

- Вводные конструкции каких групп вы будете использовать в собственном тексте?

4. Обобщения.

Рассказ учащегося по ОК-5.

Дома: ОК-5 устно; упр. 371.








Осложнённое списывание: спиши, вставляя пропущенные знаки препинания

Говорят дождь способен влиять на поступки людей. Возможно это так и есть. Оче-

видно монотонный шум холодные проникающие всюду брызги влажный воздух насыщен-

ный электричеством подавляют человеческую психику навязывают необычные поступ-

ки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это конечно противоречило нормальной логике поскольку вле-

во как известно тянулась ровная лента нового шоссе вправо же наоборот уходила ста-

рая разбитая дорога которая в дождь без сомнения становилась попросту опасной. И всё же я повернул вправо … (По Е.Гуляковскому.)

___________________________________________________________________________

Осложнённое списывание: спиши, вставляя пропущенные знаки препинания

Говорят дождь способен влиять на поступки людей. Возможно это так и есть. Оче-

видно монотонный шум холодные проникающие всюду брызги влажный воздух насыщен-

ный электричеством подавляют человеческую психику навязывают необычные поступ-

ки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это конечно противоречило нормальной логике поскольку вле-

во как известно тянулась ровная лента нового шоссе вправо же наоборот уходила ста-

рая разбитая дорога которая в дождь без сомнения становилась попросту опасной. И всё же я повернул вправо … (По Е.Гуляковскому.)

___________________________________________________________________________ Осложнённое списывание: спиши, вставляя пропущенные знаки препинания

Говорят дождь способен влиять на поступки людей. Возможно это так и есть. Оче-

видно монотонный шум холодные проникающие всюду брызги влажный воздух насыщен-

ный электричеством подавляют человеческую психику навязывают необычные поступ-

ки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это конечно противоречило нормальной логике поскольку вле-

во как известно тянулась ровная лента нового шоссе вправо же наоборот уходила ста-

рая разбитая дорога которая в дождь без сомнения становилась попросту опасной. И всё же я повернул вправо … (По Е.Гуляковскому.)

___________________________________________________________________________ Осложнённое списывание: спиши, вставляя пропущенные знаки препинания

Говорят дождь способен влиять на поступки людей. Возможно это так и есть. Оче-

видно монотонный шум холодные проникающие всюду брызги влажный воздух насыщен-

ный электричеством подавляют человеческую психику навязывают необычные поступ-

ки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это конечно противоречило нормальной логике поскольку вле-

во как известно тянулась ровная лента нового шоссе вправо же наоборот уходила ста-

рая разбитая дорога которая в дождь без сомнения становилась попросту опасной. И всё же я повернул вправо … (По Е.Гуляковскому.)

___________________________________________________________________________


Осложнённое списывание: спиши, вставляя пропущенные знаки препинания

Говорят дождь способен влиять на поступки людей. Возможно это так и есть. Оче-

видно монотонный шум холодные проникающие всюду брызги влажный воздух насыщен-

ный электричеством подавляют человеческую психику навязывают необычные поступ-

ки. Не знаю. Уверен только в одном: затормозив перед развилкой я повернул вправо только из-за дождя. Хотя это конечно противоречило нормальной логике поскольку вле-

во как известно тянулась ровная лента нового шоссе вправо же наоборот уходила ста-

рая разбитая дорога которая в дождь без сомнения становилась попросту опасной. И всё же я повернул вправо … (По Е.Гуляковскому.)

Обращ. и вв.сл. Урок 7 Р.Я.-8

Тема: Анализ предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Цель: отрабатывать постановку знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями,

обращениями и междометиями;

развивать внимание, наблюдательность, устную речь учащихся;

формировать интерес к познанию.

Оборудование: ОК-5 (8 класс); перфокарты.

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

лАурЕат – «увенчанный лавровым венком», лат.

Лауреат – 1- у древних греков и римлян – победитель каких-л. состязаний, награждённый почётным лавровым венком; 2– лицо, которому присуждена государственная или международная премия.

2. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

3. Тренировочные упражнения

1. Синтаксический разбор предложений:

Лыжи, коньки, плаванье, волейбол – все эти виды спорта, несомненно, развивают в человеке ряд полезных качеств: подвижность, выносливость, целеустремлённость.

2. Объяснительный диктант (запись без абзацев):

Самые лучшие катки, на которых устанавливаются мировые рекорды, находятся в горах. Почему?

Во-первых, там чистый, без всяких примесей лёд. Прозрачная вода горных рек – исключительно хороший материал для заливки катка. Во-вторых, там очень чистый воздух: нет ни пыли, ни копоти. В-третьих, воздух в горах немного разрежён, следовательно, он оказывает меньшее сопротивление.

Таким образом, у горных катков много преимуществ, что даёт возможность конькобежцам устанавливать мировые рекорды.

- Тема, основная мысль, заглавие. Тип речи? (рассуждение) Определите границы микротем.

- Найти вводные слова, объяснить постановку запятых.

3. Сочинение-рассуждение: Что легче простить: ошибку или неправду?

По-моему, легче простить ошибку, чем неправду.

Во-первых, чаще всего человек делает ошибку неумышленно. Говорят же неправду сознательно. Бесспорно, с детства надо учиться говорить правду, как бы она ни была тяжела и горька. Во-вторых, человек, говорящий неправду, осложняет себе жизнь и жизнь окружающих. Сначала человек носит её в себе. А когда неправда обнаруживается (как чаще всего и бывает), ложь делает больно и тому, кто её сказал, и тому, кому она была предназначена. Действительно, разве можно оставаться спокойным, уз-

нав о том, что человек, которому ты доверял, обманул тебя. Любая неправда ничтожна. В-третьих, на человека, который может солгать по пустяку, разумеется, нельзя положиться и в большом деле.

Ошибку, я считаю, простить легче. По-моему, человеку, совершившему ошибку, нужно помочь разо-

браться в ней.

4. Самостоятельная работа: перфокарта:

В каких предложениях есть обращение или вводное слово? В-1

1. Поклон-привет тебе он шлёт моя любимая.

2. Сладко спи моя красавица.

3. Словом можно убить, словом можно спасти!

4. Словом Гаврика терзали сомнения.

5. Неосторожно быть может поступила я.

6. Гордые не плачут ни от ран, ни от душевной

боли.

7. Что может быть интересным в жизни

обыкновенного мальчика?

8. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

9. Опять вы гордые восстали за независимость

страны?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1) есть обращение, нужны запятые;

2) есть вводное слово, нужны запятые;

3) нет обращений и вводных слов.


В каких предложениях есть обращение или вводное слово? В-2

1.Мой друг гостей своих с любовью усаживает

вкруг стола.

2.Слово порой бывает действеннее физического

действия.

3. И в бережёный глаз бывает подчас пылинка

попадает.

4. Ещё друзья мы сердцем юны.

5. Мой друг отчизне посвятим души прекрасные

порывы!

6.Ночью весь мир огромный кажется много проще

7. Моя страна мы снова вместе!

8. Кажется тут даже и насмешки не было.

9. Нынче друзья собрались за столом.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1) есть обращение, нужны запятые;

2) есть вводное слово, нужны запятые;

3) нет обращений и вводных слов.

4. Обобщения.

Рассказ учащегося по ОК-5. Дома: ОК-5 устно; упр. 376.

Ввод. констр. Р.Р. Урок 3-4. Р.Я.-8

Тема: Комплексный анализ текста с элементами сочинения «Почему вводные слова уместно

использовать в тексте-рассуждении?»(Егораева, с.64)

Цель: через комплексный анализ текста определить качество знаний по изученным темам;

развивать логическое мышление, внимание, память, навыки самоконтроля, речь учащихся;

формировать чувство патриотизма.

Оборудование: тексты для комплексного анализа текста.

Ход урока

1. Определение темы и цели урока

См. цели к уроку.

2. Комплексный анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания 1 -20.

(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удаётся достичь в реальной жизни.

(3)В средствах массовой информации сегодня не­редко можно прочесть о случаях, когда люди букваль­но падают от истощения возле компьютера после де­сятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда чело­век с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

(6)Однако есть немало здоровых, успешных, состо­явшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн-развлечениям довольно много времени. (7)С чем это может быть связано? (8)Привлекательность этих игр, помимо их замечательных технических характери­стик, возможно, обусловили многие факторы. (9)Во-первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрес­сии. (10)Во-вторых, они близки человеческой приро­де: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей. (11)Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макростресса — напря­жения, возникающего под влиянием внешних обстоя­тельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни.

(12)Опасный момент возникает, когда человек че­ресчур увлекается этими играми. (13)Грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой, и он перестает осознавать, что чем больше времени тратит на игры, тем меньше реализу­ет себя в действительности. (14)И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. (15)0дним словом, компьютерные игры — это палка о двух концах.

(16)И если кто-то из ваших близких слишком, на ваш взгляд, увлекся онлайн-развлечениями, то можно напомнить ему, что отношение к подобному фанатиз­му общество выразило весьма хлесткой фразой: «От компьютерной любви дети не родятся». (17)Да, в киберпространстве обычный человек может стать супер­героем, приобрести великолепный дворец, выиграть чемпионат мира, стать гениальным учёным или мил­лиардером, но эти достижения эфемерны. (По Ж. Идрисовой)

1. Какое из высказываний, приведенных ниже, со­держит ответ на вопрос: «Какую проблему рас­сматривает автор данного текста?»:

а) проблему формирования человеческих комплексов;

б) проблему формирования игровой зависимо­сти; =

в) проблему формирования личности;

г) проблему формирования разносторонних интересов.

2. Почему рассказчик утверждает, что «компью­терные игры — это палка о двух концах»?

а) Компьютерные игры позволяют прожить бо­лее интересную, насыщенную жизнь, достичь
небывалых высот.

б) Они помогают формировать разносторонне развитую личность, которой легко будет жить
в реальном мире.

в) Увлечение компьютерными играми лишает игрока возможности реализовать себя в ре­-
альной жизни. =

г) Эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элемента-­
ми агрессии.

3. В каком из данных высказываний содержится авторская позиция по основной про­блеме текста?

а) Виртуальная зависимость опасна тем, что да­рит человеку иллюзию полноты жизни. =

б) Компьютерные игры имеют замечательные технические характеристики.

в) Между компьютерным и настоящим мирами очень зыбкая грань.

г) Ролевые компьютерные игры позволяют че­ловеку испытать различные эмоции.


4. Какое из перечисленных значений слова ИЛЛЮЗИЯ (предложение 1) верно?

а)небывалая радость; б)большое удовольствие; в)искаженное ощущение; =г)напряженное состояние

5. Какое слово не является НЕОЛОГИЗМОМ?

а) киберпространство; б) виртуальный; в) онлайн-развлечения; г) иллюзия. =

6. В каком предложении есть прямое истолкование использованного слова?

а) 4; б)11; = в) 10; г) 15.

7. Укажи, какое средство речевой выразительно­сти используется в предложении «Одним словом,

компьютерные игры — это палка о двух кон­цах»:

а) метафора; б) ряд однородных членов; в) гипербола; г) фразеологизм. =

8. Замени слово ЭФЕМЕРНЫ из предложения 17 синонимом. (призрачны, нереальны)

9.Из предложений7-9 выпиши слово с чере­дующейся безударной гласной в корне (зажигательные).

10. Из предложений 1-3 выпиши слово, правопи­сание приставки ПРЕ- в котором зависит от его

лексического значения. (пребывание)

11. Из предложений 12-13 выпиши слово, образо­ванное бессуффиксным способом (играми).

12. Вы­пиши цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых, (4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей. (1, 4)

13. Укажи номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред-

ложения:

Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между компьютерным и настоящими мирами становится весьма зыбкой,(2) и он перестаёт осозна-

вать, (3) что чем больше времени траmum на игры, (4) тем меньше реализует себя в действи-

тельности. И тогда не исключено фор­мирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.(2,5)

14. Вы­пиши цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения:

Ролевые компьютерные игры, (1) которых сей час предостаточно, (2) интересны человеку тем, (3) что дают ему, (4) сидящему перед компьютером, (5) иллюзию активных действий, (в) наполненных различными эмоциями. В виртуальном мире игрок способен без особого труда по­корить все вершины, (7) не прилагая усилий, (8) добиться того, (9) чего, (10) возможно, (11) не удается достичь в реальной жизни. (1, 3, 9)

15. Укажи, сколько словосочетаний со связью СО­ГЛАСОВАНИЕ в предложении 12. (2)

16. Выпиши грамматическую основу предложения 6. (есть немало людей)

17. Среди предложений 2-5 найди предложение с обособленным приложением. (4)

18. Среди предложений 1-4 найди предложение с двумя обособленными определениями. (1)

19. Укажи количество грамматических основ в предложении 17. (2)

20. Среди предложений 5-9 найди сложное бессо­юзное предложение. (9)

3. Написание сочинения

Поэт А. Кушнер писал:

Меня, как всех, не раз, не два спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека, давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока не знаю, где была душа.

Напиши сочинение «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?» Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ж. Идрисовой. Найди и приведи 2 примера из прочитанного текста, доказывающие твою точку зрения. При­водя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым по­черком.

Или: Напиши сочинение-рассуждение. Объясни, почему, на твой взгляд, так заманчив виртуальный мир? Приведи в сочинении два аргумента из прочи­танного текста, подтверждающие твои рассуж­дения. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитиро­вание. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым по­черком.

4. Обобщение

- Чему мы учились на уроке?

- Что нужно для успешного выполнения подобных заданий?

- Какое из заданий сложнее, на ваш взгляд, и почему?

1) Прочитай текст и выполни задания 1 -20

(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не при-

лагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удаётся достичь в реальной жизни.

(3)В средствах массовой информации сегодня не­редко можно прочесть о случаях, когда люди букваль­но падают от истощения возле компьютера после де­сятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от ма-

шины. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда чело­век с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

(6)Однако есть немало здоровых, успешных, состо­явшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн-развлечениям довольно много времени. (7)С чем это может быть связано? (8)Привлека-

тельность этих игр, помимо их замечательных технических характери­стик, возможно, обусло-

вили многие факторы. (9)Во-первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамич-

ные, зажигательные, с элементами агрес­сии. (10)Во-вторых, они близки человеческой приро­де: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала лю-

дей. (11)Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макро-

стресса — напря­жения, возникающего под влиянием внешних обстоя­тельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни.

(12)Опасный момент возникает, когда человек че­ресчур увлекается этими играми. (13)Грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой, и он перестает осо-

знавать, что чем больше времени тратит на игры, тем меньше реализу­ет себя в действительнос-

ти. (14)И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. (15)0дним словом, компьютерные игры — это палка о двух концах.

(16)И если кто-то из ваших близких слишком, на ваш взгляд, увлекся онлайн-развлечениями, то можно напомнить ему, что отношение к подобному фанатиз­му общество выразило весьма хлест-

кой фразой: «От компьютерной любви дети не родятся». (17)Да, в киберпространстве обычный человек может стать супер­героем, приобрести великолепный дворец, выиграть чемпионат мира, стать гениальным учёным или мил­лиардером, но эти достижения эфемерны. (По Ж. Идрисовой)


1. Какое из высказываний, приведенных ниже, со­держит ответ на вопрос: «Какую проблему рас­сматривает автор данного текста?»:

а) проблему формирования человеческих комплексов;

б) проблему формирования игровой зависимо­сти;

в) проблему формирования личности;

г) проблему формирования разносторонних интересов.

2. Почему рассказчик утверждает, что «компью­терные игры — это палка о двух концах»?

а) Компьютерные игры позволяют прожить бо­лее интересную, насыщенную жизнь, достичь
небывалых высот.

б) Они помогают формировать разносторонне развитую личность, которой легко будет жить
в реальном мире.

в) Увлечение компьютерными играми лишает игрока возможности реализовать себя в ре­-
альной жизни.

г) Эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элемента-­
ми агрессии.

3. В каком из данных высказываний содержится авторская позиция по основной про­блеме текста?

а) Виртуальная зависимость опасна тем, что да­рит человеку иллюзию полноты жизни.

б) Компьютерные игры имеют замечательные технические характеристики.

в) Между компьютерным и настоящим мирами очень зыбкая грань.

г) Ролевые компьютерные игры позволяют че­ловеку испытать различные эмоции.

4. Какое из перечисленных значений слова ИЛЛЮЗИЯ (предложение 1) верно?

а)небывалая радость; б)большое удовольствие; в)искаженное ощущение; г)напряженное состояние

5. Какое слово не является НЕОЛОГИЗМОМ?

а) киберпространство; б) виртуальный; в) онлайн-развлечения; г) иллюзия.

6. В каком предложении есть прямое истолкование использованного слова?

а) 4; б)11; в) 10; г) 15.

7. Укажи, какое средство речевой выразительно­сти используется в предложении «Одним словом,

компьютерные игры — это палка о двух кон­цах»:

а) метафора; б) ряд однородных членов; в) гипербола; г) фразеологизм.

8. Замени слово ЭФЕМЕРНЫ из предложения 17 синонимом.

9.Из предложений7-9 выпиши слово с чере­дующейся безударной гласной в корне.

10. Из предложений 1-3 выпиши слово, правопи­сание приставки ПРЕ- в котором зависит от его

лексического значения.

11. Из предложений 12-13 выпиши слово, образо­ванное бессуффиксным способом.

12. Вы­пиши цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых, (4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.

13. Укажи номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного пред-

ложения:

Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между компьютерным и настоящими мирами становится весьма зыбкой,(2) и он перестаёт осозна-

вать, (3) что чем больше времени траmum на игры, (4) тем меньше реализует себя в действи-

тельности. И тогда не исключено фор­мирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.

14. Вы­пиши цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения:

Ролевые компьютерные игры, (1) которых сей час предостаточно, (2) интересны человеку тем, (3) что дают ему, (4) сидящему перед компьютером, (5) иллюзию активных действий, (в) наполненных различными эмоциями. В виртуальном мире игрок способен без особого труда по­корить все вершины, (7) не прилагая усилий, (8) добиться того, (9) чего, (10) возможно, (11) не удается достичь в реальной жизни.

15. Укажи, сколько словосочетаний со связью СО­ГЛАСОВАНИЕ в предложении 12.

16. Выпиши грамматическую основу предложения 6.

17. Среди предложений 2-5 найди предложение с обособленным приложением.

18. Среди предложений 1-4 найди предложение с двумя обособленными определениями.

19. Укажи количество грамматических основ в предложении 17.

20. Среди предложений 5-9 найди сложное бессо­юзное предложение.

2) Написание сочинения

Поэт А. Кушнер писал:

Меня, как всех, не раз, не два спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека, давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока не знаю, где была душа.

Напиши сочинение «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?» Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ж. Идрисовой. Найди и приведи 2 примера из прочитанного текста, доказывающие твою точку зрения. При­водя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пиши аккуратно, разборчивым по­черком.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вводные конструкции

Автор: Ивкин Дмитрий Юрьевич

Дата: 16.12.2017

Номер свидетельства: 444633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок развития речи. Вводные конструкции. Употребление в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "urok_razvitiia_riechi_vvodnyie_konstruktsii_upotrieblieniie_v_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "343515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473748125"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестирование по русскому языку по теме "Вводные конструкции""
    ["seo_title"] => string(65) "tiestirovaniie_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_vvodnyie_konstruktsii"
    ["file_id"] => string(6) "410839"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1492842536"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Знаки препинания при вводных конструкциях."
    ["seo_title"] => string(47) "znaki_priepinaniia_pri_vvodnykh_konstruktsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "472761"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528525617"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "КДМ для формирования и оценки ууд на уроках русского языка 8 классе по разделу "Предложения с обращениями и вводными конструкциями""
    ["seo_title"] => string(80) "kdm_dlia_formirovaniia_i_otsenki_uud_na_urokakh_russkogo_iazyka_8_klasse_po_razd"
    ["file_id"] => string(6) "492779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545765510"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Предложения с вводными конструкциями"
    ["seo_title"] => string(42) "predlozheniia_s_vvodnymi_konstruktsiiami_1"
    ["file_id"] => string(6) "585832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629965811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства