Тема: Основные типы склонения имен существительных. 
Третье склонение. (4класс) 
Цели:   ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
           совершенствовать умение распознавать имена существительные 1,2, 3 склонений;
          развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
Ход урока 
1.Организационный момент. 
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мы пришли сюда учиться,  
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно
Каждый день – всегда, везде 
На занятиях, в игре  
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим. (Дети садятся)
2. Минута чистописания. 
Письмо букв и соединений. 
Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений.
3. Словарная работа. Введение в тему урока.   
Береза, вагон, тетрадь, лестница, путешествие, газета, железо, инженер, мебель, трамвай, капуста, февраль, метро, ладонь, машина, морковь.     
- Из данных словарных слов запишите в первый столбик существительные 1 склонения, имена существительные 2 склонения - во второй столбик.
- По каким признакам будете выбирать существительные 1 склонения?
( Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я.)
- По каким признакам будете выбирать существительные 2 склонения?
( Имена существительные  мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями  – о, - е.)
- Назовите имена существительные 1 склонения. (Береза, газета, капуста, машина, ладонь, лестница, морковь ) 
-  Назовите существительные 2 склонения. (Вагон, железо, путешествие, инженер, трамвай, февраль, метро) 
- Выпишите остальные имена существительные. Определите у них род и выделите окончания. Какого рода существительные? Какие  окончания они имеют? Назовите их.
- К какому склонению отнесем эти имена существительные? Расскажите, как определить имена существительные 3 склонения.
4. Работа по теме урока. 
а) Чтение сведений стр.98 
- Откройте учебник на стр.98 и прочитайте сведения.
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры.
- Что нужно знать, чтобы определить относится ли существительное к 3 склонению?
б) Самостоятельное выполнение упражнения 61 стр.98 с последующей проверкой. Докажите  выбор склонения. 
(Ко 2 склонению относятся слова – камень, засол, день, пекарь, вихрь, дикарь, писарь)
(К 3склонению – окаменелость, плетень, изгородь, соль, ночь, печь, метель, робость, смелость, дикость, хворь, болезнь, запись)
5. Физкультурная минутка. 
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться.
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
6. Продолжение работы по теме урока. 
а) Упражнение 63 стр.99 
Выполняют упражнение с заданием.
б) Самостоятельная работа (с оцениванием) 
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте тип склонения.
- С одним из слов составьте предложение. Выделите основу предложения и укажите части речи.
Г.зета,б.бл.отека. т.традь,пут.шествие, п.ртрет, м.рковь, к.мандир, св.бода, ве.лка. г.раж..года,р.сунок. пш.ница. 
7. Итог урока. 
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры
- Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.
- Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры.
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?
8. Домашнее задание. 
Упражнение 64 стр.100, вывод знать. 
 
    
    
    
    
            
                Просмотр содержимого документа 
                 
                «Конспект урока на тему:"Третье склонение имен существительных".» 
             
            
                                                             Тема: Основные типы склонения имен существительных. 
 Третье склонение. (4класс) 
   
 Цели:   ознакомить с основными типами склонения имен существительных;
  совершенствовать умение распознавать имена существительные 1,2, 3 склонений;
  развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас учащихся.
   
   
 Ход урока 
 1.Организационный момент. 
   
  Мы начать урок готовы,
  Будем слушать, рассуждать
  И друг другу помогать.
  Мы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно
  Каждый день – всегда, везде На занятиях, в игре  Смело, четко говорим И тихонечко сидим. (Дети садятся)
  2. Минута чистописания. 
  Письмо букв и соединений. 
  Учитель показывает на доске, сопровождая комментариями, правильное написание букв и соединений.
 3. Словарная работа. Введение в тему урока.    
   
 Береза, вагон, тетрадь, лестница, путешествие, газета, железо, инженер, мебель, трамвай, капуста, февраль, метро, ладонь, машина, морковь.   
   
 - Из данных словарных слов запишите в первый столбик существительные 1 склонения, имена существительные 2 склонения - во второй столбик.
 - По каким признакам будете выбирать существительные 1 склонения?  
 ( Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я.)
 - По каким признакам будете выбирать существительные 2 склонения?  
 ( Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е.)
   
 - Назовите имена существительные 1 склонения. (Береза, газета, капуста, машина, ладонь, лестница, морковь ) 
 -  Назовите существительные 2 склонения. (Вагон, железо, путешествие, инженер, трамвай, февраль, метро) 
 - Выпишите остальные имена существительные. Определите у них род и выделите окончания. Какого рода существительные? Какие окончания они имеют? Назовите их.
 - К какому склонению отнесем эти имена существительные? Расскажите, как определить имена существительные 3 склонения.
   
 4. Работа по теме урока. 
   
 а) Чтение сведений стр.98 
   
 - Откройте учебник на стр.98 и прочитайте сведения.
 - Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры.
 - Что нужно знать, чтобы определить относится ли существительное к 3 склонению?
   
 б) Самостоятельное выполнение упражнения 61 стр.98 с последующей проверкой. Докажите выбор склонения. 
 (Ко 2 склонению относятся слова – камень, засол, день, пекарь, вихрь, дикарь, писарь)  
 (К 3склонению – окаменелость, плетень, изгородь, соль, ночь, печь, метель, робость, смелость, дикость, хворь, болезнь, запись)
   
 5. Физкультурная минутка. 
 Потянуться, отдохнуть,
 Глубоко теперь вздохнуть.
 Встать, умыться, каши съесть,
 Поскакать, за парту сесть.
 Встать, попрыгать, посмеяться,  
 Покружиться, покачаться.
 Поклониться, распрямиться
 И опять начать трудиться.
   
 6. Продолжение работы по теме урока. 
   
 а) Упражнение 63 стр.99 
 Выполняют упражнение с заданием.
   
 б) Самостоятельная работа (с оцениванием) 
 - Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте тип склонения.  
 - С одним из слов составьте предложение. Выделите основу предложения и укажите части речи.
  
 Г.зета,б.бл.отека. т.традь,пут.шествие, п.ртрет, м.рковь, к.мандир, св.бода, ве.лка. г.раж. .года,р.сунок. пш.ница. 
   
 7. Итог урока. 
   
 - Что нового узнали на уроке?
 - Чему учились на уроке?
 - Какие существительные относятся к 3 склонению? Приведите примеры
 - Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.
 - Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры.
 - Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?
   
 8. Домашнее задание. 
 Упражнение 64 стр.100, вывод знать.