kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Винительный падеж существительного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Винительный падеж существительного

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями винительного падежа.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с признаками  винительного падежа имён существительных, формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже;

Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения;

Воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и любовь к родному краю.

Тип урока: усвоение новой темы

Вид урока: урок-путешествие

Форма работы: индивидуальная, групповая

Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический

Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: интерактивная доска, слайды, фишки, учебник, стикеры, смайлики, правило группы, книга «Казахские народные пословицы и поговорки».

Лексическая тема: Зимушка-зима

                                                    Ход урока:

I  Позитивный настрой на урок

 - Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас лучик солнца, дарящий всем добро. В русском языке очень много добрых и  ласковых слов. А  теперь давайте хором прочитаем наше с вами любимое стихотворение:

                               Будем отвечать активно,

                               Хорошо себя вести.

                               Чтобы гости дорогие

                               Захотели вновь прийти.

      Большое вам спасибо! Желаю вам удачи, садитесь на свои места.

Наш сегодняшний девиз урока: «Улыбка людей и солнца теплей».

    Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру имени существительного. Вы уже много знаете об этой части речи, знакомы как они изменяются по родам, по числам и по падежам. А сегодня мы подробнее остановимся на одном из падежей. Итак, в путь! А я ваш капитан.

   Но прежде, чем отправиться в путь мы с вами повторим правила поведения:

  • Не надо шуметь;
  • Не надо мешать друг другу;
  • Слушаться капитана;
  • Нужно уважать других;
  • Надо быть добрым и вежливым.

Мы будем соблюдать наши правила? Тогда в путь!

II  Проверка знаний учащихся

     Для путешествия нам понадобится корабль (это будет морское путешествие). Корабль уже готов ( на доске открывается рисунок корабля), но взойти на борт мы пока, к сожалению не можем. Чтобы приобрести билеты, необходимо выполнить задание. На парусах нашего корабля написаны слова. Прочитайте их.

                Корабль                    про корабль                корабля                                

                            кораблём                  кораблю                      о корабле   

   Что вы заметили? (существительное «корабль» употребляется в разных падежах). Прочитайте эти слова в порядке падежей.

     Молодцы! Теперь мы можем отправляться в плавание!

III  Работа со словарными словами

      Первое испытание для вас – работа со словарными словами. Они тоже связаны с путешествием.

    Слайд 1

   Одгадайте первое слово: любой человек, поднявшись на борт судна или зайдя в автобус, троллейбус, становится кем? (пассажиром)

  Каждому пассажиру, если он не «заяц», необходим … (билет)

  У пассажира бывают с собой вещи. Все вместе они называются … (багаж)

  Пассажир с билетом и багажом может отправляться в … (путешествие)

     А теперь сами придумайте и запишите одно предложение, используя все слова, что мы сейчас записали. А для того, чтобы усложнить ваше задание, я добавлю вам одно «лишнее» слово – ПОГОДА

    Слайд 2

   А почему оно лишнее? ( это слово – существительное женского рода, а остальные слова существительные мужского и среднего родов).

IY   Объяснение новой темы

   Мы с вами плывём дальше. Нам навстречу – корабли. Но посмотрите – они терпят бедствие. (На доске открываются два парусника). Все паруса у них потрепаны штормом, надо помочь починить их. (На парусах кораблей – слова с пропущенными буквами, вместо букв «дырки»)

    А вот и наши помощники (на доску вывешиваются картинка с дельфинами, на обратной стороне – предлоги: в, на, про, за, под).

   Ребята «чинят» паруса, вставляя пропущенные буквы, а затем используя предлоги, составляют с данными словами словосочетания ( с записью на доске и в тетрадях), определяют падеж и род существительных.

     Выходить на аллею, смотрел в глазок, говорил про соловья, заглянуть в печку, покрасить беседку, положил под газету.

    Что заметили? (все существительные стоят в винительном падеже).

Молодцы! И с этим заданием вы справились! И сегодня мы будем во время нашего путешествия говорить именно о винительном падеже существительных. Итак, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какие предлоги могут употребляться с винительным падежом?

 Слайд 3

    А теперь откройте ваши учебники – они нам сегодня заменят карту – и сверим наши маршруты. На странице 116 есть правило о винительном падеже существительных

   Давайте прочитаем!

Y  Работа над лексической темой

      Мозговая атака

  1. Какое сейчас время года?
  2. Каких птиц вы знаете?
  3. Какие птицы зимуют в нашем краю?
  4. Какую помощь вы оказываете птицам зимой?

           Составим синквейн (пятистишье) к слову «Зима»

           План синквейна

  1. Имя существительное          1. Зима
  2. Два прилагательных             2. Холодная, снежная
  3. Три глагола                           3. Дует, замораживает, метёт
  4. Предложение                        4. Я люблю холодную зиму
  5. Синоним                                5. Время года

YI  Физминутка

     Песенка Фунтика

    Какое слово вам повстречалось  в этом ролике

    Правильно, слово «доброта». Просклоняйте это слово (устно).

    Это слово связано с нашим девизом. То есть «Улыбка людей и солнца теплей». Я хочу прочитать вам ещё одну казахскую народную пословицу: «С добрым поведёшься – добра наберёшься, С глупым сдружиться – с пути сбиться»(объяснить смысл).

YII  Закрепление

   Итак, наше путешествие продолжается, и мы с вами приближаемся к острову.

   Слайд 4

Это остров винительного падежа. Островитяне передают нам послание.

    Слайд 5

     «Приветствуем вас, юные мореплаватели! Мы – жители острова винительного падежа, хотим испытать вас: достойны ли вы посетить наш остров? Наши задания не из легких. Вы готовы? Тогда внимание!»

    Слайд 6

1-задание. Запишите по памяти предложения и разберите их. Найдите в них существительные в винительном падеже.

Слайд 7

В июне горячие лучи солнца прогрели воду.

Слайд 8

Пассажиры поднялись на корабль и продолжили путешествие.

Каким же членом предложения может быть существительное в винительном падеже?(дополнением, обстоятельством).

2-задание. Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах. На карточках тест-таблица.

     Слайд 9

     Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже.

    Пользуясь «ключом» (слайд 10), ребята могут прочитать слово –МОЛОДЕЦ.

YIII  Итог урока

      Если у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили и оказались грамотными путешественниками. Жители острова довольны вами с удовольствием встретятся с вами на наших дальнейших уроках. А нам пора возвращаться и подводить итоги.

    Что вы узнали сегодня о винительном падеже существительных?

    Открыть слайд 3

IX  Рефлексия

      Учащиеся прикрепляют стикеры (на рисунок кота Матроскина)

X  Домашнее задание

     Выучить правила

     Упражнение 268 (с 117) и Упражнение 269 (с 118)

XI  Комментирование оценок

   Я хочу объявить лучших путешественников (выставляются отметки)

   Узнать настроения гостей по смайликам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Винительный падеж существительного »

Число: 28.01.2013 год

Класс: 5

Предмет: Русская речь


Тема урока: Винительный падеж существительного

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями винительного падежа.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с признаками винительного падежа имён существительных, формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже;

Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения;

Воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и любовь к родному краю.


Тип урока: усвоение новой темы

Вид урока: урок-путешествие

Форма работы: индивидуальная, групповая

Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический

Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: интерактивная доска, слайды, фишки, учебник, стикеры, смайлики, правило группы, книга «Казахские народные пословицы и поговорки».

Лексическая тема: Зимушка-зима


Ход урока:


I Позитивный настрой на урок


- Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас лучик солнца, дарящий всем добро. В русском языке очень много добрых и ласковых слов. А теперь давайте хором прочитаем наше с вами любимое стихотворение:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.


Большое вам спасибо! Желаю вам удачи, садитесь на свои места.

Наш сегодняшний девиз урока: «Улыбка людей и солнца теплей».

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру имени существительного. Вы уже много знаете об этой части речи, знакомы как они изменяются по родам, по числам и по падежам. А сегодня мы подробнее остановимся на одном из падежей. Итак, в путь! А я ваш капитан.

Но прежде, чем отправиться в путь мы с вами повторим правила поведения:

  • Не надо шуметь;

  • Не надо мешать друг другу;

  • Слушаться капитана;

  • Нужно уважать других;

  • Надо быть добрым и вежливым.


Мы будем соблюдать наши правила? Тогда в путь!

II Проверка знаний учащихся


Для путешествия нам понадобится корабль (это будет морское путешествие). Корабль уже готов ( на доске открывается рисунок корабля), но взойти на борт мы пока, к сожалению не можем. Чтобы приобрести билеты, необходимо выполнить задание. На парусах нашего корабля написаны слова. Прочитайте их.


Корабль про корабль корабля

кораблём кораблю о корабле


Что вы заметили? (существительное «корабль» употребляется в разных падежах). Прочитайте эти слова в порядке падежей.


И. п. что? корабль

Р. п. чего? корабля

Д. п. чему? кораблю

В. п. что? корабль

Т. п. чем? кораблём

П. п. о чём? о корабле

Молодцы! Теперь мы можем отправляться в плавание!


III Работа со словарными словами


Первое испытание для вас – работа со словарными словами. Они тоже связаны с путешествием.


Слайд 1


Отгадайте первое слово: любой человек, поднявшись на борт судна или зайдя в автобус, троллейбус, становится кем? (пассажиром)

Каждому пассажиру, если он не «заяц», необходим … (билет)

У пассажира бывают с собой вещи. Все вместе они называются … (багаж)

Пассажир с билетом и багажом может отправляться в … (путешествие)

А теперь сами придумайте и запишите одно предложение, используя все слова, что мы сейчас записали. А для того, чтобы усложнить ваше задание, я добавлю вам одно «лишнее» слово – ПОГОДА


Слайд 2


А почему оно лишнее? ( это слово – существительное женского рода, а остальные слова существительные мужского и среднего родов).

IY Объяснение новой темы


Мы с вами плывём дальше. Нам навстречу – корабли. Но посмотрите – они терпят бедствие. (На доске открываются два парусника). Все паруса у них потрепаны штормом, надо помочь починить их. (На парусах кораблей – слова с пропущенными буквами, вместо букв «дырки»).


1-й корабль 2-й корабль

Вых… дить …ллею

см… трел гл…зок

гов… рил сол…вья

загл… нуть печ…

п…красить б…седку

пол… жил г…зету


А вот и наши помощники (на доску вывешиваются картинка с дельфинами, на обратной стороне – предлоги: в, на, про, за, под).

Ребята «чинят» паруса, вставляя пропущенные буквы, а затем используя предлоги, составляют с данными словами словосочетания ( с записью на доске и в тетрадях), определяют падеж и род существительных.

Выходить на аллею, смотрел в глазок, говорил про соловья, заглянуть в печку, покрасить беседку, положил под газету.

Что заметили? (все существительные стоят в винительном падеже).

Молодцы! И с этим заданием вы справились! И сегодня мы будем во время нашего путешествия говорить именно о винительном падеже существительных. Итак, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какие предлоги могут употребляться с винительным падежом?


Слайд 3


А теперь откройте ваши учебники – они нам сегодня заменят карту – и сверим наши маршруты. На странице 116 есть правило о винительном падеже существительных

Давайте прочитаем!


Y Работа над лексической темой


Мозговая атака


  1. Какое сейчас время года?

  2. Каких птиц вы знаете?

  3. Какие птицы зимуют в нашем краю?

  4. Какую помощь вы оказываете птицам зимой?


Составим синквейн (пятистишье) к слову «Зима»

План синквейна


  1. Имя существительное 1. Зима

  2. Два прилагательных 2. Холодная, снежная

  3. Три глагола 3. Дует, замораживает, метёт

  4. Предложение 4. Я люблю холодную зиму

  5. Синоним 5. Время года


YI Физминутка

Песенка Фунтика

Какое слово вам повстречалось в этом ролике

Правильно, слово «доброта». Просклоняйте это слово (устно).

Это слово связано с нашим девизом. То есть «Улыбка людей и солнца теплей». Я хочу прочитать вам ещё одну казахскую народную пословицу: «С добрым поведёшься – добра наберёшься, С глупым сдружиться – с пути сбиться»(объяснить смысл).


YII Закрепление


Итак, наше путешествие продолжается, и мы с вами приближаемся к острову.


Слайд 4


Это остров винительного падежа. Островитяне передают нам послание.


Слайд 5


«Приветствуем вас, юные мореплаватели! Мы – жители острова винительного падежа, хотим испытать вас: достойны ли вы посетить наш остров? Наши задания не из легких. Вы готовы? Тогда внимание!»


Слайд 6


1-задание. Запишите по памяти предложения и разберите их. Найдите в них существительные в винительном падеже.


Слайд 7


В июне горячие лучи солнца прогрели воду.


Слайд 8


Пассажиры поднялись на корабль и продолжили путешествие.


Каким же членом предложения может быть существительное в винительном падеже?(дополнением, обстоятельством).

2-задание. Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах. На карточках тест-таблица.


Слайд 9




да

нет

1

Нырнул в воду

+


2

Играют в воде


+

3

На морском берегу


+

4

Привёз на берег

+


5

Закинул якорь

+


6

В морской тишине


+

7

Приплыть на остров

+



Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже.

Пользуясь «ключом» (слайд 10), ребята могут прочитать слово –МОЛОДЕЦ.


Ключ:




да

нет

1

Нырнул в воду

М

А

2

Играют в воде

У

О

3

На морском берегу

Н

Л

4

Привёз на берег

О

Р

5

Закинул якорь

Д

И

6

В морской тишине

Я

Е

7

Приплыть на остров

Ц

В



YIII Итог урока


Если у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили и оказались грамотными путешественниками. Жители острова довольны вами с удовольствием встретятся с вами на наших дальнейших уроках. А нам пора возвращаться и подводить итоги.

Что вы узнали сегодня о винительном падеже существительных?

Открыть слайд 3


IX Рефлексия


Учащиеся прикрепляют стикеры (на рисунок кота Матроскина)


X Домашнее задание


Выучить правила

Упражнение 268 (с 117) и Упражнение 269 (с 118)


XI Комментирование оценок


Я хочу объявить лучших путешественников (выставляются отметки)

Узнать настроения гостей по смайликам



Проверено: _________________ 28.01.2013 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Винительный падеж существительного

Автор: Ахметова Айгул Пернебековна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок русского языка "Именительный и винительный падежи существительных первого склонения""
    ["seo_title"] => string(104) "urok-russkogho-iazyka-imienitiel-nyi-i-vinitiel-nyi-padiezhi-sushchiestvitiel-nykh-piervogho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "259087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК "Перспектива". Тема: «Винительный падеж имен существительных»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_umk_perspektiva_tema_v"
    ["file_id"] => string(6) "593234"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638427893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "РАЗРАБОТКА УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ" "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-russkogo-iazyka-po-tiemie-imienitiel-nyi-i-vinitiel-nyi-padiezhi"
    ["file_id"] => string(6) "137332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417338109"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация к уроку Именительный и винительный падежи "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-imienitiel-nyi-i-vinitiel-nyi-padiezhi"
    ["file_id"] => string(6) "138593"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417556773"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Именительный и винительный падежи "
    ["seo_title"] => string(38) "imienitiel-nyi-i-vinitiel-nyi-padiezhi"
    ["file_id"] => string(6) "138591"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417555893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства