Ожидаемый результат: качественная подготовка к контрольному диктанту.
Ход урока
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
С числительным всегда будь дружен.
Оргмомент.
Лингвистическая разминка. Какие морфемы записаны на доске? На что они указывают? – а (сущ. 1 скл. в им. п), -ут (глагол 1 спр. 3л., мн. ч.), - ого (прил. муж. р. в род. п.). –ью (сущ. 3 скл в предл.п. или числ. от пяти до тридцати в предл. п ). Это окончания.
Переход к теме урока. Учитель читает сказку, ученики помогают, вставляя вместо пауз нужные слова. В некотором сказочном царстве, в загадочном государстве «Русский язык» стояла неприступная крепость Морфология. И жили в ней… (10 частей речи. А правил в ней всесильный…(Глагол). И было у него три дочери… (Имена), один сын…(Наречие), одна падчерица… (Местоимение) и трое слуг…(Предлог, Союз, Частица), а во флигеле жило… (Междометие). Самая скромная и застенчивая была младшая из дочерей . Она думала, что занимает чужое место: одна ее часть должна уйти в математику, а другая объединиться с Прилагательным. Почему? О какой части речи идет речь? Докажите, что эта часть речи занимает законное место. Ребята отвечают, что речь идет о Числительном. Соответственно , тема урока: Имя числительное. Обращение к эпиграфам.
Работа над текстом. 1. Елизавета Петровна взошла на престол в 1748 году. 2. Этому событию М.В.Ломоносов посвятил оду, за которую получил награду 2 000 рублей . 3. Но бумажных денег тогда не было, ни золота, ни серебра в казне не оказалось, и поэт получил награду медными деньгами – достоинством ½ копейки и ¼ копейки. 4. 2 000 рублей – это 400 000 монет по ½ копейки и 800 000 монет по ¼ копейки. 5. Вес награды составил 3 тонны 276 килограммов. 6. Все это Михаил Васильевич отвез домой на нескольких повозках.