kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 11 класс
Тема: Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них.
Цели и задачи: - повторить и обобщить знания учащихся, полученных
                             в 5-9   классах;

                          - подробнее рассмотреть разряды вводных слов ;      

                          - развитие навыков постановки знаков препинания
                            в   предложениях с вводными словами и конструкциями;

                    - воспитание уважения к русскому языку

Методы и приёмы: опрос, работа с презентацией, работа в тетради, слово учителя, работа
                                  с таблицей.
Оборудование: тетради, презентация.

                                   Ход урока

  1. Орг.момент
    Проверка присутствующих на уроке
  2. Проверка домашнего задания:
    - кто отсутствовал на предыдущем уроке, получает карточку;
    - ответьте на вопросы -  что вы знаете о порядке слов в русском предложении?

                                                     (в русском языке он порядок слов считается свободным);
                                                  - какие изменения влечёт перестановка членов предложения?
                                                    (изменяется значение предложения  или стилистический
                                                      оттенок высказывания);
                                                  - назовите сферу употребления прямого и обратного порядка
                                                    слов?
                                                   (прямой –речь научная и публицистическая, обратный –
                                                    в разговорной речи и в художественной литературы);
                                                 - что такое плеоназмы? Приведите примеры.
                                                  ( многословие, излишество речи – своя автобиография,
                                                     в марте месяце, впервые познакомиться).

  1. Работа по теме
    - объявление темы и целей урока (слайды 1-2);
    - озвучивание плана урока (слайд 3)
     1.Определение вводных слов и предложений

 2.Определение и правописание вводных конструкций

 3.Группы вводных слов по значению

 4.Предложения со вставными единицами

 1.Определение вводных слов и предложений
- скажите, что такое вводные слова, словосочетания и предложения?   (проверяем слайд 4)
Вводные слова, словосочетания и предложения – синтаксические конструкции, которые включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания.

ЗАПИСАТЬ определение
2.Определение и правописание вводных конструкций
- как вы думаете, в чём разница между вводными предложениями и вставными конструкциями?  
- давайте посмотрим, что же такое вставные конструкции                       (проверяем слайд 5)
Вставные конструкции – предложения, слова или словосочетания, которые вставляются в предложения для сообщения дополнительных или пояснительных сведений к его содержанию. На письме вставные конструкции выделяются.
ЗАПИСАТЬ определение
- Составим таблицу       (слайд 5)

Знак препинания

                    ТИРЕ

                     СКОБКИ

Значение

Дополнение

Пояснение

Примеры

Небольшие дворики, лишенные всякой растительности – ни деревца, ни травинки, - отгорожены каменными заборами.

Двигатель работал напряженно: сейнер поднимался чуть не на попа, - в воде только корма – и все же был не в состоянии преодолеть встречную силу шторма.

Разбираем     (слайд 6)

В ночном разговоре мужиков, охранявших захваченную барскую усадьбу от разграбления, в мечтах и планах использования усадьбы для нужд народа (для больницы, школы, ветеринарной службы) прозвучало странное название: «Академия необходимых наук».

Разбираем    (слайд 7)

- Тренировочные задания (слайд 8-10)
Переписать предложения, расставить знаки препинания (один ученик устно, другие в тетрадях).

  • Однажды вечером  - это было в начале октября 1773 года- сидел я дома один слушая вой осеннего ветра.
  • На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук палки раздался у меня под окном.
    ПРОВЕРЯЕМ (слайд  9)
  • Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти.
  • Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от города.

ПРОВЕРЯЕМ  (слайд  10)

3.Разряды вводных слов по значению  (слайды 11-30)
1.Слова, выражающие чувства говорящего.  (Записали  + ПРИМЕРЫ)
РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО
Я внутренно хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил.

Он был прав, к сожалению.

2.Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого                               (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

Ученик, может быть, выполнит это упражнение.

Граф, надо полагать, вы уже приняли приглашение на бал к Ростовым?

3.Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения                                (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

Тогда Рафаил повёл себя так же, как Женька, например.

Во-первых, можно лечь и проспать до утра. Во-вторых, можно залезть в ванну...

4.Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей

(ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

Другими словами, Камилла, как и её дети, никогда не сможет унаследовать престол.

Затея, мягко говоря, более чем амбициозная.

5.Вводные слова, указывающие на источник сообщения

(ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его.

В лице сиреневого джентльмена чего-то не хватает, по-моему.

6.Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому      (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

Вы поймите, я не хочу знакомиться с людьми, с которыми я знакомиться не хочу.

Ты знаешь, он совсем не похож на Быкова.

7.Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чем говорится
(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

Прошлый выходной, без преувеличения, был самым холодным днем этой зимы.

Рина была, или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной

8.Вводные слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится
(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

По обыкновению, он всегда после завтрака прогуливался по лесу.

Случалось, что и в мае шел снег.

9.Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания
(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и  ЗАПИШЕМ ОДНО

Честно говоря, я не люблю злых и жадных людей

СЛОВА, КОТОРЫЕ НЕ БЫВАЮТ ВВОДНЫМИ – прочитали и записали несколько примеров.     (слайд  31)
     4.   Закрепление
Проверочные упражнения (слайды 32-33)
Один ученик работает устно, другие письменно

  • Казалось, последний луч солнца медлил уходить из избы.
  • Мы решили продолжать путь без проводника но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу.
  • По словам наших проводников, река часто выходит из берегов и затопляет лес.
  • Незнакомец, видимо, удивился и на его лице появилось выражение доверчивой радости.
  1. Выводы и итоги   (слайд 34)
    - Давайте вспомним, чем же различаются вводные и вставные конструкции?
    (первые выражают отношение автора к высказыванию, вторые - дополняют ).
    -Назовите основные разряды вводных слов.
  2. Домашнее задание      (слайд 35) 
    1. Придумать самостоятельно по 2 предложения со вставными конструкциями и 2 предложения с вводными.
    2. Из художественной литературы выбрать по 2 предложения с каждым из разрядов вводных слов.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них »

Блок: русский язык

Класс: 11 класс
Тема: Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них.
Цели и задачи: - повторить и обобщить знания учащихся, полученных
в 5-9 классах;

- подробнее рассмотреть разряды вводных слов ;

- развитие навыков постановки знаков препинания
в предложениях с вводными словами и конструкциями;

- воспитание уважения к русскому языку

Методы и приёмы: опрос, работа с презентацией, работа в тетради, слово учителя, работа
с таблицей.
Оборудование: тетради, презентация.



Ход урока

  1. Орг.момент
    Проверка присутствующих на уроке

  2. Проверка домашнего задания:
    - кто отсутствовал на предыдущем уроке, получает карточку;
    - ответьте на вопросы - что вы знаете о порядке слов в русском предложении?

(в русском языке он порядок слов считается свободным);
- какие изменения влечёт перестановка членов предложения?
(изменяется значение предложения или стилистический
оттенок высказывания);
- назовите сферу употребления прямого и обратного порядка
слов?
(прямой –речь научная и публицистическая, обратный –
в разговорной речи и в художественной литературы);
- что такое плеоназмы? Приведите примеры.
( многословие, излишество речи – своя автобиография,
в марте месяце, впервые познакомиться).

  1. Работа по теме
    - объявление темы и целей урока (слайды 1-2);
    - озвучивание плана урока (слайд 3)

    1.Определение вводных слов и предложений

2.Определение и правописание вводных конструкций

3.Группы вводных слов по значению

4.Предложения со вставными единицами


1.Определение вводных слов и предложений
- скажите, что такое вводные слова, словосочетания и предложения? (проверяем слайд 4)
Вводные слова, словосочетания и предложения – синтаксические конструкции, которые включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания.


ЗАПИСАТЬ определение

2.Определение и правописание вводных конструкций
- как вы думаете, в чём разница между вводными предложениями и вставными конструкциями?
- давайте посмотрим, что же такое вставные конструкции (проверяем слайд 5)
Вставные конструкции – предложения, слова или словосочетания, которые вставляются в предложения для сообщения дополнительных или пояснительных сведений к его содержанию. На письме вставные конструкции выделяются.

ЗАПИСАТЬ определение

- Составим таблицу (слайд 5)


Знак препинания

ТИРЕ

СКОБКИ

Значение

Дополнение

Пояснение

Примеры

Небольшие дворики, лишенные всякой растительности – ни деревца, ни травинки, - отгорожены каменными заборами.

Двигатель работал напряженно: сейнер поднимался чуть не на попа, - в воде только корма – и все же был не в состоянии преодолеть встречную силу шторма.

Разбираем (слайд 6)

В ночном разговоре мужиков, охранявших захваченную барскую усадьбу от разграбления, в мечтах и планах использования усадьбы для нужд народа (для больницы, школы, ветеринарной службы) прозвучало странное название: «Академия необходимых наук».


Разбираем (слайд 7)




- Тренировочные задания (слайд 8-10)
Переписать предложения, расставить знаки препинания (один ученик устно, другие в тетрадях).

  • Однажды вечером - это было в начале октября 1773 года- сидел я дома один слушая вой осеннего ветра.

  • На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук палки раздался у меня под окном.
    ПРОВЕРЯЕМ (слайд 9)

  • Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти.

  • Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от города.

ПРОВЕРЯЕМ (слайд 10)


3.Разряды вводных слов по значению (слайды 11-30)
1.Слова, выражающие чувства говорящего. (Записали + ПРИМЕРЫ)
РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО
Я внутренно хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил.

Он был прав, к сожалению.


2.Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Ученик, может быть, выполнит это упражнение.

Граф, надо полагать, вы уже приняли приглашение на бал к Ростовым?

3.Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Тогда Рафаил повёл себя так же, как Женька, например.

Во-первых, можно лечь и проспать до утра. Во-вторых, можно залезть в ванну...

4.Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей

(ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Другими словами, Камилла, как и её дети, никогда не сможет унаследовать престол.

Затея, мягко говоря, более чем амбициозная.

5.Вводные слова, указывающие на источник сообщения

(ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его.

В лице сиреневого джентльмена чего-то не хватает, по-моему.

6.Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Вы поймите, я не хочу знакомиться с людьми, с которыми я знакомиться не хочу.

Ты знаешь, он совсем не похож на Быкова.

7.Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чем говорится
(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Прошлый выходной, без преувеличения, был самым холодным днем этой зимы.

Рина была, или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной

8.Вводные слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится
(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

По обыкновению, он всегда после завтрака прогуливался по лесу.

Случалось, что и в мае шел снег.

9.Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания
(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Честно говоря, я не люблю злых и жадных людей

СЛОВА, КОТОРЫЕ НЕ БЫВАЮТ ВВОДНЫМИ – прочитали и записали несколько примеров. (слайд 31)

4. Закрепление
Проверочные упражнения (слайды 32-33)
Один ученик работает устно, другие письменно

  • Казалось, последний луч солнца медлил уходить из избы.

  • Мы решили продолжать путь без проводника но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу.

  • По словам наших проводников, река часто выходит из берегов и затопляет лес.

  • Незнакомец, видимо, удивился и на его лице появилось выражение доверчивой радости.

  1. Выводы и итоги (слайд 34)
    - Давайте вспомним, чем же различаются вводные и вставные конструкции?
    (первые выражают отношение автора к высказыванию, вторые - дополняют ).
    -Назовите основные разряды вводных слов.


  1. Домашнее задание (слайд 35)
    1. Придумать самостоятельно по 2 предложения со вставными конструкциями и 2 предложения с вводными.
    2. Из художественной литературы выбрать по 2 предложения с каждым из разрядов вводных слов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них

Автор: Карпушина Инна Владимировна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Вводные слова и пунктуация при них. Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(73) "vvodnye_slova_i_punktuatsiia_pri_nikh_podgotovka_k_oge_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "492368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545616590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства