Тема | Упражнение в распознавании имён существительных 2-ого склонения |
Цель | Отрабатывать умение распознавать имена существительные 1-ого и 2-ого склонения. |
Задачи | Учить распознавать принадлежность имён существительных к 1-ому или 2-ому склонению; Развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными. Развитие мыслительных процессов. Расширение кругозора обучающихся. |
Формируемые УУД | Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: Постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Основные понятия | Склонение, падеж, безударная гласная |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, рабочая печатная тетрадь, рабочая программа, СД- материалы, музыкальная физминутка Карточки, домашнее задание напечатано на листочках |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Орг. Момент и минутка чистописания Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность | Приветствие, организация рабочих мест, показ слов для минутки чистописания | Организация рабочих мест. Запись числа, классной работы, пропись слов для минутки чистописания | Слон, окно | Выработка каллиграфического почерка | Р. Волевая саморегуляция Л. Смыслообразование (Я должен посмотреть…) К. Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками |
II. Актуализация знаний – словарная работа Цель. Повторение изученного материала | Называет лексическое значение слов Просит поменяться тетрадями в парах. Раздаёт карточки для проверки словарных слов. Задаёт вопрос ребятам, которые работали у доски: - По каким признакам определили тип склонения имён существительных? - | Записывают в два столбика имена существительные 1 и 2 –ого скл. Два ученика работают на доске: Обучающиеся меняются тетрадями в парах и проверяют словарные слова партнёра. Ребята, которые работали у доски, обосновывают свой выбор. | Осложнённый словарный диктант: - профессия человека, который знает законы земледелия (агроном); - упакованные в дорогу вещи (багаж); - периодическое печатное издание в виде больших листов (газета); - общее название тяжёлого металла (железо); - здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции (вокзал); - книгохранилище (библиотека); - совокупность предметов, необходимых в быту (хозяйство); - то же, что и разговор (беседа); - крупное морское судно (корабль); - обилие материальных ценностей (богатство); - сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска (лестница). | Повторение и закрепление изученного материала. | П. Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л. Развивать мыслительные процессы: синтез, анализ, сравнение. Р. Контроль и оценка прогнозирования. |
III. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Формулирование темы урока. | Просит прочитать слова на доске. - Что вы заметили? Выделите окончания в этих словах. - Как определяется склонение имён существительных? - Назовите слова с безударными окончаниями. - Как проверить правописание безударных окончаний? - Сформулируйте тему урока. - Поставьте цель урока. | Читают слова два ученика: один первый столбик, второй – второй столбик. - В первом столбике ошибочно записано слово волка, во втором – дороге. -Существительное ставится в начальную форму: ед.ч., И.п. Называют слова: лето, платье, дороге. - По ударному окончанию в этом же падеже -Учиться распознавать существительные 1 и 2-ого склонения. -Цель: Учиться распознавать существительные 1 и 2-ого склонения; научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-ого склонения | 1 скл. | 2 скл. | Папа волка трава Миша | лето платье огонь дороге. | | Учатся определять склонение имён существительных (1 и 2), называть падежные окончания существительных 2-ого склонения. | П. Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л. Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация, сравнение. Р. Контроль и оценка прогнозирования. К. Планирование учебного процесса, учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
IV. Работа по теме урока Цель. Учиться определять правописание безударных падежных окончаний у существительных 2-ого склонения. Закрепить знания в определении склонения. | Предлагает открыть учебник на стр.95. и посмотреть таблицу тем, кто плохо видит с экрана; и включает СД-прослушивание «2 –ое склонение имён существительных» 2-ая часть - Итак, какое слово в таблице мужского рода имеет ударное окончание? - Какие слова имеют безударное окончание? - Прочитайте слова в каждом падеже и назовите окончания. - Как пишутся ударные и безударные окончания? - В каких падежах в словах 2-ого склонения окончания одинаковы? - Откройте стр.96. рубрику «Обратите внимание!» и прочитайте. - Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? Предлагает прочитать задание к упражнению №167. - Ребята, имена существительные какого склонения вы изменяли по падежам? - Придумайте название птиц, у которого при склонении по падежам будет безударное окончание. - Как вы определяли правописание безударных падежных окончаний. | Открывают учебники на стр.95 - таблицу и слушают диктора. Кто плохо видит, смотрит в таблицу учебника. - Слово слон мужского рода имеет ударное окончание. Обучающиеся перечисляют эти слова. Обучающиеся по цепочке называют слова и их окончания. - Ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Обучающиеся проговаривают варианты ответов. Обучающиеся читают «жужжащим чтением» рубрику - Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить по ударным окончаниям имён существительных 2-ого склонения в этом же падеже. Обучающиеся склоняют в тетрадях названия птиц по вариантам: первый вариант слово орёл; второй вариант - журавль. - 2-ого склонения, т.к. это существительные м.р. с нулевым окончанием. Обучающиеся придумывают свои слова – названия птиц и склоняют их по падежам. - С помощью ударных падежных окончаний имён существительных 2-ого склонения можно проверить написание безударных окончаний этого же склонения. | Таблица «Падежные окончания имён существительных 2-ого склонения» Учебник страница 96 Упражнение №167 Склонение существительных: орёл, журавль. Выделение падежных окончаний. Например: ястреб, коршун, лебедь и др. | Знакомство с правописанием безударных падежных окончаний | Р. Планирование и прогнозирование. П. умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач. К. Умение произвольно строить речевые высказывания. |
V. Физминутка | | | | | |
VI.Самостоятельная работа Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Предлагает работу по дидактическим карточкам по вариантам - Давайте проверим, что получилось. Прочитайте слова 1 склонения. 2-ого склонения. - Какие имена существительные относятся к 1 –ому склонению? Ко 2-ому склонению? - Ребята, какое слово осталось не выписанным? Почему? | Индивидуально работают по карточкам по вариантам: 1 вариант выписывают слова 1 склонения, 2 вариант – 2 склонения. Один из детей читает слова 1 склонения, другой обучающийся – 2 склонения. Обучающиеся проговаривают правила определения 1 и 2-ого склонений. - Слово морковь. Оно не относится ни к первому, ни ко второму склонению. Это существительное ж.р. с мягким знаком на конце. – 3- скл. | Дидактическая карточка 1 скл | 2 скл. | Капуста Ягода Крапива Лопата Машина Неделя Ворона Корова Собака Земля Страна Заря | Яблоко Помидор Картофель Кочан Огурец Огород Молоток Топор Воскресенье Вагон Автобус Трамвай | Морковь - 3 скл. | | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает написать диктант. | Обучающиеся пишут по диктовку словосочетания, выделяют окончания, определяют склонение имён существительных. | Диктант Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом. | Применение знаний на практике, выработка навыка определения склонения имён существительных, правописания безударных окончаний. | К. Планирование учебного сотрудничества П. Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения |
VIII. Итог Цель: Организация фиксации изученного на уроке. | - Чему мы учились сегодня на уроке? - Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? | Обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы. | | | П. Умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. Р. Волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
IX. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, самооценка психологического состояния. | - Ребята, у вас на столах лежат карточки трёх цветов. Если вы считаете, что знаете материал отлично и вам всё понятно, поднимите карточку зелёного цвета. Если вы знаете материал хорошо, но есть что подучить – жёлтого цвета. А, если вы ничего не поняли из этой темы и не научились определять склонение имён существительных – красную. - Обозначьте на лесенке своё состояние | Оценивают свои знания и поднимают соответствующие карточки. На карточках означают своё состояние. | | Осмысливают полученные знания, прислушиваются к своим ощущениям. | К. Умение выражать свои мысли; оценивать качества своей и общей учебной деятельности. |
X. Д/з. | Даёт домашнее задание на листках | Вкладывают домашнее задание в дневник | Выписать из литературного произведения (учебника по литературному чтению) 4-5 предложений и определить склонение имён существительных, выделить окончания. | | |