Цель урока: познакомить учащихся с особенностями винительного падежа.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с признаками винительного падежа имён существительных, формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже;
Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения;
Воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и любовь к родному краю.
Тип урока: усвоение новой темы
Вид урока: урок-путешествие
Форма работы: индивидуальная, групповая
Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический
Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо
Оборудование: интерактивная доска, слайды, фишки, учебник, стикеры, смайлики, правило группы, книга «Казахские народные пословицы и поговорки».
Лексическая тема: Зимушка-зима
Ход урока:
I Позитивный настрой на урок
- Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас лучик солнца, дарящий всем добро. В русском языке очень много добрых и ласковых слов. А теперь давайте хором прочитаем наше с вами любимое стихотворение:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Большое вам спасибо! Желаю вам удачи, садитесь на свои места.
Наш сегодняшний девиз урока: «Улыбка людей и солнца теплей».
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру имени существительного. Вы уже много знаете об этой части речи, знакомы как они изменяются по родам, по числам и по падежам. А сегодня мы подробнее остановимся на одном из падежей. Итак, в путь! А я ваш капитан.
Но прежде, чем отправиться в путь мы с вами повторим правила поведения:
Не надо шуметь;
Не надо мешать друг другу;
Слушаться капитана;
Нужно уважать других;
Надо быть добрым и вежливым.
Мы будем соблюдать наши правила? Тогда в путь!
II Проверка знаний учащихся
Для путешествия нам понадобится корабль (это будет морское путешествие). Корабль уже готов ( на доске открывается рисунок корабля), но взойти на борт мы пока, к сожалению не можем. Чтобы приобрести билеты, необходимо выполнить задание. На парусах нашего корабля написаны слова. Прочитайте их.
Корабль про корабль корабля
кораблём кораблю о корабле
Что вы заметили? (существительное «корабль» употребляется в разных падежах). Прочитайте эти слова в порядке падежей.
Молодцы! Теперь мы можем отправляться в плавание!
III Работа со словарными словами
Первое испытание для вас – работа со словарными словами. Они тоже связаны с путешествием.
Слайд 1
Одгадайте первое слово: любой человек, поднявшись на борт судна или зайдя в автобус, троллейбус, становится кем? (пассажиром)
Каждому пассажиру, если он не «заяц», необходим … (билет)
У пассажира бывают с собой вещи. Все вместе они называются … (багаж)
Пассажир с билетом и багажом может отправляться в … (путешествие)
А теперь сами придумайте и запишите одно предложение, используя все слова, что мы сейчас записали. А для того, чтобы усложнить ваше задание, я добавлю вам одно «лишнее» слово – ПОГОДА
Слайд 2
А почему оно лишнее? ( это слово – существительное женского рода, а остальные слова существительные мужского и среднего родов).
IY Объяснение новой темы
Мы с вами плывём дальше. Нам навстречу – корабли. Но посмотрите – они терпят бедствие. (На доске открываются два парусника). Все паруса у них потрепаны штормом, надо помочь починить их. (На парусах кораблей – слова с пропущенными буквами, вместо букв «дырки»)
А вот и наши помощники (на доску вывешиваются картинка с дельфинами, на обратной стороне – предлоги: в, на, про, за, под).
Ребята «чинят» паруса, вставляя пропущенные буквы, а затем используя предлоги, составляют с данными словами словосочетания ( с записью на доске и в тетрадях), определяют падеж и род существительных.
Выходить на аллею, смотрел в глазок, говорил про соловья, заглянуть в печку, покрасить беседку, положил под газету.
Что заметили? (все существительные стоят в винительном падеже).
Молодцы! И с этим заданием вы справились! И сегодня мы будем во время нашего путешествия говорить именно о винительном падеже существительных. Итак, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какие предлоги могут употребляться с винительным падежом?
Слайд 3
А теперь откройте ваши учебники – они нам сегодня заменят карту – и сверим наши маршруты. На странице 116 есть правило о винительном падеже существительных
Давайте прочитаем!
Y Работа над лексической темой
Мозговая атака
Какое сейчас время года?
Каких птиц вы знаете?
Какие птицы зимуют в нашем краю?
Какую помощь вы оказываете птицам зимой?
Составим синквейн (пятистишье) к слову «Зима»
План синквейна
Имя существительное 1. Зима
Два прилагательных 2. Холодная, снежная
Три глагола 3. Дует, замораживает, метёт
Предложение 4. Я люблю холодную зиму
Синоним 5. Время года
YI Физминутка
Песенка Фунтика
Какое слово вам повстречалось в этом ролике
Правильно, слово «доброта». Просклоняйте это слово (устно).
Это слово связано с нашим девизом. То есть «Улыбка людей и солнца теплей». Я хочу прочитать вам ещё одну казахскую народную пословицу: «С добрым поведёшься – добра наберёшься, С глупым сдружиться – с пути сбиться»(объяснить смысл).
YII Закрепление
Итак, наше путешествие продолжается, и мы с вами приближаемся к острову.
Слайд 4
Это остров винительного падежа. Островитяне передают нам послание.
Слайд 5
«Приветствуем вас, юные мореплаватели! Мы – жители острова винительного падежа, хотим испытать вас: достойны ли вы посетить наш остров? Наши задания не из легких. Вы готовы? Тогда внимание!»
Слайд 6
1-задание. Запишите по памяти предложения и разберите их. Найдите в них существительные в винительном падеже.
Слайд 7
В июне горячие лучи солнца прогрели воду.
Слайд 8
Пассажиры поднялись на корабль и продолжили путешествие.
Каким же членом предложения может быть существительное в винительном падеже?(дополнением, обстоятельством).
2-задание. Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах. На карточках тест-таблица.
Слайд 9
Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже.
Пользуясь «ключом» (слайд 10), ребята могут прочитать слово –МОЛОДЕЦ.
YIII Итог урока
Если у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили и оказались грамотными путешественниками. Жители острова довольны вами с удовольствием встретятся с вами на наших дальнейших уроках. А нам пора возвращаться и подводить итоги.
Что вы узнали сегодня о винительном падеже существительных?
Открыть слайд 3
IX Рефлексия
Учащиеся прикрепляют стикеры (на рисунок кота Матроскина)
X Домашнее задание
Выучить правила
Упражнение 268 (с 117) и Упражнение 269 (с 118)
XI Комментирование оценок
Я хочу объявить лучших путешественников (выставляются отметки)
Узнать настроения гостей по смайликам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Винительный падеж существительного »
Число: 28.01.2013 год
Класс: 5
Предмет: Русская речь
Тема урока: Винительный падеж существительного
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями винительного падежа.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с признаками винительного падежа имён существительных, формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже;
Развивающая: развивать интеллектуальные способности детей, умение доказывать свою точку зрения;
Воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и любовь к родному краю.
Тип урока: усвоение новой темы
Вид урока: урок-путешествие
Форма работы: индивидуальная, групповая
Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический
Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо
Оборудование: интерактивная доска, слайды, фишки, учебник, стикеры, смайлики, правило группы, книга «Казахские народные пословицы и поговорки».
Лексическая тема: Зимушка-зима
Ход урока:
I Позитивный настрой на урок
- Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас лучик солнца, дарящий всем добро. В русском языке очень много добрыхи ласковых слов. А теперь давайте хором прочитаем наше с вами любимое стихотворение:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Большое вам спасибо! Желаю вам удачи, садитесь на свои места.
Наш сегодняшний девиз урока: «Улыбка людей и солнца теплей».
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру имени существительного. Вы уже много знаете об этой части речи, знакомы как они изменяются по родам, по числам и по падежам. А сегодня мы подробнее остановимся на одном из падежей. Итак, в путь! А я ваш капитан.
Но прежде, чем отправиться в путь мы с вами повторим правила поведения:
Не надо шуметь;
Не надо мешать друг другу;
Слушаться капитана;
Нужно уважать других;
Надо быть добрым и вежливым.
Мы будем соблюдать наши правила? Тогда в путь!
II Проверка знаний учащихся
Для путешествия нам понадобится корабль (это будет морское путешествие). Корабль уже готов ( на доске открывается рисунок корабля), но взойти на борт мы пока, к сожалению не можем. Чтобы приобрести билеты, необходимо выполнить задание. На парусах нашего корабля написаны слова. Прочитайте их.
Корабль про корабль корабля
кораблём кораблю о корабле
Что вы заметили? (существительное «корабль» употребляется в разных падежах). Прочитайте эти слова в порядке падежей.
И. п. что? корабль
Р. п. чего? корабля
Д. п. чему? кораблю
В. п. что? корабль
Т. п. чем? кораблём
П. п. о чём? о корабле
Молодцы! Теперь мы можем отправляться в плавание!
III Работа со словарными словами
Первое испытание для вас – работа со словарными словами. Они тоже связаны с путешествием.
Слайд 1
Отгадайте первое слово: любой человек, поднявшись на борт судна или зайдя в автобус, троллейбус, становится кем? (пассажиром)
Каждому пассажиру, если он не «заяц», необходим … (билет)
У пассажира бывают с собой вещи. Все вместе они называются … (багаж)
Пассажир с билетом и багажом может отправляться в … (путешествие)
А теперь сами придумайте и запишите одно предложение, используя все слова, что мы сейчас записали. А для того, чтобы усложнить ваше задание, я добавлю вам одно «лишнее» слово – ПОГОДА
Слайд 2
А почему оно лишнее? ( это слово – существительное женского рода, а остальные слова существительные мужского и среднего родов).
IY Объяснение новой темы
Мы с вами плывём дальше. Нам навстречу – корабли. Но посмотрите – они терпят бедствие. (На доске открываются два парусника). Все паруса у них потрепаны штормом, надо помочь починить их. (На парусах кораблей – слова с пропущенными буквами, вместо букв «дырки»).
1-й корабль 2-й корабль
Вых… дить …ллею
см… трел гл…зок
гов… рил сол…вья
загл… нуть печ…
п…красить б…седку
пол… жил г…зету
А вот и наши помощники (на доску вывешиваются картинка с дельфинами, на обратной стороне – предлоги: в, на, про, за, под).
Ребята «чинят» паруса, вставляя пропущенные буквы, а затем используя предлоги, составляют с данными словами словосочетания ( с записью на доске и в тетрадях), определяют падеж и род существительных.
Выходить на аллею, смотрел в глазок, говорил про соловья, заглянуть в печку, покрасить беседку, положил под газету.
Что заметили? (все существительные стоят в винительном падеже).
Молодцы! И с этим заданием вы справились! И сегодня мы будем во время нашего путешествия говорить именно о винительном падеже существительных. Итак, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какие предлоги могут употребляться с винительным падежом?
Слайд 3
А теперь откройте ваши учебники – они нам сегодня заменят карту – и сверим наши маршруты. На странице 116 есть правило о винительном падеже существительных
Давайте прочитаем!
Y Работа над лексической темой
Мозговая атака
Какое сейчас время года?
Каких птиц вы знаете?
Какие птицы зимуют в нашем краю?
Какую помощь вы оказываете птицам зимой?
Составим синквейн (пятистишье) к слову «Зима»
План синквейна
Имя существительное 1. Зима
Два прилагательных 2. Холодная, снежная
Три глагола 3. Дует, замораживает, метёт
Предложение 4. Я люблю холодную зиму
Синоним 5. Время года
YI Физминутка
Песенка Фунтика
Какое слово вам повстречалось в этом ролике
Правильно, слово «доброта». Просклоняйте это слово (устно).
Это слово связано с нашим девизом. То есть «Улыбка людей и солнца теплей». Я хочу прочитать вам ещё одну казахскую народную пословицу: «С добрым поведёшься – добра наберёшься, С глупым сдружиться – с пути сбиться»(объяснить смысл).
YII Закрепление
Итак, наше путешествие продолжается, и мы с вами приближаемся к острову.
Слайд 4
Это остров винительного падежа. Островитяне передают нам послание.
Слайд 5
«Приветствуем вас, юные мореплаватели! Мы – жители острова винительного падежа, хотим испытать вас: достойны ли вы посетить наш остров? Наши задания не из легких. Вы готовы? Тогда внимание!»
Слайд 6
1-задание. Запишите по памяти предложения и разберите их. Найдите в них существительные в винительном падеже.
Слайд 7
В июне горячие лучи солнца прогрели воду.
Слайд 8
Пассажиры поднялись на корабль и продолжили путешествие.
Каким же членом предложения может быть существительное в винительном падеже?(дополнением, обстоятельством).
2-задание. Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах. На карточках тест-таблица.
Слайд 9
да
нет
1
Нырнул в воду
+
2
Играют в воде
+
3
На морском берегу
+
4
Привёз на берег
+
5
Закинул якорь
+
6
В морской тишине
+
7
Приплыть на остров
+
Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже.
Пользуясь «ключом» (слайд 10), ребята могут прочитать слово –МОЛОДЕЦ.
Ключ:
да
нет
1
Нырнул в воду
М
А
2
Играют в воде
У
О
3
На морском берегу
Н
Л
4
Привёз на берег
О
Р
5
Закинул якорь
Д
И
6
В морской тишине
Я
Е
7
Приплыть на остров
Ц
В
YIII Итог урока
Если у вас получилось это слово, значит, вы правильно выполнили и оказались грамотными путешественниками. Жители острова довольны вами с удовольствием встретятся с вами на наших дальнейших уроках. А нам пора возвращаться и подводить итоги.
Что вы узнали сегодня о винительном падеже существительных?
Открыть слайд 3
IX Рефлексия
Учащиеся прикрепляют стикеры (на рисунок кота Матроскина)
X Домашнее задание
Выучить правила
Упражнение 268 (с 117) и Упражнение 269 (с 118)
XI Комментирование оценок
Я хочу объявить лучших путешественников (выставляются отметки)