kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Второе склонение имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок соответствует требованиям ФГОС, разработан для учащихся 4 классов.

Тема урока: Второе склонение имён существительных

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.

Задачи урока:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Планируемые  УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать,  контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных;  развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные:  выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи:  литературное чтение

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы урока:  доска, мл. ноутбук, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч.  В.П.Канакина,  рабочие тетради; толковый словарь, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Второе склонение имён существительных"»

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: 2-е склонение имён существительных

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.

Задачи урока:

Обучающие обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Планируемые  УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать,  контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных;  развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные:  выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи:  литературное чтение

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы урока:  доска, мл. ноутбук, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч.  В.П.Канакина,  рабочие тетради; толковый словарь, раздаточный материал.









Ход урока

1.Организационный этап.

Психологическая подготовка к общению.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Будем знания добывать

Чтоб с успехом применять.

- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.

Проверка домашнего задания

- Какое упр. нужно было выполнить дома. Все справились с заданием. (читают) Кому было легко? У кого возникли затруднения? Почему затруднились? Что для этого нужно знать?(знать таблицу падежей)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

- Сколько падежей в русском языке? (6) Повернитесь друг к другу и начиная с 1 варианта перечислите все падежи с падежными вопросами. (спросить 1 ученика)

- С какой темой познакомились на прошлом уроке? Что нового вы узнали на прошлом уроке?(Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения) С каким склонением познакомились? (1 скл. имён сущ) Какие сущ. относятся к 1 склонению? Что такое склонение? Что значит просклонять существительное?

3. Выявление места и причины затруднения.

Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

Рассмотрите таблицу.

И. п.

юноша, семья

дождь, лето

Р. п.

юноши, семьи

дождя, лета

Д. п.

юноше, семье

дождю, лету

В. п.

юношу, семью

дождь, лето

Т. п.

юношей, семьёй

дождём, летом

П. п.

о юноше, о семье

о дожде, о лете


Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

Назовите начальную форму имён существительных в пер­вом столбце. (Юноша, семья.)

К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете? (От­веты детей.)

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

Сформулируйте тему урока?

Тема урока: Второе склонение имён существительных

Назовите цели урока? Чему должны научиться?

Цель урока: Узнать, какие признаки име­ют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.

5. Первичное закрепление материала.

Познакомить с существительными 2 склонения.

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

Прочитайте пары слов.

Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.) Чем они отличаются? (Они разного рода.) Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

У каких существительных нулевое окончание? (У сущест­вительных мужского рода.)

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные мы записали при выполнении уп­ражнения? (Существительные 2-го склонения.) Какие существительные относятся ко 2 склонению? Сравните с выводом учебника.

6. Физминутка.

Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы

Упр. 163 (с. 93).

Рассмотрите образец.

Назовите грамматические признаки первого слова в паре. ( )то имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет оконча­ние -о.)

Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)

Назовите грамматические признаки этого имени существи­тельного. (Это имя существительное среднего рода, в един­ственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет оконча­ние -е.)

(Комментированное письмо.)

Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.) Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)

Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох.

Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

(Чередуются согласные ж//ш.)

7. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи. 

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) хлопок

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох) два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж) два притопа

4. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха) хлопок

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала

Выпишите имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Включение в систему знаний и повторений

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

Прочитайте стихотворение.

Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

Какие ещё слова выделены в стихотворении?

Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое ко­личество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачи­тывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково- этимологический словарик.)

10Домашнее задание

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

По выбору: упр.165, с.94 выучить правило.

Или просклонять любые 3 существительных 2 склонения

11.Рефлексия

Дать оценку работы класса

Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме) Какую цель поставили перед собой? Достигли поставленной цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Что вам понравилось?

– Где возникли затруднения?

А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу:

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.

-У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.

- Сегодня на уроке все работали очень хорошо, но хотелось бы отметить …… и поставить 5…………….

- Спасибо за внимание! Урок окончен.











Самоанализ урока по русскому языку

Тема урока: Тема урока «Второе склонение имен существительных» (УМК Школа России)

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место урока в изучаемой теме: 32

Цель: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.


Задачи урока:

Задачи урока:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Планируемые результаты:

Планируемые  УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать,  контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных;  развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные:  выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование: доска, мл. ноутбук, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч.  В.П.Канакина,  рабочие тетради; толковый словарь, раздаточный материал.




Исходя из целей и задач, была выбрана структура урока, которая состоит из следующих этапов:

На 1 этапе - Организационный момент

Цель: создание на уроке рабочей, эмоциональной атмосферы для эффективной, успешной работы. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Для этого я настроила детей на урок, чтобы сконцентрировать внимание учащихся и подготовить их для восприятия нового. Были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

На этапе Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности были поставлены следующие цели:

активизировать учащихся к совместной работе, побудить к деятельности и саморазвитию, мотивировать на учебно-познавательную деятельность.

На этом этапе проведена проверка д.з. Для организации эффективной работы на данном этапе учащимся задаются вопросы на закрепление.

На этапе выявления места и причины затруднения
Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость применения падежных вопросов;
Предложила детям задание, в ходе которого учащихся находят проблему. Сформулировали цель и тему урока.

Для организации эффективной работы на этапе первичного закрепления материала учащиеся выполняют упражнения.

На этапе первичного закрепления

Цели: - познакомить с существительными 2 склонения.

На основе имеющихся знаний учащиеся находили существительные и сравнивали с выводом учебника.

На этапе первичного закрепления материала с проговариванием во внешней речи.

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного. Учащимся предложила игру «Доскажи словечко»

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- выявить качество усвоения материала.

Ребята самостоятельно выполняли задание небольшого объёма. Проверили по эталону и образцу. Создана ситуация успеха. Для тех. Кто допустил ошибки. Ситуация успеха заключается в выявлении причин их исправления.

На этапе включения в систему знаний и повторений
Цель: совершенствование навыка нахождения существительных 2 склонения, учить аргументировать свой выбор; выработка умений оперировать ранее полученными знаниями;

На этапе Домашнее задание. Подведение итогов

Цель: обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Предлагается два вида домашнего задания по выбору и желанию.

Каждый выбирает самостоятельно, какое задание он будет выполнять.

Многообразие домашнего задания – путь к успешному освоению материала.

На этапе Рефлексии

Цели: - оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Учащиеся соотнесли цели и результаты деятельности на уроке, оценили свою деятельность. В ходе урока чередовала устную и письменную работу, использовала физминутку. Таким образом, цель была достигнута, всё запланированное удалось выполнить.

Цель, поставленная на уроке, достигнута. Учащиеся были активны, внимательны, работоспособны. Для решения задач урока использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Виды деятельности были разнообразны, благодаря чему поддерживался положительный настрой и быстрый темп проведения занятий.

Время распределено рационально, что позволило выполнить весь запланированный материал.

Урок имеет и воспитательное значение: развивает интерес к предмету, создает эмоциональный настрой, атмосферу доверительных отношений, дисциплинирует, способствует выработке ответственного отношения к учебному труду.

В классе царила атмосфера доверия, взаимопомощи, доброжелательности, увлеченности, позволяющая по-настоящему раскрыться каждому ученику и поверить в свои силы. В целом я довольна этим уроком.










Анализ урока русского языка «Второе склонение имен существительных»

Сегодня вашему вниманию был предложен урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России» под редакцией В.П.Канакина В.Г.Рорецкий. Тема урока «Второе склонение имен существительных»

Я определила следующие цели и задачи урока:

познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.

обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного; отработать орфограмму «Буквы о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц»

тренировать в написании безударных окончаний; развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления, развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна.

На уроке мы работали с учебником,

Учитывая место урока в теме (это второй урок по теме «Три склонения имён существительных»

и характер содержания урока определила тип урока – урок изучения нового материала. Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это стандартный урок (форма общения индивидуальная, коллективная).

В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:

Организационный момент.

Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;

Эмоционально настроить детей на работу.

2. Словарно – орфографическая работа.

Цель: включение нового словарного слова в письменную речь учащихся.

На этом этапе использовала первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова, развивала речедвигательную и моторную орфографическую память, работала над лексическим значением словарного слова.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель: настроить на предстоящую работу.

4. Актуализация знаний.

Цель: активизировать мыслительную деятельность;

Создать положительную мотивацию к изучению нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала

На этом этапе использовала фронтальную и самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе практической и самостоятельной работы.

6.Итог урока.

Цель: формирование вывода по данной теме.


Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:

1. По источнику знаний:

Словесные.

Наглядные.

Практические.

2. В зависимости от характера познавательной деятельности:

Проблемный метод.

Частично – поисковый

3. По дидактическим целям.

6. Метод применения знаний.

На уроке использовала следующие формы работы:

фронтальная

самостоятельная

индивидуальная

учебный диалог

Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.

Дидактическая сторона урока

Материал доступен для понимания.

Этапы урока взаимосвязаны и последовательны

Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы

Использовался наглядный метод

Методическая сторона урока

Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.

Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.

Психологическая сторона урока

Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.

Гигиенические требования к уроку

Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физкультминутка для профилактики сколеоза.


Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем урока.

Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Второе склонение имён существительных"

Автор: Пименова Наталья Владимировна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416844240"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока русского языка 4 класса "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241019"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445170580"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Безударные окончания существительных". ("Школа России") "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-biezudarnyie-okonchaniia-sushchiestvitiel-nykh-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "163311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422463084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства