Тема: Основные типы склонения имен существительных.
Второе склонение. (4класс)
Цели: ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
совершенствовать умение распознавать имена существительные 1и 2 склонений;
развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Минута чистописания.
Письмо букв и соединений.
Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений.
3. Словарная работа. Введение в тему урока.
Родина, деревня, вагон, квартира, железо, лестница, малина, мороз, молоко, пятница, урожай, январь, учение, фамилия. (Учитель называет слова)
- Из данных словарных слов запишите в первый столбик существительные 1 склонения. Остальные существительные записывайте во второй столбик.
- По каким признакам будете выбирать существительные 1 склонения?
( Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я.)
Проверка.
- Назовите имена существительные 1 склонения.(Родина, деревня, квартира, лестница, малина, пятница, фамилия)
- Назовите существительные второго столбика.(Вагон, железо, мороз, молоко, урожай, январь, учение)
- Определите род и выделите окончания у существительных второго столбика. Какого рода существительные? Какие окончания они имеют? Назовите их.
4. Работа по теме урока.
а) Чтение сведений стр.90
- Откройте учебник на стр.90 и прочитайте сведения.
- Скажите, существительные какого склонения вы записали во второй столбик?
-Докажите, что это существительные 2-го склонения. (Данные существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о, - е.)
б) Самостоятельное выполнение упражнения 48 стр.90 с последующей проверкой. Докажите выбор склонения.
(К 1склонению относятся слова – беседа, сеялка, свобода, газета, веялка, победа)
(Ко 2 склонению относятся слова - вокзал, правительство, портрет, горизонт, календарь, адрес, билет, инженер, ручей, салют, вагон.)
5. Физкультурная минутка.
В темном лесу есть избушка. (шагают)
Стоит задом наперед. (поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальцами)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
6. Продолжение работы по теме урока.
а) Упражнение 58 стр.96
Выполняют задания в учебнике.
б) Самостоятельная работа.( с оцениванием)
Упражнение 57 стр.96
Спишите. Выделите окончание у каждого существительного. Укажите его склонение и падеж.
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.
- Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры.
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?
8. Домашнее задание.
Упражнение 59 стр.96, вывод знать.