«Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»
«Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»
Цель урока: дать понятие о вводных словах и предложениях, их значениях, их роли в тексте, показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.
Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Упр. 361: 1) чтение первых предложений писем (предложения с обращениями); 2) Чтение предложений с обращениями из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, ответы на вопросы.
III. Повторение тем «Обособление второстепенных членов», «Обращение: обращения в поэтическом тексте»
Задание: записать строфы из стихотворений Ф. И. Тютчева, расставить знаки препинания, объяснить их. После этого — самопроверка: ученики проверяют написанное по открытым учителем текстам, записанным на доске.
1) Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
2) Удрученный ношей крестной,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»»
Вводные слова и вводные предложения.
Знаки препинания при них
Цель урока: дать понятие о вводных словах и предложениях, их значениях, их роли в тексте, показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.
Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Упр. 361: 1) чтение первых предложений писем (предложения с обращениями); 2) Чтение предложений с обращениями из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, ответы на вопросы.
III. Повторение тем «Обособление второстепенных членов», «Обращение: обращения в поэтическом тексте»
Задание: записать строфы из стихотворений Ф. И. Тютчева, расставить знаки препинания, объяснить их. После этого — самопроверка: ученики проверяют написанное по открытым учителем текстам, записанным на доске.
1) Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
2) Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
IV. Изучение темы «Вводные слова и вводные предложения»
1. Сопоставительный анализ предложений из упр. 362.
Комментарий учителя
Сравнение предложений явно демонстрирует, какие слова являются членами предложения, а какие введены в предложение для выражения степени уверенности или чувства. Такие слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он сообщает, и называются вводными. Они именно вводятся в предложения, не являясь его членами.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника: § 33, с. 163-164.
3. Составление развернутого плана параграфа.
Вводные слова и предложения:
1) выражают отношение говорящего к сообщению;
2) не являются членами предложения;
3) могут выражать различную степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах выражения мыслей;
4) выделяются интонацией, а на письме — выделительными знаками препинания;
4. Значение вводных слов в речи.
Упр. 363: выразительное чтение, ответы на вопросы:
— Какие вводные слова встретились вам в стихотворении А. Кушнера?
— Как автор оценивает роль вводных слов в речи? Почему «от них кружится голова»?
— Как автор определяет значение вводных слов?
— Выручали ли вас вводные слова?
Комментарий учителя
Автор стихотворения «Вводные слова», А. Кушнер, определяет значение вводных слов как важное, хотя они и «замедляют речь», «мешают суть сберечь». Вводные слова важны, потому что дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной — например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чем мы говорим. Вводные слова могут даже выручить человека в сложной ситуации.
V. Тренировочные упражнения
Упр. 364: выразительное чтение, запись предложений на доске (ученики пишут по очереди) и в тетрадях.