Приветствие. Отметка отсутствующих. Подготовка к уроку: тетради, ручки, дневники.
Вступительное слово учителя.
Язык, который мы с вами изучаем богат и красив. На русском языке говорят не только русские . Он понятен каждому человеку, живущему в нашей республике.
Во всех школах нашей страны дети учатся на родном языке и то же время изучают русский язык, так как он является языком межнационального общения.В наши дни русский язык является интернациональным , поэтому мы с вами должны бороться за его чмстоту, правильность, выразительность.
Итак, перед тем как начать урок мы с вами разделимся на группы. У меня в руках коробочка, в ней нумерация. Подходим по одному и разбираем номера.У кого нечётные номера те образуют первую группу, у кого чётные номера те вторую группу.
II. Опрос домашнего задания.
Упражнение №6 . Перед вами письмо Николая Островского адресованное своей матери.
Оно полно заботы, теплоты и ласки. Прочитайте, как называет Н. Островский в этом письме свою мать.
Милая мама! Все твои письма мне прочли.Очень рад, что доставили тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую , чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы.Выполни мой наказ, мамочка!
Самое главное - береги себя!Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет тан как хочешь ты.Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
Задание было такое : 1 группа должна была выписать предложения с обращением, объяснить знаки препинания при них. 2 группа выписать служебные части речи: предлоги,частицы,союзы.
III.Стадия вызова.
Сегодня у нас необычное задание « Спектр вопросов». Члены группы по желанию могут выбрать один из лепестков ромашки.
Розовый цвет. Какие части речи относятся к служебным?
К служебным частям речи относятся: союзы, предлоги,частицы.
Жёлтый цвет. Для чего служат в речи предлоги, союзы, частицы?
Предлоги служат для связи существительных, числительных, местоимении в формах косвенных падежей с другими словами.Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложения.
Синий цвет. Какие бывают предлоги?
Предлоги бывают производные и непроизводные. Частицы делятся на 3 разряда: формообразующие, отрицательнее, модальные.
Красный цвет. Для чего употребляются в речи междометия?
Зелёный цвет .Являются ли междометия, обращение членами предложения?
Составить кластер по теме «Служебные части речи». Составить предложение. Частица, союзы, предлоги являются служебными частями речи.
Тема нашего урока «Вводные слова».Познакомимся с лингвистическими терминами на казахском языке и переведём на русский язык.
Сөз – слово (слайд)
Сөз тіркесі – словосочетание
Сөйлем – предложение
Сөйлем мүшесі – член предложения
Каратпа сөз – обращение
.қыстырма сөздер – вводные слова
IV Стадия осмысления. ( Слайд)
Кроме главных и второстепенных членов предложения в предложении могут быть слова не связанные с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Это обращения, вводные слова и междометия.
Вводные слова – это слова или сочетание слов, при помощи, которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова имеют различные значения
Уверенность, неуверенность, различные чувства, источник информации, порядок мыслей, замечания о способах оформления мысли.
Вводные слова могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. На письме вводные слова выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией.
Вводные слова не являются членами предложения.
Работа с учебником.
Прочитайте некоторые вводные слова на русском и казахском языках
Во – первых, во – вторых,в третьих, по – моему,по – твоему, по –нашему,по –вашему, к счастью, к несчастью, вероятно, безусловно, возможно.
V Рефлексия
Работа с учебником. Упражнение 1. Найдите в предложениях вводные слова.Скажите, что они выражают.
Задание по картине. Слайд.
Распределите роли членов семьи, придумайте их реплики, используя вводные слова.
Старший сын: По – моему, завтра будет дождь.
Младший сын: наоборот, дождя завтра не будет.
Мама: Действительно, на небе собираются грозовые тучи.
Папа: Возможно, будет снег с дождём
Работа в группах.
Задание 1 команде. Выразите мысли с уверенностью.
Наше предприятие( конечно) добьётся новых успехов.
Мы(без сомнения)обязательно освоим выпуск новой модели обуви.Президент компании( действительно) очень инициативный руководитель.
Задание 2 команде. Выразите мысли от содержания с радостью, с сожалением или с удивлением.
( К несчастью), корабль получил пробоину недалеко от берега. Рана, ( к сожалению), оказалась очень опасной.Лошади устали,( но к счастью ), бежали довольно быстро.
Работа с текстом. Слайд.
Упражнение 4. Дождевые слова.
Прочитать. Пересказать близко к тексту употребляя вводные слова.Выписать предложения с вводными словами.Определить значения вводных слов.
Должно быть, у каждого человека случается своё счастье.(уверенность)
Я, конечно, о дождях моросящих, слепых, обложных, грибных, скорых.(уверенность)
Чем,(например), отличается скорый дождь от грибного.( уверенность)
Действительно,сверкающие на солнце капли похожи на крупные слёзы.(уверенность)
Упражнение 6. Прочитать в лицах.Выделить предложение с обращением.
Тест. Вводные слова.
1.Вводные слова, выражающие чувства говорящего.
А) итак, следовательно, значит
В) говорят, сообщают, по-моему
С) к счастью, к радости, к досаде
2. Вводные слова, выражающие определённую степень уверенности:
А) итак, следовательно, значит
В) говорят, сообщают, по-моему
С) Несомненно, очевидно, наверное
3.Вводные слова, указывающие источник сообщения.
А) итак, следовательно, значит
В) говорят, сообщают, по – моему
С) к счастью, к радости, к досаде
4. Вводные слова, указывающие на связь мыслей.
А) итак,следовательно, значит
В) одним словом, так сказать,иначе говоря
С) несомненно, очевидно, наверное
5 Предложение с вводными словами
А) Я верю тебе, дядя. (А. Чехов)
В) Тимур! Тебя ищет твой дядя. (А.П.Гайдар)
С) Правда, утром он сделал ошибку. А.И. Солженицын)
VI Домашнее задание:
Выучить правило « Что такое вводное слово?»
Выполнить упражнение 3 стр. 71.
Пересказать текст « Дождевые слова», употребляя вводные слова.