Тема урока: Обобщение и закрепление по теме « Вводные слова и предложения».
Цели урока: 1. обобщить и закрепить работу по формировани навыков находить в предложении вводные слова, совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
2. развивать у учащихся критическое мышление, умения аргументировать и доказывать свою точку зрения
3. повышать интерес к изучению русского языка
Тип урока: закрепление и обобщение знаний
Методы урока: практический, творческий
Вид урока: урок-соревнование
Форма работы: работа в группе
Оборудование: интерактивная доска, слайды
Ход урока:
І. Организационный момент.
Класс делится на две группы
Учитель: Добрый день! А день сегодня, действительно, добрый. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Сегодня у нас необычный урок. По вашему желанию мы разделили вас на две группы. Группы мальчиков и девочек. Соревнуются группы «Умников» и «Умниц».
Сегодня узнаем, чей интеллект возьмет верх.
Итак, ребята, тема нашего урока «Закрепление и обобщение знаний по теме «Вводные слова и предложения»
ІІ. Словарный диктант (слайд 2)
Группы записывают под диктовку слова.( в конце выводят общую сумму ошибок группы)
Без сомнения, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, по-видимому, к сожалению, к счастью, по-моему, во-первых, наконец, следовательно, к удивлению, безусловно
-Чем являются записанные вами слова?
(Вводными словами)
ІІІ. Повторение материала о вводных словах (слайд3)
1.Разминка
А .Какие слова называются вводными?(15)
Б .Какие группы вводных слов по значению вам известны? (20)
В .Как обособляются вводные слова?(10)
Г .Являются ли вводные слова членами предложения (10)
Д .Где могут стоят вводные слова в предложениях?(15)
Е .Назовите вводные слова из группы источник сообщения (20)
Ж .Назовите вводные слова из группы способ оформления мысли (15)
А сейчас мы повторим с вами значения вводных слов.( слайд 4-9)
-Слово вводный образовано от слова вводить, одним из значений которого является «включить во что-нибудь»
Мы можем включить вводные слова в предложение и выражать своё отношение к сообщению
-Запишите в тетрадях предложение. Каникулы быстро кончились (слайд 10)
Команда «Умницы»:Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое вводное слово вы используете?
Команда «Умники»: А теперь представьте, вы рады, что каникулы закончились. Какие вводные слова используете?
Посмотрите на записанные предложения. В чем же разница?
2. А сейчас еще раз обратите внимание на тему нашего урока. Вводными могут быть не только слова, но и предложения. Вводные предложения могут иметь значения вводных слов. Такие предложения легко заменить вводным словом. (слайд 11)
Например: Это путешествие, я надеюсь, вам понравится
Это путешествие,возможно, вам понравится.
Такие вводные предложения, как и вводные слова, выделяются запятыми.
Задание: Заменить вводные предложения подходящими по смыслу вводными словами. (слайд 12)
-гр «Умники» Метель, я уверен, скоро кончится
-гр»Умницы» Теперь, я думаю, медлить нельзя
3. Ребята, мы говорили что иногда омонимичные слова, которые являются членами предложения, могут выдавать себя за вводные слова.(слайд 13)
Например: Ночью весь мир кажется огромным
Я, кажется, забыла дома словари
Но их можно без труда выявить. Что нужно делать для этого? Кто скажет?
-Нужно задать вопрос
-И если можно опустить из предложения без изменения смысла, то это вводные слова.
Задание: Придумать предложения со словом. В одном, чтобы было вводным словом, а в другом выполняло роль члена предложения (слайд14)
Гр «Умники» со словом верно
Гр «Умницы» со словом к счастью
Какие выводы можно сделать Группы выполняют исследовательскую работу(слайд15)
Вводные слова
Омонимичные слова
IV. Выполнение практических заданий(слайд16)
Задание 1
Гр «Умники» Выписать предложения , где выделенные слова являются членами предложения
Гр «Умницы» Выписать предложения , где выделенные слова являются вводными словами
Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
2.Потренируемся. Определить значение вводных слов. (слайд17-26)
Задание 2. Запишите предложения, вставляя вместо точек вводное слово из указанной группы.(27)
- Вводные слова …. не являются членом предложения; …….выражают отношения говорящего к сообщению;…..выделяются на письме запятыми. (порядок мыслей)
- Во время каникул мы…. хорошо отдохнём( неуверенность)
- Болезнь… оказалась очень опасной (чувства)
- Экспедиция….. открыла в глухой сибирской тайге большие запасы ( источник сообщения)
- Чтение….. расширяет кругозор,….развивает память,…..способствует улучшению грамотности( порядок мыслей)
- 3. Нахождение вводных слов в художественном текст-Вводные слова могут быть использованы в художественном тексте. Давайте вспомним «Песню Красной Шапочки».
(Фрагмент из кинофильма) слайд28
-Какие вводные слова встречаются в тексте песни?
-Какое значение они выражают?
-Уверена Красная Шапочка, что по лесной дорожке и можно в Африку прийти?
V. Конкурс лидеров(слайд29)
Написать небольшой отзыв о сегодняшнем уроке, включив вводные слова и выражения
VI. Подведение итога урока
-Что вспомнили сегодня о вводных словах?
-Понравился ли вам сегодняшний урок
VII. Рефлексия (слайд30)
- Я уверен, что хорошо усвоил данную тему и смогу выполнить задания по ней
- Мне кажется, что я достаточно усвоил тему, но затрудняюсь выполнить задания по ней?
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней
VIII. Комментирование оценок, полученных учащимися в течение урока
IX. Домашняя работа (слайд 31)