Просмотр содержимого документа
««Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными»»
Учитель русского языка и литературы МКОУСОШ №5 г. Беслана РСО-Алания
Тедеева Светлана Исламовна
Конспект урока в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными» (слайд 1)
Цели: (слайд 2)
- повторить и систематизировать знания обучащихся по сложноподчиненному предложению с придаточными обстоятельственными;
- развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей.
-воспитывать нравственные и эстетические качества обучающихся.
Задачи: (слайд 3)
-закрепить навыки постановки знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения; - формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; - осуществлять синтаксический разбор сложного предложения; - готовить к ГИА; - развивать умения и навыки анализа текста; - развивать речь учащихся, умение выделять главное; -пробудить интерес к личности Д.С.Лихачёва и к его творчеству; - формировать нравственные качества обучающихся
Форма работы: групповая
Урок - практикум
Оборудование: учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. “Русский язык. 9 класс”, пособие по подготовке к ОГЭ под ред. Н.А.Сениной, карточки, раздаточный материал, проектор, ноутбук, экран.
Тип урока: урок закрепления полученных по теме знаний. Урок-практикум.
Педагогические технологии: компьютерные, здоровье сберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные
Приложение: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание. Мотивация
Слово учителя: Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем известному учёному, академику Д.С. Лихачёву, который написал великолепную книгу, адресованную молодому поколению. Называется она «Письма о добром и прекрасном» (слайд 4)
В ней автор рассказывает о Родине, рассуждает о патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира и эстетическом воспитании молодёжи.
Повторять изученный материал мы будем, опираясь именно на эти письма.
В качестве эпиграфа к уроку хотелось бы взять слова Д.С.Лихачёва «Мы не выживем физически, если погибнем духовно» (слайд 5). В конце урока мы еще вернемся к этим словам.
III.Работа с текстом № 1 по группам:
(Перед каждым учащимся лежит распечатанный текст. Слайд 6)
Когда человек сознательно или интуитивно выб…рает себе в жизни какую (то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем (не)вольно даёт себе оценку. ..
Если человек ставит перед собой задачу пр…обрести все элементарные блага он и оценивает себя на уровне этих материальных благ… Если человек живёт чтобы приносить людям добро обл…гчить их страдания при болезнях давать людям радость то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель достойную человека.
Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Задание 1 группы: определите тему, идею текста, озаглавьте, запишите в тетрадь.
Задание 2 группы: вставьте пропущенные буквы, запишите эти слова в тетрадь.
Задание 3 группы: расставьте знаки препинания; объясните их постановку.
Задание для всех: назовите СПП, определите их вид.
- Ответьте на вопрос, к чему призывает нас автор? (Каждый должен ставить перед собой такие жизненные цели, которые бы выходили за рамки личного блага).
IV.Работа с текстом № 2
(Перед каждым учащимся лежит распечатанный текст. Слайд 7)
Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
- Объясните правописание орфограмм в скобках и на месте пропуска. Расставьте знаки препинания. Найдите СПП, определите их вид и средства связи. Выполните синтаксический разбор
1вариант – 4 предложение,
2 вариант – 6 предложение с последующей проверкой.
1)Литература даёт нам коло(с,сс)ссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2)Она делает человека инте(л,лл)игентным, разв…вает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей… 3)Одним словом делает вас мудрыми. 4)Но всё это делает(?)ся только тогда когда вы читаете, вникая во все мелочи…5).Ибо самое часто кроет(?)ся именно в мелочах. 6)А такое чтение возможно только тогда когда вы читаете с удовольствием…
- В каком стиле написан текст? (публицистическом)
- Каков тип речи? (рассуждение)
-Какова главная мысль текста? (Литература делает нас интеллигентными, помогает лучше понимать жизнь, поэтому читать необходимо с удовольствием, вникая во все мелочи).
- Назовите вводное слово (одним словом)
-Найдите слова, в которых правописание приставки зависит от последующего согласного звука (развивает, возможно)
V. Физминутка
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
1)Человечество тратит ми(л,лл)иарды , чтобы сохранить окружающую нас природу… Ведь она даёт целительную силу.
2)Если природа необходима человеку для его биологической жизни то культурная среда не менее необходима для его духовной нравственной жизни… 3)Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя потому что его воспитывает история, прошлое…4) Он учится уважению к предкам и помнит о потомках…5)Если человек не ценит память о своих родителях он не любит их… 6)Если равнодушен к памятникам истории своей страны он равнодушен к своей стране.
- Какие актуальные проблемы затрагивает автор в этом тексте? (Экологическую, проблему истории, памяти).
VII. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы обобщили материал по теме «Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными»
Думается, мы потрудились хорошо.
Но хотелось бы вернуться к эпиграфу. Как вы думаете, почему я сегодня взяла именно эти слова Д.С.Лихачёва? Как вы их понимаете? (высказывания обучающихся)
Слово учителя: Духовность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. А эти помыслы должны быть добрыми, светлыми, чистыми, чтобы «в будущем мы жили в стране великой культуры», чтобы «выжили физически и не погибли духовно».
Думаю, ребята, у вас сегодня появился интерес к личности Д.С.Лихачёва и в будущем вы обязательно обратитесь к его прекрасной книге «Письма о добром и прекрасном».
VIII. Выставление и комментарий оценок
IX. Сообщение домашнего задания (слайд 9)
Напишите сочинение – миниатюру «Интеллигентный человек для меня…» Используйте в нём СПП с придаточными обстоятельственными.