Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ" »
Тема урока: «Именительный и Винительный падежи»
Цель урока: открытие детьми способа действия при определении у существительных падежей.
Задачи:
обучающие: создать условия для
- осуществления целеполагания учащимися и способов предстоящей учебной деятельности;
- систематизации знаний детей, необходимых для отработки умения определять падеж существительного;
- формирования умения распознавать именительный и винительный падежи;
- выработки учащимися алгоритма рассуждений и действий при определении падежа имени существительного;
развивающие:
- развития умения планировать собственную деятельность;
- развития умения осуществлять самооценку;
- развития умения работать малых группах;
воспитательные:
- воспитание ответственности за свои действия в процессе работы группы.
Планируемый результат: открытие детьми способа действия при определении у существительных падежей.
Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок
Коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Познавательные: самостоятельноискать способ решения проблемы, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные результаты: находить отличие между падежами, правильно определять падеж у существительных.
Тип урока: планирование предстоящей деятельности и поиск способа решения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: компьютер, презентация, листки самоконтроля, карточки для работы в паре, карточки с тестовым заданием.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
2
3
4
1.
Организационное начало урока. Психологический настрой.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу.
Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Покажите с каким настроением вы пришли на урок (внесите в оценочный листок) Скажите друг другу что-нибудь приятное. Теперь посмотрите на меня. Вы сегодня по-взрослому серьёзны. Значит, мне будет с вами работать легко.
Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.
2.
Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации (побуждение к осознанию противоречия)
Слайд № 1. Минутка чистописания
Прочитайте предложения:
В питомнике растет кедр.
Дети вырастили кедр.
Запишите предложения красиво, аккуратно ,
Оцените работу
Чем похожи предложения?
Читают предложения
3.
Целеполагание.
Определение темы урока.
Постановка учебной задачи.
Слайд 2
есть (что? ) – кедр И.п.
вижу (что? ) кедр – В.п.
Какое противоречие заметили?
Какая проблема может возникнуть в связи с этим?
Что предстоит выяснить?
Сформулируйте тему урока.
Слайд3
Именительный и Винительный падежи.
Какие задачи вы для себя определите?
Слайд4
узнать: способы
УЗ
различия И.п. и
В.п.
научиться:
применять эти способы
Слово кедр имеет одну и ту же форму слова в разных падежах.
В определении падежа: И.п. или В.п.
Выяснить, как отличать И.п. от В.п.
И.п. и В.п.
Узнать: способы различия падежей.
Научиться: применять эти способы.
4.
Планирование предстоящей деятельности.
Как вы считаете, чтобы решить поставленную УЗ, что надо будет сделать сначала? Затем?
Фронтальная работа.
Нужно выяснить способы различий между падежами, а затем использовать их в своей работе.
5.
Реализация намеченного (поиск способа решения)
Слайд 5
Определите падеж существительного кедр . Что для этогонужно.
Слайд6
Работа с предложениями. Самостоятельно Самопроверка. Слайд 7
Что заметили?
Слайд 8
Сформулируйте правило.
Сравните правило с правилом в учебнике
стр. 105.
Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению падежа имени существительного.
Слайд № 9
Алгоритм:
Нахожу слово, к которому относится имя сущ.
Задаю вопрос.
Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.
Определяю падеж.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 10
Во всех предложениях сообщается о кедре
Выполняют задание самостоятельно.
Называют грамматическую основу.
1) найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос;
2) по вопросу и предлогу определить падеж
(определяют падеж)
Учащиеся соотносят свои записи.
6.
Контроль
Какую УЗ мы решили?
Для чего мы создали полученный алгоритм?
Какая УЗ стоит дальше?
Игра «Засели домики» (работа в паре)
(работа на карточке) Проверим свои знания. Что нам поможет?
Слайд 11
Проверка.
Узнали способы различия И.п. от В.п.
Для того, чтобы правильно определять падеж у имени существительного
Выполняют работу в парах
7.
Рефлексия (итог урока)
ТЕСТ (карточка)
Слайд12САМОПРОВЕРКА
Для чего мы проводили тест?
Что удалось сегодня на уроке? Что помогло?
Вернёмся к нашему плану. Какие УЗ вы ставили?
Что нам удалось создать для решения УЗ?
Проверить, как мы усвоили материал урока.
Узнать способы различия И.п. и В. п. Научиться их применять
7.
Самооценка
Определите для себя и оцените по шкале знаний, кто считает, что он научился пользоваться алгоритмом, а значит, научился различать И.п. от В.п.
Сегодня на уроке вы по-взрослому были серьёзны. С вами было интересно. Всем спасибо.
В листок самоконтроля выставляют оценки за урок друг другу, каждый сам себе.