Тема: Основные типы склонения имен существительных.
Третье склонение. (4класс)
Цели: ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
совершенствовать умение распознавать имена существительные 1,2, 3 склонений;
развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим. (Дети садятся)
2. Минута чистописания.
Письмо букв и соединений.
Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений.
3. Словарная работа. Введение в тему урока.
Береза, вагон, тетрадь, лестница, путешествие, газета, железо, инженер, мебель, трамвай, капуста, февраль, метро, ладонь, машина, морковь.
- Из данных словарных слов запишите в первый столбик существительные 1 склонения, имена существительные 2 склонения - во второй столбик.
- По каким признакам будете выбирать существительные 1 склонения?
( Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я.)
- По каким признакам будете выбирать существительные 2 склонения?
( Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е.)
- Назовите имена существительные 1 склонения. (Береза, газета, капуста, машина, ладонь, лестница, морковь )
- Назовите существительные 2 склонения. (Вагон, железо, путешествие, инженер, трамвай, февраль, метро)
- Выпишите остальные имена существительные. Определите у них род и выделите окончания. Какого рода существительные? Какие окончания они имеют? Назовите их.
- К какому склонению отнесем эти имена существительные? Расскажите, как определить имена существительные 3 склонения.
4. Работа по теме урока.
а) Чтение сведений стр.98
- Откройте учебник на стр.98 и прочитайте сведения.
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры.
- Что нужно знать, чтобы определить относится ли существительное к 3 склонению?
б) Самостоятельное выполнение упражнения 61 стр.98 с последующей проверкой. Докажите выбор склонения.
(Ко 2 склонению относятся слова – камень, засол, день, пекарь, вихрь, дикарь, писарь)
(К 3склонению – окаменелость, плетень, изгородь, соль, ночь, печь, метель, робость, смелость, дикость, хворь, болезнь, запись)
5. Физкультурная минутка.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться.
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
6. Продолжение работы по теме урока.
а) Упражнение 63 стр.99
Выполняют упражнение с заданием.
б) Самостоятельная работа (с оцениванием)
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте тип склонения.
- С одним из слов составьте предложение. Выделите основу предложения и укажите части речи.
Г.зета,б.бл.отека. т.традь,пут.шествие, п.ртрет, м.рковь, к.мандир, св.бода, ве.лка. г.раж..года,р.сунок. пш.ница.
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры
- Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.
- Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры.
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?
8. Домашнее задание.
Упражнение 64 стр.100, вывод знать.