Урок в 9 классе
Проводила учитель русского языка Абильдина Карлыгаш Капановна
І.Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
ІІ Цели:
1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.
2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”,
ІІІ. Ход урока
I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).
II. Повторение изученного материала.
1. Теоретические вопросы.
- Чем отличается сложное предложение от простого предложения?
- На какие виды делятся сложные предложения?
- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?
- Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?
- Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?
- Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?
2. Записать предложения и построить схемы.
1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.
2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.
3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.
- Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)
- А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)
- Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.
Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.
- Рассмотрим таблицу.
Образа действия или степени
Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.
Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Места
Где, куда, откуда
Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Времени
Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.
Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
(С.А.Есенин)
Условия
Если (если…то), когда, раз и др.
Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь
Причины
Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.
Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Цели
Чтобы, для того чтобы и др.
Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Сравнения
Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.
Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Уступки
Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни
Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Следствия
Так что
Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.
Придаточные обстоятельственные
V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.
- Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.
1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.
2) Куда ни взглянешь всюду холмы.
3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.
5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.
VII. Итоги урока.
- С чем познакомились сегодня на уроке?
- Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?
- Как различать эти виды придаточных?
VIII. Домашнее задание: правило упр. 5-6,7