Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения"
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения"
Севрюк Оксана Леонтьевна
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными.
Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными». Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.
Словарная работа.
А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: канонада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.
Повторение изученного материала.
Теперь 1 вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2 вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?
Объяснение нового материала.
Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.
1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.
1)Найдите грамматические основы.
2)Определите главные и придаточные предложения.
3)На какие вопросы отвечают придаточные?
4)Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
5)При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?
Ответы учащихся.
Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.
Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.
Общее
Различие
1. Могут быть однозначными и многозначными.
1. Отвечают на разные пары вопросов.
2. Поясняют словосочетания.
2. Поясняют словосочетания различного строения.
3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.
Закрепление
Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.
[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
Продолжение объяснения нового материала.
Внимание. Вот третье предложение.
Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.
1)Найдите грамматические основы предложения.
2)Определите главное и придаточное предложения.
3)На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
4)Что поясняет придаточное?
5)При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?
Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.
Как?
[ Еще долго не умолкала победная канонада], ( союз словно………………)
Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.
Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.
3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены.
4. Сравнение
4. Нет намека на сравнение.
Воспитательный момент.
Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?
В этом году наша страна отмечает 70- летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Закрепление.
Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.
1)На войне солдаты поступали так как велел им долг.
2)Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
3)Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
4)Засмеялся он точно сталь зазвенела.
5)Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
6)Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
7)Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.
Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.
Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику №130, 168.
Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения"»
Севрюк Оксана Леонтьевна Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными.
Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными». Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.
Словарная работа.
А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: канонада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.
Повторение изученного материала.
Теперь 1 вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2 вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?
Объяснение нового материала.
Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.
1.Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2.Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.
Найдите грамматические основы.
Определите главные и придаточные предложения.
На какие вопросы отвечают придаточные?
Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?
Ответы учащихся.
Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.
Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.
Общее
Различие
1. Могут быть однозначными и многозначными.
1. Отвечают на разные пары вопросов.
2. Поясняют словосочетания.
2. Поясняют словосочетания различного строения.
3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.
Закрепление
Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.
[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).
Как? Каким образом?
[ …глагол + указательное слово], ( союзное слово как…….)
[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).
Как? В какой степени?
[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)
Продолжение объяснения нового материала.
Внимание. Вот третье предложение.
Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.
Найдите грамматические основы предложения.
Определите главное и придаточное предложения.
На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
Что поясняет придаточное?
При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?
Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.
Как?
[ Еще долго не умолкала победная канонада], ( союз словно………………)
Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.
Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.
3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены.
4. Сравнение
4. Нет намека на сравнение.
Воспитательный момент.
Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?
В этом году наша страна отмечает 70- летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Закрепление.
Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.
На войне солдаты поступали так как велел им долг.
Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
Засмеялся он точно сталь зазвенела.
Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.
Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.
Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику №130, 168.
Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.