kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Севрюк Оксана Леонтьевна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными.

Цель: Формировать  умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

 Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными». Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.

Словарная работа.

 А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: канонада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.

Повторение изученного материала.

Теперь 1 вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2 вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим  к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.

1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.

2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

1)Найдите грамматические основы.

2)Определите главные и придаточные предложения.

3)На какие вопросы отвечают придаточные?

4)Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?

5)При помощи чего прикрепляются придаточное к главному  предложению?  Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное.  Если же союзами, то многозначное.

6)Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.

                         Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)                      

                        Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………) 

Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными  образа действия и степени?

Ответы учащихся.   

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Общее

Различие

1. Могут быть однозначными и многозначными.

1. Отвечают на разные пары вопросов.

2. Поясняют словосочетания.

2. Поясняют словосочетания различного строения.

3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.

Закрепление 

Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый  вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй  вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

                      Как? Каким образом?

   [ …глагол + указательное слово], (  союзное слово как…….)  

[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно). 

                     Как? В какой степени?

    [ … указательное слово +наречие ], (союз  что………………) 

Продолжение объяснения нового материала.

Внимание. Вот третье предложение.

Еще долго не умолкала  победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.

1)Найдите грамматические  основы предложения.

2)Определите главное и придаточное предложения.

3)На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

4)Что поясняет придаточное?

5)При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?

Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.

                                                                  Как?

    [ Еще долго не умолкала  победная канонада], ( союз словно………………) 

Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?

На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.

Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени  на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие:  в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.

Придаточные сравнительные

Придаточные образа действия и степени

1. Как?

1. Как? Каким образом?

    Как? В какой степени?

2. Поясняет все главное предложение.

2. Поясняют словосочетания: глагол + указательное слово; указательное слово + наречие, сущ., прил.

3. Нет указательных слов.

3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены.

4. Сравнение

4. Нет намека на сравнение.

Воспитательный момент.

Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?

В этом году наша страна отмечает 70- летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. 

Закрепление.

Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

1)На войне солдаты поступали так  как велел им долг.

2)Из груди так сильно била кровь  что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

3)Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

4)Засмеялся он точно сталь зазвенела.

5)Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.

6)Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.

7)Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику №130, 168.

Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения"»

Севрюк Оксана Леонтьевна Предмет: русский язык


Класс: 9


Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными.


Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.


Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.


Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными». Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.


Словарная работа.

А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: канонада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.


Повторение изученного материала.

Теперь 1 вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2 вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?


Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.


1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.

2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.


  1. Найдите грамматические основы.

  2. Определите главные и придаточные предложения.

  3. На какие вопросы отвечают придаточные?

  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?

  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.

  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.



На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.



Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)



Как? В какой степени?


[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)


Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?

Ответы учащихся.

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.


Общее

Различие

1. Могут быть однозначными и многозначными.

1. Отвечают на разные пары вопросов.

2. Поясняют словосочетания.

2. Поясняют словосочетания различного строения.

3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.



Закрепление

Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.


[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).


Как? Каким образом?


[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)


[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).



Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)

Продолжение объяснения нового материала.

Внимание. Вот третье предложение.

Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.

  1. Найдите грамматические основы предложения.

  2. Определите главное и придаточное предложения.

  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

  4. Что поясняет придаточное?

  5. При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?


Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.


Как?

[ Еще долго не умолкала победная канонада], ( союз словно………………)

Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?

На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.

Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.


Придаточные сравнительные

Придаточные образа действия и степени

1. Как?

1. Как? Каким образом?

Как? В какой степени?

2. Поясняет все главное предложение.

2. Поясняют словосочетания: глагол + указательное слово; указательное слово + наречие, сущ., прил.

3. Нет указательных слов.

3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены.

4. Сравнение

4. Нет намека на сравнение.


Воспитательный момент.

Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?

В этом году наша страна отмечает 70- летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Закрепление.

Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.


  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.

  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

  4. Засмеялся он точно сталь зазвенела.

  5. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.

  6. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.

  7. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.


Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику №130, 168.

Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Севрюк Оксана Леонтьевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок 9 классе Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-9-klassie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi"
    ["file_id"] => string(6) "165632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422847625"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Среднесрочное планирование по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(46) "sriedniesrochnoieplanirovaniieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454943985"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства